Восстановительные работы в храме в честь Рождества Пречистой Девы, которые велись, начиная с 1988 года, практически завершены. Сейчас стараниями настоятеля, прихожан, жителей близлежайших сел, благодаря помощи благодетелей — большую часть средств перечислил ОЭМК — храм преобразился. Белоснежный внутри и снаружи, с синими куполами и золочеными крестами – его увидишь издалека, когда подъезжаешь к селу. Облагорожена и территория, кругом цветут, зеленеет трава, радуют глаз пестрые осенние цветы. И только в воспоминаниях сельчан осталась страшная картинка: обломанная колокольня, разрушенный левый придел, сорванная крыша, зияющие проломы в стене. Из церковного кирпича, взятого из разобранного придела, местные власти выстроили поблизости клуб, создавая некую альтернативу досугу: пусть люди больше веселятся, чем о Боге думают. Что из этого произошло – теперь мы хорошо знаем. С трудом сегодня, как блудные сыны, мы возвращаемся в отчий дом, надеясь на Божие милосердие, и пытаемся восстановить то, что созидали наши предки, за что бились насмерть на полях сражениях – веру и отечество.
Ивановский храм Рождества Пресвятой Богородицы был он выстроен согласно «Справочной книге о церквях и приходах Курской епархии за 1908 год» в 1837 году. (В историческом исследовании А.П. Никулова «Оскольский край» указана иная дата – 1834 г.) Церковь была воздвигнута тщанием князя Николаем Ивановичем Трубецким (1794-1874гг.), так как эти земли издавна принадлежали этому прославленному роду. Последним владельцем ивановских земель был Анатолий Дмитриевич Всеволожский (1869-1927гг.) — младший сын Екатерины Николаевны, дочери Н.И. Трубецкого, и Дмитрия Александровича Всеволожского, еще одного представителя знатного рода. Екатерина Николаевна (1836-1914 гг.) и Дмитрий Александрович (1828 — 1902) были похоронены в семейном склепе за алтарем церкви. Их сын Александр, офицер Преображенского полка, случайно погибший в молодости, по некоторым данным, был захоронен рядом. В богоборческие времена, скорее всего, в середине прошлого века склеп и могилу разорили.
В краеведческом музее сохранилось воспоминание неизвестного местного жителя, открыто выражавшего свое недовольство большевистской властью (возможно, по этой причине фамилия не указана). Со слов своей бабушки, служившей горничной у князей Всеволожских, он рассказывает, что их сыновья были людьми исключительной нравственности, честные и трудолюбивые, очень доброжелательные, много занимались благотворительностью. Последний владелец поместья Анатолий Всеволожский часто сам выполнял крестьянскую работу, ездил на простых дрожках. Перед отъездом в эмиграцию в 1917 году, как помнят старые люди, он собрал крестьян и раздал все имущество, а потом поклонился и, заплакав, сказал: «Напрасно вы рушите все кругом. Сами того не ведая, вы надеваете на себя хомут. Лучше, чем сейчас, вы жить не будете. Запомните мои слова. Будете работать тяжело и бесплатно. Голодные будете ходить по зерну, но никто не посмеет из вас взять даже горсти. Многие вымрут». Прошли годы, и старики с горечью будут вспоминать пророческие слова барина, удивляясь, откуда он мог предугадать все «прелести артельной жизни».
