Семейное воспитание как залог успешного становления личности

02_DSC_0067Доклад настоятеля храма во имя прп. Сергия Радонежского, духовника Старооскольской Православной гимназии, заместителя председателя Совета отцов при Управлении образования администрации Старооскольского округа протоиерея Сергия Шумских на педагогическом форуме 31 августа в ДК «Комсомолец»

Каждый человек жизнь свою начинает в той семье, которую сам он не создавал: он лишь фактом своего рождения входит в то, что создано его отцом и матерью; и это происходит задолго до того, как ему откроется осознание самого себя и мира вокруг него. То, каким станет человек в последующей жизни, определяется в его детстве и притом самим этим детством. В семье «пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы личной души; здесь ребенок научается любить, верить и жертвовать; здесь слагаются первые основы его характера; здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья. Думаю, прав немецкий богослов Толук, утверждая: «Мир управляется из детской»… «Мир не только строится в детской, но и разрушается из нее; здесь прокладываются не только пути спасения, но и, к сожалению, пути к погибели…».
Всякая настоящая семья возникает из любви и дает человеку счастье. Научить детей любви родители могут лишь тогда, если они сами в браке умели любить. Дать детям счастье родители могут лишь постольку, поскольку они сами нашли счастье в браке.
Воспитать ребенка значит заложить в нем основу духовного характера и довести его до способности самовоспитания. Родители, которые приняли эту задачу и творчески разрешили ее, подарили своему народу и своей Родине новый духовный очаг; они осуществили свое духовное призвание, оправдали свою взаимную любовь и укрепили, обогатили жизнь своего народа на земле. Они сами вошли в ту Родину, которою стоит жить и гордиться, за которую стоит бороться и умереть.
Ребенок может органически почувствовать всенародное единение и единство, только испытав это единство в своей семье.
Тертуллиан сказал однажды, что «человеческая душа — христианка от природы». Это слово особенно верно в применении к семье. Ибо в браке и в семье человек учится от природы — любить, из любви и от любви страдать, терпеть и жертвовать, забывать о себе и служить тем, кто ему ближе всего и милее всего. Все это есть ни что иное, как христианская любовь. Поэтому семья оказывается как бы естественною школою настоящей жертвенной любви, школою творческого самопожертвования, социальных чувств и бескорыстного образа мыслей.
Семья есть для ребенка первое «мы», возникшее из любви и добровольного служения, где один стоит за всех и все за одного.
Ребенок учится в семье верному восприятию авторитета. В лице естественного авторитета отца и матери он впервые встречается с идеей ранга и научается воспринимать высший ранг другого лица, преклоняясь, но не унижаясь, и научается мириться с присущим ему самому низшим рангом, не впадая ни в зависть, ни в ненависть, ни в озлобление. Ибо только свободное признание чужого высшего ранга научает переносить свой низший ранг без унижения, и только любимый и уважаемый авторитет не гнетет душу человека.
Здоровая семья всегда была и всегда будет органическим единством и по крови, и по духу, и по имуществу. Вот почему здоровая семья учит ребенка сразу целому ряду драгоценных умений. Ребенок научается пробивать себе в жизни дорогу при помощи собственной инициативы и в то же время высоко ценить и соблюдать принцип социальной взаимопомощи. Он научается творчески обходиться с имуществом, вырабатывать, создавать и приобретать хозяйственные блага и в то же время — подчинять начала частной собственности некоторой высшей, социальной (в данном случае семейной) целесообразности… А это и есть то самое умение или, лучше сказать, искусство, вне которого не могут быть разрешены социальные вопросы жизни.
Конечно, и в здоровой семье могут совершаться ошибки, могут слагаться в том или ином отношении «пробелы», которые способны повести к общей или частичной неудаче. Идеала нет на земле… Однако с уверенностью можно сказать, что родители, которые сумели приобщить своих детей к духовному опыту и вызвать в них процесс внутреннего самоосвобождения, будут всегда благословенны в сердцах детей…
Важно понимать, что самое большое значение имеют первые пять-шесть лет детской жизни. А в следующее за ним десятилетие (с шестого по шестнадцатый год жизни) многое, слишком многое завершается в человеке чуть ли не на всю жизнь.
