Историческая справка
Село Владимировка до образования Белгородской области относилось к Нижнедевицкому району Воронежской губернии. И сейчас оно находится в наиболее удаленной части Старооскольского округа. По преданию, в 30-х годах XIX века князь Владимир Меншиков переселил сюда (на удаленные земли своего имения) около 60 дворов крепостных крестьян, «дабы иметь на месте рабочую силу». Первыми переселенцами были жители деревни Николаевка, где, как свидетельствует историко-археологический сборник «Воронежская старина», основу населения составляли малороссы (украинцы). Потому часть населения села Владимировка говорила на украинском языке – языке своих предков – выходцев из Черниговщины. Новое село стали именовать Владимировка, по имени князя Владимира Сергеевича Меншикова.
В 1872 году во Владимировке на пожертвования сельчан был построен деревянный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1874 году он был освящен. Старейшие жители села еще помнят его внутреннее убранство. Храм был сложен из мореного дуба в форме креста, на каменном фундаменте, изнутри обшит тесом и окрашен масляной краской красного цвета. Территория храма была обнесена каменной оградой, имевшей трое ворот, с металлическими изображениями ангелов с трубами над главным входом.
Длина храма – 19,25 м, ширина – 9,96 м, высота – 17,78 м. Двухъярусная колокольня имела высоту 21,34 м. Колоколов было пять. Колокольня и церковь внутри и снаружи были украшены священными изображениями, которые пожертвовал помещик Лев Васильевич Поминов. На Царских вратах — икона Благовещения, на северной стороне – библейский сюжет «Авраам в дубраве Мамре», на южной – изображение Иисуса Христа, несущего Крест.
При церкви в отдельном здании размещалась церковно-приходская школа, открытая в 1889 году. Заведующей была Анна Алексеевна Овчарова. В деревне Харкеевка располагалась земская школа.
Сохранились имена священников, настоятельствующих в сельском храме в XIX – начале XX веков. Первым священником, определенным к храму в 1873 году, был Михаил Иванович Восточный († 1884 г.). Его преемником являлся священник Василий Семенович Беляев (1884-1888 гг.). С 1884 года приход возглавил священник Исидор Афанасьевич Куфаев, в 1894 году он переведен в село Знаменское. С 1894 года местным священником состоял Илья Федорович Попов, который настоятельствовал при Казанском храме и в первой половине ХХ века.
По статистическим данным, в 1859 году в селе было 63 двора и проживало 350 душ мужского пола и 370 душ женского. К 1904 году количество дворов увеличилось в два с половиной раза и составило уже 153 двора, в которых проживало мужчин – 549, женщин – 557. В приход Казанского храма входили и близлежащие деревни Перелешенка и Харкеевка. Так как количество прихожан увеличивалось, то в 1913 году храм решили перестроить, сделать его более вместительным. Помещик Л.В. Поминов ссудил часть денег на строительство, остальные средства были собраны жителями села.
По воспоминаниям сельчан, до революции при храме было два хора, детей обучали нотному церковному пению. Организацией хоров занимался регент Павел. Старожилы вспоминают, что он очень хорошо играл на скрипке. Павел прожил в селе недолго, поэтому и сведений о нем не сохранилось. Фамилия его неизвестна. В хор было отобрано 60 ребятишек. После отъезда Павла регентом стал Матвей Васильевич Артеменко, его жена Евдокия пела на клиросе. Во время коллективизации супруги отказались идти в колхоз, за что и были арестованы. По Божьей милости вернулись быстро. Матвея Васильевича избрали ктитором храма.
Звонарем состоял Сергей Михайлович Артеменко. В 1926 году он венчался в храме со своей супругой Натальей, о чем и был выдан специальный документ «Обыск брачный» (обычная запись «брачного обыска» сообщает, что между будущими супругами нет кровного и духовного родства) на гербовой бумаге царской России.
Одной из благочестивых традиций селян был крестный ход на Ильинский родник, который находится в двух километрах от села. По местному преданию, в бьющем из-под земли ключе обнаружили икону пророка Илии. Еще до революции на роднике был сделан сруб, стоял крест, а на нем икона пророка Илии. Крестные ходы «на Илию» продолжались даже после закрытия храма в 1930 году. В 2005 году родник местные жители вновь облагородили: почистили, огородили и поставили крест.
Первые попытки уничтожить в селе религиозную жизнь произошли сразу после революции. В летописи села, составленной библиотекарем Дома культуры О.Н. Васильевой, сказано, что в 1917 году супругу помещика Иванщина Наталью Руховну (кстати, из бывших кухарок) и попа увезли в Нижнедевицк и расстреляли. По воспоминаниям Прасковьи Акимовны Кондратенко, священника звали отцом Ильей. В доме священника разместили Совет крестьянских депутатов, почту, избу-читальню.
И все-таки храм не остался без батюшки. В нем служили священники Алексий, Евграф (фамилии неизвестны). Первый из них умер в 1920-е годы, а второго арестовали и отправили в ссылку. Точные годы их настоятельства не установлены. Но известно, что последним настоятелем Казанского храма был иерей Михаил Патрицкий. В архивных документах сообщается, что «церковь по решению Райсовета закрыта в 1930 году». А в конце 1930-х годов отца Михаила арестовали и отправили в лагерь. Дальнейшая судьба батюшки осталась невыясненной.
С этого времени церковное здание власти начали постепенно уничтожать. Сломали ограду, сорвали колокола. На одном из колоколов жители прочитали пророческую надпись «Придет час, не услышите мой глас». Ктитор храма Матвей Васильевич Артеменко забрал домой богослужебные книги, иконы. Изгнанные из храма верующие стали собираться в его доме. Сегодня часть богослужебных книг из разрушенного храма хранится у жительницы Владимировки Надежды Ивановны Мишиной.
