Сердце философа Ивана Ильина

Иван Александрович Ильин родился 9 апреля 1883 года в Москве. Он принадлежал к дворянскому роду, который исстари служил Российской империи. Его отец, Александр Иванович Ильин, был крестником императора Александра II, убитого революционерами-террористами. До конца своей жизни Александр Иванович чтил покойного императора.
Мама Ильина происходила из российских немцев. Она приняла православие перед венчанием и вместо Каролины Луизы фон Штадион стала зваться Екатериной Юльевной Ильиной.
Ко времени поступления на юридический факультет Московского университета Иван Ильин знал церковнославянский, греческий, латинский, а также еще немецкий и французский языки.
С детских лет Ильин мечтал заниматься филологией и философией, но по настоянию отца он, как и старшие братья, занялся юриспруденцией.
Один из учителей будущего философа в университете так характеризует его: «Ильин проявляет совершенно выходящую из ряда трудоспособность, соединенную с величайшей преданностью избранной им специальности. Его приходилось не побуждать, а останавливать в занятиях, опасаясь за его переутомление от чрезмерной работы».
В 1918 году Иван Ильин, уже будучи магистром государственного права, защитил диссертацию «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека».А в 1922 году Ильин оказался в списке русских философов, по которому его выслали из Советской России на так называемом «философском» пароходе.
Заграницей Ильин очень много писал и печатался. Именно там он проявил себя как выдающийся православный русский философ.Он участвовал в издании сборника «Россия и латинство» (1923 г.). Философ категорически выступил на защиту православия перед попытками Католической церкви масштабно внедриться в Россию в период, когда Русская Православная Церковь подвергалась гонениям.
Революция для Ивана Александровича Ильина являлась верхом катастрофического развития общественных процессов. Социализм и коммунизм он не принимал.Именно ему принадлежат строки: «Социализм по самой природе своей завистлив, тоталитарен и террористичен; а коммунизм отличается от него только тем, что он проявляет эти особенности открыто, беззастенчиво и свирепо».
Шансов быть напечатанным в России у Ивана Александровича практически не было. Советская власть вполне справедливо видела в нем серьезного идеологического противника.
Мыслитель считал, что в СССР русский народ является самым угнетенным, что Православная Церковь находится на грани выживания, и поэтому никакого снисхождения к существующей власти быть не может.
Ильин великолепно понимал, что Западу сильная Россия не нужна. Он писал: «Не следует закрывать себе глаза на людскую вражду, де еще в исторически-мировом масштабе. Неумно ждать от неприятелей доброжелательства. Им нужна слабая Россия, изнемогающая в смутах, в революциях, в гражданских войнах и в расчленении. Им нужна Россия с убывающим народонаселением, что и осуществляется за последние 32 года. Им нужна Россия безвольная, погруженная в несущественные и нескончаемые партийные распри, вечно застревающая в разногласии и многоволении. Неспособная ни оздоровить свои финансы, ни провести военный бюджет, ни создать свою армию, ни примирить рабочего с крестьянином, ни построить необходимый флот. Им нужна Россия расчлененная, по наивному «свободолюбию» согласная на расчленение и воображающая, что ее «благо» – в распадении. Но единая Россия им не нужна».
Иван Александрович Ильин за всю свою жизнь написал более сорока книг и трехсот статей на русском и иностранных языках (преимущественно на немецком, которым владел в совершенстве).Исходя из православного понимания истории, он утверждал, что все современные войны и бедствия человеческие происходят из-за потери «цивилизованной Европой» христианской веры: «Если человек верит только в чувственные наслаждения, принимая их за главнейшее в жизни, их любя, им служа и предаваясь, то он сам превращается постепенно в чувственное существо, в искателя земных удовольствий, в наслаждающееся животное; и это будет выражаться в его лице и в его походке, смотреть из его глаз и управлять его поступками… Если человек верует в Бога или хотя бы в божественное начало, проявляющееся в земных явлениях и обстояниях, то божественные содержания становятся для него жизненным центром и в созерцаниях, и в поступках, чем-то важнейшим и главнейшим, любимым, искомым, желанным и уже в силу одного этого – всегда присутствующим в душе обстоянием».
Ильин долгое время проживал в Германии, но после захвата власти Гитлером фашистское министерство пропаганды стало считать его неблагонадежным. Его изгнали из Берлинского университета, где он преподавал, потом изъяли все его напечатанные работы и в конце концов запретили вообще выступать с лекциями и публичными обращениями.
Философу грозили голодная смерть (денег достать решительно нигде он не мог) или заключение в концлагере. Летом 1938 года Иван Александрович сумел переехать в Швейцарию.Но швейцарские власти с душевным скрипом приняли беглеца, запретили ему всякую политическую деятельность и даже хотели выдворить обратно в Германию. Причина для высылки называлась следующая: «Ильин не имеет самостоятельного дохода».
Ивана Ильина спас великий русский композитор Сергей Рахманинов. Он просто дал 4 тысячи франков.Об этой услуге Иван Ильин всегда вспоминал со слезами на глазах.
В Швейцарии Ильин продолжал работать, и в те годы, размышляя о Родине, написал: «…Мое единственное утешение вот в чем: если мои книги нужны России, то Господь сбережет их от гибели, а если они не нужны ни Богу, ни России, то они не нужны и мне самому. Ибо я живу только для России».Особое место среди произведений Ильина занимает труд «Поющее сердце.Книга тихих созерцаний». Здесь философИван Александрович Ильин мощно раскрывается как настоящий православный человек.
«Поющее сердце» он завершил в 1943 году. Над всей планетой Земля неслась буря Второй Мировой войны, а Ильин писал о любви, о человеке, о величии Божием: «Сердце зрит во всем Божественное, радуется и поет; и светит из той глубины, где человечески личное срастается со сверхчеловечески-божественным до неразличимости: ибо Божии лучи пронизывают человека, а человек становится Божиим светильником. Тогда сердце вдыхает из Божиих пространств и само дарит любовь каждому существу, каждой пылинке бытия и даже злому человеку».
Иван Александрович Ильин отошел ко Господу 21 декабря 1954 года и был похоронен в Швейцарии. Архив Ильина его друзья переправили в США. После падения советской власти творения Ильина стали печатать в России, и оказалось, что он нам нужен и актуален для наших дней.
В 2005 году прах Ивана Ильина перезахоронили в России, а его архив ныне хранится в Московском государственном университете. Ильин,по воле Божией, наконец-то вернулся домой.

Александр Гончаров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

50 − 48 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