Секты как способ разрушения национального самосознания

09_rklju98432yukwretXXIV Международные Рождественские чтения, прошедшие в Москве 25-27 января 2015 г., обозначили серьезную проблему, которая сегодня стоит перед современным обществом: о сочетании традиции и новации. Нововведения и реформы не должны разрушать основы нашей русской идентичности и наше национальное своеобразие. Как писал философ Иван Ильин, «наше своеобразие – от нашей веры, от принятого нами и вскормившего нашу культуру греческого православия, по-своему нами воспринятого, по-своему нами переработанного и по-особому нас самих переработавшего. Оно дало нам больше всего: живое желание нравственного совершенства, стремление внести во все начало любви, веру во второстепенность земного и в бессмертие личной души, открытую живую совесть, дар покаяния, искусство страдать и терпеть, неутолимый голод по религиозному осмыслению всей жизни и всего мира сверху донизу».
Чтобы разрушить национальное самосознание, надо оторвать его от традиций. Под маской более совершенного и сокровенного предложить человеку иную традицию, иную веру, говоря компьютерным языком, переформатировать его на чуждые для его страны идеалы, истину подменить ложью. Именно так действуют нетрадиционные религиозные культы, которые мы часто именуем сектами.
На Рождественских чтениях проблема активизации деятельности сект обсуждалась на разных тематических площадках. Мне удалось присутствовать на секциях, которые вел Александр Леонидович Дворкин, православный сектовед, активист антисектантского движения в России. Как отмечали многие выступающие, в последнее время сектантские религиозные организации заметно активизировались, они перестроили свою деятельность, спрятавшись за вывеской общественных и благотворительных фондов, социальных и образовательных проектов, мимикрируя под православие.
Вопросов было затронуто множество. Остановлюсь только на нескольких. В век компьютерных технологий главным вербовщиком в секты становится не адепт, раздающий книжечки, а интернет. Пару кликов – и человек оказывается в цепких руках профессионального вербовщика. К примеру, террористическая секта «АУМ Синрике» привлекает в свои ряды с помощью приглашения занятий йогой. В соцсети «ВКонтакте» такие приглашения рассылает робот. Если человек откликается, то подключается адепт, который и ведет новичка, переходя от одного этапа в другой, полностью не погружаясь в религиозное учение. Поначалу занятия бесплатны. На конечном этапе семинары предлагаются уже по солидной цене – 15 тысяч рублей. Это и понятно: постижение неких тайных знаний стоит недешево.
К сожалению, многие в нашей стране к йоге относятся снисходительно. Но, как показывает практика, и это отмечалось на секции, через занятия йогой происходит вовлечение в различные секты псевдоиндуистского толка. Как грибы растут йога-центры, йога преподается в фитнес-центрах. Популяризации йоги способствовало учреждение в 2014 году Всемирного дня йоги, который проводился 21 июня во многих российских городах. Бесплатные занятия осуществлялись для всех желающих в парках и на стадионах. Этот день отметили и в Старом Осколе. Защитники йоги утверждают, что занятия йогой – это лишь особая физкультура, или экзотическая гимнастика для укрепления здоровья. Можем четко сказать – это обман. О том, как тесно связаны современные модификации йоги с деструктивным движением Нью Эйдж, рассказал на секции заместитель председателя миссионерского отдела Тульской епархии Алексей Ярасов. Он напомнил, что йога – изначально неотъемлемый элемент индуизма. Это аскетическая индуистская практика, преследующая не оздоровительные, а сугубо религиозные цели. Сегодня создаются новые упрощенные варианты йоги – псевдойога, которая комбинирует элементы традиционной индуистской системы и западные методики психотерапии. Выдается все это как система упражнений, ведущая к оздоровлению, самосовершенствованию, к некоему астральному просветлению. Тем не менее занятия псевдойогой, которые, на первый взгляд, лишены оккультной подоплеки и которые повсеместно практикуются, далеко не безопасны. Важно понимать, что любое соприкосновение с йогой так или иначе предрасполагает к религиозному учению и оккультизму.

Медицинский аспект

Сегодня существует миф об оздоровляющем эффекте йоги. Но цифры говорят об обратном. Индия занимает последнее место по здравоохранению в странах БРИКС, продолжительность жизни всего 64/67 лет. В Индии материнская и детская смертность – одна из самых высоких в мире. Как показала общая диспансеризация, индийские йоги страдают вывихами суставов, артрозами, катарактой глаз, заболеваниями верхних дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта. Сегодня эта индийская гимнастика превратилась в мировую индустрию, измеряющуюся миллиардами долларов, адепты которой уверяют, что йога эффективно затормаживает старение, укрепляет организм снаружи и изнутри, а также является отличным антидепрессантом, но ничего не говорят о вреде йоги.

