«Се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий…»

Великопостный цикл завершает последняя беседа с нашим любопытным другом Неофитом. Посвящена она, разумеется, празднику Входа Господня в Иерусалим.

 

– Если мы откроем Евангелие, то увидим, что Господь бывал во многих поселениях и фактически в каждом из них совершал чудеса. Однако именно последнее появление Иисуса Христа в Иерусалиме Церковь выделяет особенно, причислив его в ряд двунадесятых праздников. Почему?

– Это очень важное событие. В первую очередь потому, что еврейский народ воспринимает появление Христа в вечном городе как долгожданное появление Мессии! То есть люди, жившие в то время и наслышанные о Христе, наконец понимают и подтверждают, что перед ними Освободитель и Спаситель. Проблема же состоит в том, что они ждали и искали не спасителя собственных душ, а освободителя от римского узурпаторства. Говоря простым языком, евреям нужен был реальный царь, который даст им земное величие и славу. Христос же в свою очередь не оправдал их надежд.

Стоит учесть еще один момент. Вход Господень в Иерусалим соответствует времени избрания ветхозаветных пасхальных агнцев; в данном отношении торжественное шествие Христа в Иерусалим соответствовало шествию Его на вольные Страдания как новозаветного Агнца.

– Действительно, после входа в Иерусалим Иисус подвергается аресту и последующей мучительной казни. Выходит, что Вход Господень в Иерусалим не такой уж и радостный праздник. Это воспоминание, скорее, о грустных, даже трагических событиях…

– В одной из своих проповедей протоиерей Андрей Ткачев подметил, что, вероятно, весело было только ослику, на котором въезжал Христос, так как он думал, что это именно его встречают с таким ликованием и постилают ему пальмы и одежду. В этом есть доля правды, так как Христос знал, что Его ждет, о чем Он не единожды говорил своим ученикам. Но также не будет ошибкой сказать, что этот день – момент подтверждения любви Бога к человеческому роду. Это событие напрямую относится к сотериологическому (спасительному) аспекту христианства. В отпусте этого праздника, который произносит священник в конце богослужения, содержатся такие слова: «На молодом осле воссесть благоволивший нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш…»

Господь все совершал ради любви к нам.

– Хочется уточнить про ослика. Слышал мнение, что выбор этого вьючного животного в качестве ездового является проявлением смирения Христа. Верно ли это?

– Пожалуй, правильней будет сказать, что это Его свидетельство того, что Он входит в Иерусалим не с целью царствования. Именно завоеватели, освободители и цари въезжали на благородных лошадях и колесницах, что указывало на образ воинственности и власти. Христос пришел в Иерусалим так, как свидетельствует об этом пророк Захария: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9:9).

– А почему в день этого праздника православные освящают вербу? С чем связана эта традиция?

– Освящение вербы – это символизм. Христу устилали путь вайями – пальмовыми ветвями. Но так как в наших широтах пальм нет, а праздник обычно приходится на начало или середину весны, то их логично заменили вербы. Стоит отметить, что веточки верб не освящаются, а благословляются – в этих терминах имеется принципиальная разница. Нужно понимать, что праздник совершится и без благословения верб. Догматического смысла этот процесс не имеет. Таким образом мы просто больше стараемся уподобиться людям, встречавшим когда-то Христа в Иерусалиме, которые с ликованием выкрикивали слова: «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне!» Это проявление радости и почитания Христа Мессией, но уже в правильном, богословском понимании.

– Расскажите еще про веточки вербы. Что православным необходимо делать с ними после богослужения, как хранить?

– К вербе нужно относиться с благоговением. Ее можно хранить рядом с иконами в святом уголке как напоминание о православном торжестве. Не нужно вербой кого-то колотить или хлестать, произнося при этом непонятные слова и заговоры. Таинственными и сакральными смыслами тоже не надо наделять эти ветви. У вербы есть свое место в церковном обиходе, и отношение к ней должно быть соответствующее. Если пришло время ее утилизировать, это можно сделать и самостоятельно, сжечь, закопать под каким-нибудь деревом или спустить по реке.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 + 7 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