С июля 1942 года для села Владимировка начались черные дни оккупации, которые длились шесть месяцев. Фашисты грабили население, за малейшее неповиновение избивали плетьми, расстреливали. Но при этом в сельском храме было разрешено проводить богослужения. В школе начали преподавать Закон Божий, дети учили молитвы. А на площади перед церковью, по воспоминаниям старожилов, для острастки населения построили виселицу, вырыли окопы и установили зенитные орудия.
Возвращение к церковной жизни было краткосрочным, всего 2-3 месяца. 17 января 1943 года Красная Армия освободила село от оккупантов. После освобождения местные власти наглухо заколотили окна храма, пустующее помещение использовали под хранение зерна и как склад магазина (хранили ящики, бутылки). Архивные документы за апрель-сентябрь 1944 года, хранящиеся в г. Воронеже, свидетельствуют, что в это время храм числился в списках «недействующих церковных зданий», хотя в ноябре того же года верующие предприняли попытки к возвращению здания, подав заявление об открытии церкви. Но скорее всего их просьба осталась без ответа.
В 1961 году с центрального купола храма упал крест. Едва не пострадали игравшие возле алтарной части дети. Вскоре участь храма была решена – разобрать как портящий в центре села вид. Была сделана фотография для предъявления в высшие инстанции.
В 1967 году в теплый сентябрьский день по распоряжению председателя колхоза И.А. Багмета подогнали гусеничные трактора. Местный житель взобрался на колокольню, обвязал ее тросом. Трактор его натянул. Неожиданно трос лопнул, а «верхолаз» сорвался с колокольни, но остался жив. Внезапное происшествие не остановило борцов с религией. Разрушение храма вызвало целое противостояние в селе. Верующие пожилые люди встали цепью, желая помешать безумству. Пришлось вызвать милицию из соседней Шаталовки для разгона бабушек.
Директор школы Владимир Павлович Калужин, коммунист, но честный историк, многое сохранил в школьном музее как экспонаты: иконы, фрагменты росписи, изображающие херувимов. В его музее на одной стене долгое время висели портреты вождей, на другой – образы святых. Сейчас музеем занимается учитель истории и православной культуры Н.П. Симакова, она немало сделала по восстановлению истории Казанского храма во Владимировке. В музее бережно хранятся старинные книги и утварь: помянник в металлической обложке, Евангелие, иконы, лампада.
Когда-то на территории храма находились захоронения: в северной ее части был склеп, где похоронены помещик Харкеевич, его жена и двое детей, в южной — священники. Могилы до настоящего времени не сохранились, так как на фундаменте храма был построен Дом культуры, а рядом одно время находился детский сад. Сегодня с одной стороны от Дома культуры располагаются жилые дома, а с другой – памятник односельчанам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. В 1967 году из материала разобранного храма были построены жилые дома для специалистов колхоза.
В 1996 году верующие жители села собрали подписи и обратились с просьбой к архиепископу Белгородскому и Старооскольскому Иоанну (Попову) об открытии прихода в честь иконы Божией Матери «Казанская». На втором этаже административного здания (здесь находятся сельская администрация, почта, магазин) выделили две комнаты для проведения богослужений. Такова обычная практика в селах, где храмы разрушили. Владимировцы провели ремонт, но сейчас от него остались лишь воспоминания. С 1996 по 2014 год в Казанском храме сменилось несколько настоятелей. К сожалению, никто из священников надолго на приходе не задерживался. Удаленность и малочисленность прихода были главными причинами такой частой смены настоятелей. Хотя верные прихожане всегда старались поддерживать скромное помещение молельной комнаты в чистоте и порядке.
Указом митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна (Попова) от 14 августа 2014 года новым настоятелем Казанского храма в селе Владимировка назначен священник Николай Бабкин. Первую службу иерей Николай совершил на праздник Преображения – 19 августа. 1 сентября настоятель храма встретился с жителями села и поздравил учащихся Владимировской школы с Днем знаний. Всем школьникам батюшка подарил иконы преподобного Сергия Радонежского с молитвой для учащихся.
В 2015 году наконец-то выбрано место и утвержден проект будущего храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Он будет деревянный и построен в центре села, практически на том самом месте, где стоял прежний, вблизи памятника героям Великой Отечественной войны. Сельчане большие надежды возлагают на главу Старооскольской администрации Александра Викторовича Гнедых: некоторое время назад он приезжал и пообещал свою поддержку. Тем более, что он родом из села Шидловка, а учился в Новоалександровской школе, что в нескольких километрах от Владимировки.
А пока благоустраивается имеющееся помещение. В этом году побелены стены, покрашен пол, приведена в порядок лестница, ведущая к храму. На потолке и стенах – красивые медные светильники. Установлена новая мебель – столы, скамейки, приобретена новая церковная утварь – чаша для молебнов и крестильная купель. В этом году отец Николай четырежды совершил Таинство Крещения. За все предыдущие годы можно насчитать столько же. Вообще с подрастающей детворой у батюшки налажен контакт. Он частый гость на уроках в школе.
За год в храме появились и новые иконы. Сугубая святыня – икона Матроны Московской с частицей от гроба блаженной матушки.
Возрождаются крестные ходы. Пока они небольшие по протяженности – до школы или до места строительства будущего храма. Но община растет, и, возможно, у людей появится желание освятить все село, обойти его со святынями и молитвой.