Борьба за умы

На секции выступающие отмечали, что в действии современных религиозных движений обозначились новые четкие тенденции: многие религиозные организации, будучи не связанными между собой организационно, начинают работать по единой стратегии. Неопятидесятники, кришнаиты, адепты движения ньюэйджевского толка активно осваивают социальную и образовательную сферу. Видимо, в период социальной и экономической нестабильности именно направление благотворительности приобретает первоочередной характер борьбы за умы. Секты организуют благотворительные фонды, социально ориентированные НКО и таким образом получают легитимность в обществе и интегрируются в общественную жизнь государства. Кришнаиты уже заявляют, что они являются традиционной религией для России, а неопятидесятники позиционируют себя как государственники и пытаются подменить собой Русскую Православную Церковь, утверждая, что православные и неопятидесятники – это близнецы-братья.
Так в поле зрения общественного центра «Просвет» в Уфе попал основатель благотворительного фонда «Дорога к детям» Аксель Гросс. Он занимается тем, что проводит уроки гармонии, любви и красоты. С педагогической точки зрения его деятельность – полный бред, но словосочетание «благотворительный фонд» дает ему преференции и открывает любые двери. Он посещает детские дома, колонии для малолетних преступников, спецшколы, дома престарелых.
Второе поле его деятельности – привлечение волонтеров, что ему с успехом удается. При этом все его поучения и высказывания носят определенную религиозную окраску, его лексика насыщена кришнаитской терминологией: «Я напрямую общаюсь с Абсолютом. Мне не нужны никакие правила, аскеза, догмы. Я есть прошлое, настоящее и будущее. Я идеален как бог, но неидеален как человек». Таким образом, социальная работа служит хорошим прикрытием для проповедничества религиозных идей.
«Международное общество сознания Кришны» сегодня также поменяло вектор. Кришнаиты сменили оранжевое одеяние на строгие костюмы, перестали брить головы и выглядят довольно претенциозно. Сегодня МОСК действует под разными вывесками, проводит семинары, тренинги. Образовательный проект «Психология третьего тысячелетия» – это одна из форм прикрытия многоликого кришнаитского божка. В последнее время МОСК с успехом осваивает пищевой бизнес. В Москве (и уже по другим регионам) создан и действует благотворительный фонд «Пища жизни». В целях – ничего религиозного, помощь попавшим в трудную ситуацию людям. На деле – благотворительность номинальная, зато во время так называемого кормления бомжей и нищих раздача листовок с приглашением на семинары, продажа книг, видео- и аудиоматериалов кришнаитского толка.
Свою социальную работу активизировали и неопятидесятники: организация спортивных секций, обучение иностранным языкам, в рекламе можно встретить «христианские гостиницы» и даже «христианское такси». Как отметил священник Александр Кузьмин, научный работник Саратовской Духовной семинарии, неопятидесятники используются зарубежными силами как инструмент развала Русской Православной Церкви. Сегодня они всеми силами стремятся в политику, при это часто маскируясь под православие. В их молельных домах можно увидеть иконы, подобие евхаристической Чаши, пасторы облачаются в некие монашеские одежды по католическому типу, предлагают изучать святоотеческую литературу.
На конференции по противодействию сектам было предложено выработать на региональном уровне критерии к организациям, которые занимаются благотворительной или социальной деятельностью. В первую очередь эта деятельность должна быть реальной, а не номинальной.
В своем докладе А.Л. Дворкин отметил рост неоязыческих групп. Это явление не только российское, но и международное. Лидеры групп «Родноверов», создавая свое собственное учение и ритуалы, заявляют о стремлении реконструировать дохристианские верования, обряды, уклад народа, проживающего на данной территории, говорят о возвращении религии предков. Объединяет все эти группы антиисторизм и ярко выраженная неприязнь к христианству. Как пояснил Дворкин, все идеологемы неоязычества зародились в рамках оккультного движения Нью Эйдж, возникшего на Западе в 60-е годы прошлого столетия. Сегодня неоязыческие организации сливаются с радикализированными псевдовосточными культами. Символика, атрибутика и идеология неоязычества близка к нацистской. Неоязыческая идеология проникает в казаческое движение, где мимикрирует под православие. Как правило, неоязыческие взгляды привносятся в общество через клубы древних боевых искусств.
Таким образом, на секции был сделан основополагающий вывод: секты – это важный внешнеполитический фактор. Они угрожают не только духовной безопасности каждому гражданину, но и государственной безопасности нашей страны в целом.

Светлана Воронцова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

62 − 56 =