В эти годы, первые 6 лет, ребенка надо беречь, не терзать его никакими страхами и наказаниями, не будить в нем преждевременно элементарные и дурные инстинкты. Однако упускать эти годы в смысле духовного воспитания было бы столь же недопустимо и непростительно. Надо сделать так, чтобы в душу ребенка проникало как можно больше лучей любви, радости и Божией благодати. Здесь надо не баловать ребенка, не потакать его капризам, не изнеживать его и не топить его в физических ласках, но заботиться о том, чтобы ему нравилось, чтобы его умиляло и радовало все то, что есть в жизни божественного, — от солнечного луча до нежной мелодии, от жалости, сжимающей сердце, до прелестной бабочки, от первой, лепетом сказанной молитвы до героической сказки и легенды… Родители могут быть твердо уверены: здесь ничто не пропадет, ничто не канет бесследно; все даст плоды, все принесет свое благоухание…
История показала и подтвердила с достаточной наглядностью, что великие крушения и исчезновения народов возникают из духовно-религиозных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в нравственном разложении семьи.
А вреднейшее и разрушительное значение принадлежит непристойному анекдоту, внесенному в детскую. Бесстыдство есть одно из величайших зол в деле воспитания; и чем скорее родители, воспитатели и духовники объединятся между собою для того, чтобы повести против нее решительную и неутомимую борьбу, полную осторожного такта и психологического искусства, тем лучше будет для всего человечества.
Родители и воспитатели не должны лгать детям ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни. Всякую ложь, всякий обман ребенок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой: и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность.
Никогда из лживой, пролганной семьи не выйдет искренний, верный и мужественный человек; ибо ложь растлевает человека незаметно, незаметно проникая из невинных пустяков в глубину священных обстояний.
Есть особое искусство правдивости и искренности, которое нередко требует от человека больших совестных напряжений внутри и большого такта в обхождении с людьми и, сверх того, всегда — мужества. Это искусство дается нелегко, но в здоровых и счастливых семьях оно процветает всегда.
Наконец, особенностью здоровой и счастливой семьи является спокойная, достойная дисциплина. Настоящая дисциплина есть прежде всего проявление внутренней свободы, то есть духовного самообладания и самоуправления. Она принимается и поддерживается добровольно и сознательно. Труднейшая часть воспитания и состоит в том, чтобы укрепить в ребенке волю, способную к автономному самообладанию. Способность эту надо понимать не только в том смысле, чтобы душа умела сдерживать и понуждать себя, но и в том смысле, чтобы это было ей нетрудно. Разнузданному человеку всякий запрет труден; дисциплинированному человеку всякая дисциплина легка: ибо, владея собой, он может уложить себя в любую, благую и осмысленную форму. И тогда владеющий собою способен повелевать и другими. Вот почему русская пословица говорит: «превысокое владетельство — собою владеть»…»
Словом, чем незаметнее прививается детям дисциплина и чем менее она при соблюдении ее бросается в глаза, тем удачнее протекает воспитание. И если это достигнуто, то дисциплина удалась и задача разрешена.
Однажды Кант высказал о воспитании простое, но верное слово: «Воспитание есть величайшая и труднейшая проблема, которая может быть поставлена человеку». И вот эта проблема действительно раз навсегда поставлена огромному большинству людей. Разрешение этой проблемы, от которой всегда зависит будущность человечества, начинается в лоне семьи, и заменить семью в этом деле ничто не может: ибо только в семье природа дарует необходимую для воспитания любовь, и притом с такою щедростью, как нигде более.
Никакие «приюты» никогда не дадут ребенку необходимого: ибо главной силой воспитания является то взаимное чувство личной незаменимости, которое связывает родителей с ребенком и ребенка с родителями связью единственной в своем роде — таинственной связью кровной любви. В семье и только в семье ребенок чувствует себя единственным и незаменимым, выстраданным и неотрывным, кровью от крови и костью от кости — существом, возникшим в сокровенной совместности двух других существ и обязанным им своей жизнью, личностью, раз и навсегда приятною и милою во всем ее телесном — душевном — духовном своеобразии.
Именно семья дарит человеку два священных первообраза, которые он носит в себе всю жизнь и в живом отношении, к которым растет его душа и крепнет его дух: первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту, и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение.