В 1908 году приход церкви Рождества Пресвятой Богородицы составлял 1215 человек, то есть такое количество жителей проживало в селах Ивановке, Коростелева, Николаевка (Губкинский район), д. Пески. Служили священник Николай Васильевич Васильев, диакон И.В. Чернявский и выходец из крестьян псаломщик Д.Я. Божков. В 1922 году храм по-прежнему оставался действующим, несмотря на крутые перемены в жизни государства. Из клировой ведомости, составленной новой властью, следует, что церковь каменная, прочная, крыта железом. Службу правит священник Павел Петрович Пузанов, а вот псаломщик остался прежний – Д. Я. Божков. Но совершать богослужения с каждым годом становится все труднее. В какой-то момент, предположительно, к концу 30- годов, церковь остается без священника. Возникает угроза ее полного официального закрытия. В марте 1941 году ивановцы отваживаются и пишут письмо в Москву, Верховный совет РСФСР с просьбой о разрешении проведения службы в храме. Удовлетворили ли ходатайство верующих местные власти – доподлинно неизвестно, возможно, помешала грянувшая война, но уже в оккупации, в 1942 году, сюда вернулась молитвенная жизнь. Ивановцы пригласили для служения отца Павла Чеснокова. Этого батюшку, «старенького, глухонького» помнят еще пожилые сельчане. Он проживал вместе с матушкой в доме Екатерины Павловны Ткачевой. Ее дочку Нину батюшка брал собой, когда ходил по домам для молебнов по большим праздникам. Девочка носила корзинку, туда жители клали скромное подаяние: яичко, краюшку хлеба. Раиса Александровна Свердлова помнит, как батюшка в Песчанской школе преподавал грамоту во время войны и после. Детей научил многим молитвам. Урок неизменно начинался с чтения «Царю Небесный…»
Новое и окончательное покушение на храм произошло в начале 50-х годов, его закрыли окончательно, превратив в зернохранилище, но вскоре местное начальство решило его разрушить. Многие жители еще не забыли, как по приказу председателя колхоза были пригнаны трактора. Сначала сорвали колокола, затем на колокольню накинули тросы толщиной в руку, но они рвались, местные трактористы отказались ломать церковь. Тогда председатель вызвал большой гусеничный трактор из Старого Оскола. Крепко сложенная колокольня поддалась не сразу, потребовалась дополнительная техника, только на следующий день высокая колокольня переломилась пополам. Для крушителей храма все закончилось еще печальнее. Тракторист из Старого Оскола умер на следующий день, быстро отошли в мир иной другие участники кощунственного действия. После колокольни был разобран левый придел, а затем активисты принялись разбивать склеп князей Всеволожских. Возможно, искали драгоценные украшение и золото. Достали оцинкованные гробы и тут же вскрыли. Княжеские тела выглядели так, словно их похоронили вчера, чему несказанно поразились жители. Совестливые жители тайно перезахоронили чету Всеволожских на местном кладбище, но как-либо обозначать место погребения было опасно. Вот такой оказалась «благодарность» потомков роду Трубецких, прославившегося в ратных сражениях на Куликовом поле и при освобождении Москвы от поляков в смутные времена. Трубецкие героически сражались в Полтавской битве и Отечественной войне 1812 года, они дали Отечеству множество славных сынов, ученых, философов, общественных и политических деятелей, талантливых людей искусства. Но все их заслуги были забыты после революции, в советской истории остался только декабрист Сергей Петрович Трубецкой, в последний момент не явившийся на сенатскую площадь.
Порушенным и оскверненным храм Рождества Пресвятой Богородицы простоял вплоть до 1988 года. Первый настоятель — священник иерей Михаил Савинец, он залатал крышу, заделал огромный проем в стене, вставил окна. Прихожане вычистили храм, убрав скопившийся за десятилетия мусор. Полная служба в храме начала совершаться через два года, в 1990 году, но требовалось еще много сделать. Самый обширный объем восстановительных работ был совершен при молодом настоятеле отце Василии Химине. С помощью средств ОЭМК поставлена ограда, проведено газовое отопление, застелен пол, перекрыта крыша.
Внутри храм превратился в уютный дом для молитвы. Ведь очень многие вещи сделаны руками сельчан. Все работы, связанные с деревом, выполнил местный умелец Владимир Никифорович Кубарев. Престол и аналои, ограда и царские врата. Теперь Владимир Никифорович трудится над созданием уникального резного иконостаса. Его же внук Саша – юный пономарь у батюшки. По словам отца Василия, люди в Ивановке очень отзывчивые, никогда не отказывают в помощи. В последние годы подтягивается молодежь. Отец Василий вел в старших классах православную культуру. Ребята стали помогать в уборке храма, приходить на службы, исповедоваться и причащаться Святых Христовых Тайн. Увеличивалось количество прихожан в храме, и по какой-то удивительной причине стало расти количество новорожденных в Ивановке. Ближайшая с храмом улица – самая многодетная. С недавнего времени у храма появился новый настоятель иерей Максим Пастухов. Отец Василий переведен в храм преподобного Сергия Радонежского в село Роговатое, где некогда служил его почивший по Бозе отец – протоиерей Николай Химин. Отец Максим рад назначению на такой сложившийся приход. Ему понравился и красивый благоустроенный храм, и доброжелательные прихожане. Он пообещал, что благочестивые традиции неизменно будет поддерживать. У нового батюшки уже немало задумок по дальнейшему благоустройству храма и его территории. А пока к престольному празднику ремонтируют ступени храма, кладут новую плитку.
Человек способен на многое. В нем живет как дух разрушение, так и дух созидания. Все зависит от того, к чему склонится сердце. Будем надеется, что в настоящее время в нас просыпается дух возрождения. Пока пустеют наши поля и буксует экономика, но зато восстанавливаются и строятся храмы. Русский человек задумался о спасении души, а там глядишь, Господь устроит так, что возродится и былая мощь России.