Сергей Аксаков: чиновник, писатель, педагог

Портрет писателя С.Т. Аксакова. Художник Н.И. Крамской, 1878 год

За пределами России русская классическая литература XIX века пробивала себе дорогу с трудом. Впрочем, понять это можно. Образованная публика в той же Европе вполне была избалована своими авторами: от сестер Бронте и Герберта Джорджа Уэллса (Англия), Виктора Гюго и Теофиля Готье (Франция) и до весьма талантливых испанских, итальянских, немецких и скандинавских писателей и поэтов, вроде норвежца Кнута Гамсуна или баска Антонио де Труэба. На Западе популярность Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева, А. П. Чехова, Л. Н. Толстого рождалась постепенно и возрастала не в течение одного года, но десятилетиями. А вот интерес к творчеству Сергея Тимофеевича Аксакова возник как-то сразу, сперва в Германии, затем во Франции и Англии. Сейчас о нем пишут книги и издают научные труды и в Европе, и в США. Получается какая-то парадоксальная картина: европейцы его ставили в один ряд с Иваном Тургеневым и Львом Толстым, а в России (после 1991 года) Аксакова исключали из программы изучения отечественной литературы даже на филологических факультетах вузов.

Впрочем, нельзя сказать, что память С. Т. Аксакова в современной России не чтят. Есть несколько музеев, посвященных ему, его имя присвоено улицам и паркам в ряде городов, проводятся «Аксаковские чтения» и фестивали, в том числе и авторской песни – «Аленький цветочек», и даже один из кратеров на планете Меркурий носит название «Аксаков». Казалось бы, вполне достаточно. Но положа руку на сердце многие ли признаются в том, что глубоко знакомы с книгами этого писателя-мемуариста? Разве кто-нибудь вспомнит, что читал в школе «Детские годы Багрова-внука». Однако, скорее всего, большинство людей, проживающих в Российской Федерации, свяжет Аксакова со сказкой «Аленький цветочек», да и то из-за советского мультфильма, который постоянно крутят по телевидению.

1 октября 2021 года (по новому стилю) исполняется 230 лет со дня рождения Сергея Аксакова (1791-1859). Этот выдающийся писатель, мемуарист, государственный деятель, театральный критик, был еще и отличным семьянином, сумевшим воспитать детей, которые верно и честно служили России на самых разных поприщах. Особую известность из наследников Сергея Тимофеевича получили: славянофилы Константин, Иван и Вера Аксаковы и их брат Григорий, оставивший о себе добрую славу в качестве уфимского и самарского губернатора.

Род Аксаковых принадлежит к древнейшим аристократическим фамилиям Руси. Он имеет варяжско-тюркские корни. Предок всех Аксаковых (но еще и Воронцовых, Башмаковых и т. д.) Шимон Африканович упоминается в Киево-Печерском патерике (XIII век) как жертвователь на строительство Лавры и собеседник преподобного Феодосия Печерского.

Дворяне Аксаковы во все эпохи верно служили Руси-России. Дед Сергея Тимофеевича, Степан Михайлович, очень гордился своим дальним пращуром и учил тому же внука.

Надо сказать, что Сергей Аксаков получил очень хорошее домашнее воспитание. Можно сказать, что его растили с любовью, наказание было редкостью, а читать он приучился чуть ли не в четыре года. Родители Сергея руководствовались принципом: главное, не навредить душе, сердцу и уму ребенка. С детских лет мальчик рос в атмосфере православной семьи. Он влюбился в родную природу. И несмотря на то, что тогда господствовало крепостное право, сызмальства его отношение к крестьянам не носило в себе типичной дворянской спеси. Аксаков сам вспоминал, что, когда попробовал вслед за крестьянским мальчиком боронить землю, то у него ничего не вышло. И это послужило важным уроком на всю жизнь.

Казанский университет Аксаков окончил в возрасте 15 лет, затем перебрался в Москву и чуть позже – в столичный Санкт-Петербург, где поступил на службу переводчиком с французского языка в Комиссию составления законов.

Огромную роль в дальнейшей судьбе Сергея Аксакова сыграла встреча с адмиралом Александром Семеновичем Шишковым. Это был незаурядный человек. Представьте себе боевого военно-морского офицера, который серьезно занимался изучением русского языка, литературоведением, да еще и писательством.
14:04

Кстати, Шишков отличался и педагогическими способностями и ему довелось возглавить Министерство народного просвещения. Александр Семенович всеми силами отстаивал идеологию самобытного пути развития России. Аксаков буквально восхитился трудами Шишкова и из-за этого разругался со своими молодыми приятелями, склонными превозносить все европейское и ругать русский образ жизни.