Об отцовстве

В своем выступлении хотелось бы сказать немного об отцовстве, то есть об участии главы семейства в деле воспитания.
То, что воспитание мальчиков — не женское занятие, считали в самых разных цивилизациях. Также мыслили и исконно на Руси. В дворянских семьях с самого рождения за младенцем мужского пола ухаживала не только нянька, но и крепостной «дядька», а к 6-7-летним мальчикам приглашали не гувернанток, а гувернеров. Мальчишки же из простых сословий, просто в силу жизненных обстоятельств, быстро окунались в мужскую среду, приобщаясь к мужским делам. Достаточно вспомнить хрестоматийное стихотворение Некрасова «Мужичок с ноготок», герою которого всего шесть (!) лет, а он уже возит из лесу домой дрова, прекрасно управляется с лошадью и чувствует себя кормильцем семьи.
Именно так были воспитаны все мудрейшие правители на Руси, славные полководцы и флотоводцы. Достаточно назвать Александра Невского, Александра Суворова, адмирала Ушакова, да и многих других.
Для того, чтобы в семье возник правильный уклад, так необходимый для воспитания достойных мужчин, прежде всего, нужен настоящий патриарх – глава семейства; тот мудрый, понимающий все потребности каждого из ее членов и распределяющий семейные роли так, чтобы были учтены интересы каждого.
Однако в XX веке многое изменилось, и воспитание детей чем дальше, тем больше становится сугубо женским занятием. В детском саду «усатого няня» можно встретить разве что только в кино. Да и в школу мужчины не рвутся, сколько их туда ни призывали. С сожалением можно сказать, что миллионы современных мальчиков лишены серьезного мужского влияния в важнейший период своего развития.
С осознанием всего этого в нашем любимом Старом Осколе год назад при Управлении образования был создан Совет Отцов, который уже немало потрудился для возрождения отцовства. Деяния Совета говорят сами за себя: вместе с отцом на стадион, в театр, в библиотеку, на Прохорово Поле. На последнем чуть-чуть остановлюсь: я неоднократно возил детей на это священное место, где посещали и звонницу, и музей, и, конечно, храм-памятник, на мемориальных стенах которого запечатлены девять с половиной тысяч имен героев. Всегда и взрослые, и дети внимательно читают эти фамилии, и если находят свою – радуются. Почему? Да просто каждому хочется быть сопричастным к Великому Подвигу. А особенно мальчикам хочется видеть настоящего Героя-Деда, Героя-Отца. После таких поездок детям полезно писать сочинения о своих впечатлениях, дабы они закрепляли в душе такие святые моменты.
И в заключение хочется сказать о русской душе: у каждого народа своя «душа», которую можно научно назвать национально-культурным архетипом. «Душа» народа гораздо крепче и устойчивее того или иного государственного строя, ее невозможно изменить даже за несколько десятилетий. Русский человек, как и сто-двести-триста лет назад, с презрением смотрит на богатство, хотя и постоянно говорит о деньгах. Русский человек все так же ценит целомудрие и чистоту, ведь даже те, кто смотрит грязные фильмы, мечтает о том, что его жена должна быть целомудренна. И как я уже говорил, даже самые хулиганистые дети замирают перед настоящим подвигом. Надеюсь, если народу нашему удастся остановить поток грязи, который льется на наши души, прежде всего наших детей, то довольно скоро мы сможем вновь возродить крепкие семьи, где будет много милых детей, которые будут слушать добрые сказки и смотреть новые русские мультики о добрых молодцах и красных девицах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 3 = 5

АРХИВ ГАЗЕТЫ