Удивительный ораторский талант Сергея Тимофеевича, его способность к актерской игре и хорошая память принесли ему популярность в литературных салонах того времени. Аксаков свел знакомство с великим Гавриилом Державиным и писателем Михаилом Загоскиным, который стал другом.

Война 1812 года и женитьба разделили жизнь Аксакова на две части. В первой части он, собственно, больше заботился о себе, а во второй же – уже о семействе. Но это не влияло на расширение его круга общения, в который входили и Николай Гоголь, и историк Погодин, и князь Шаховской, и актер Щепкин, и философы-славянофилы: Иван Киреевский и Алексей Хомяков. С Александром Сергеевичем Пушкиным Аксаков близок не был, но ценил его творчество.

Работая в Цензурном комитете, Сергей Аксаков трепетно относился к содержанию поступавших к нему книг и статей. Он отнюдь не сочувствовал либеральным и революционным настроениям, но и категорически выступал против огульного запрета публикаций, что в итоге и стоило ему места.

В 1833 году Сергей Тимофеевич поступил на работу в качестве инспектора в Константиновское землемерное училище, а через два года возглавил Константиновский межевой институт, созданный по указу императора Николая Павловича. Ныне это Московский государственный университет геодезии и картографии. Из-за состояния здоровья в 1838 году Аксаков оставляет государственную службу.

Сергей Тимофеевич теперь сосредотачивается на семье, хозяйстве в своих имениях и на писательском труде. Он выпускает несколько замечательных книг, где рассказывает о родной природе и делится наблюдениями за рыбалкой и охотой. Но главной целью писателя становятся художественные мемуары, выразившиеся в трех книгах: «Семейная хроника», «Воспоминания» и «Детские годы Багрова-внука», и выпущенные в 50-х годах XIX столетия.

Современники высоко оценили эти произведения. Мало того, что книги были написаны в отличном литературном стиле, но Аксаков их создавал, вкладывая в каждую частичку своей души. И из книг можно понять, чем же руководствовался Сергей Тимофеевич, скажем, при воспитании своих детей (всего их родилось 11, но одна девочка умерла во младенчестве). В предисловии к своей трилогии Аксаков сам написал следующее: «Я желаю написать такую книгу для детей, какой не бывало в литературе. Такая книга надолго сохранила бы память обо мне во всей грамотной России… Тайна в том, что книга должна быть написана, подделываясь к детскому возрасту, а как будто для взрослых, и чтобы не только не было нравоучения (всего этого дети не любят), но даже намека на нравственное впечатление, и чтоб исполнено было художественно в высшей степени».

Аксаков своих детей не мучил нравоучениями, да и взрослых не собирался тоже наставлять прямо, в лоб. В то же время Сергей Тимофеевич отлично понимал, что с детьми нельзя лицемерить и лукавить, невозможно также и забывать о детском возрасте, который не терпит излишней серьезности и зауми.

В основу воспитания Аксаков положил те же начала, на которых и его самого поднимали родители, то есть православную веру, любовь к природе и простому народу.

Неслучайно потом уже в трудах его сыновей, Константина и Ивана, находятся важные мысли об этом. Их так научил «отесенька» (так называли отца дети). Далеко не случайно в статье «Богатыри времен великого князя Владимира по русским песням» Константин Сергеевич Аксаков писал: «Таким образом, первое и главное, что выдается из этого мира Владимировых песен, − это христианская вера; она постоянно и повсюду основа жизни… Все богатыри – православные, и постоянно повторяется богатырское приветствие, когда приезжает православный витязь к неправославному государю:

Нету у тя Спасова образа,

Некому у тя помолитися,

− А не за что тебе поклонитися.

Вместе и согласно с началом христианской веры выдается начало семейное, основа всего доброго на земле. Богатыри почтительны к отцу и матери… Итак, сила богатырская является у нас, осененная чувством православия и чувством семьи: без чего не может быть истинной силы».

Здесь проявляется воочию и все то, чему учил его отец – Сергей Тимофеевич Аксаков.

 

Александр Гончаров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

52 + = 57