Русский Златоуст

В мае этого года исполнилось 830 лет с того времени, как отошел ко Господу великий  церковный деятель и проповедник, богослов и аскет-столпник, книжник и поэт. Его произведения  при жизни включались в рукописные сборники наряду с творениями отцов Церкви. В ХХ веке ученые  приписывали  ему авторство  «Слова о полку Игореве». А еще это был великолепный оратор, прозванный «Златословом (Златоустом), просиявшим паче всех на Руси». Такого наименования удостоился святитель Кирилл, епископ Туровский.

Имя Кирилла Туровского, наверное, больше скажет филологам, чем людям церковным. Его справедливо считают одним из основоположников русской литературы. Вот и последнюю, самую полную его книгу «Творения Кирилла Туровского. Притчи. Слова. Молитвы», вышедшую в 2012 году, составил, перевел на современный русский язык и прокомментировал Владимир Викторович Колесов, крупнейший специалист по древнерусскому языку и культуре Древней Руси.
Святитель Кирилл родился, прожил всю жизнь и умер в Турове. Ныне это маленький город в Гомельской области Беларуси, а в  XII веке являлся  центром княжества.
Сын состоятельных родителей, как говорит житие, «он не любил, однако же, богатства и тленной славы сего мира; но прежде всего старался постигнуть учение Божественных книг и достиг совершенного их познания».
Поразительную талантливость обнаруживает русский человек по действию благодати Божией! Будущий святитель в ранней молодости выучил  греческий язык. Он изучил риторику, всемирную историю. Ему были известны творения Иоанна Златоустого, Григория Богослова, Кирилла Александрийского, Епифания Кипрского, Прокла Александрийского и других. Ведь все проповеди, произнесенные туровским епископом, слагались под влиянием греческих творений, не переведенных в те времена на славянский язык.
В книге три раздела, первый  составили три притчи, безусловно, по мнению ученых, принадлежащие ему. Они показывают, насколько искусно владел святитель Кирилл образным народным и старославянским языками. Художник может вдохнуть новую жизнь в вечные сюжеты. Так, сюжет «Притчи о душе и теле» заимствован из давно известной на Востоке «Повести о слепце и хромце». Но нравственный идеал у свт. Кирилла собирается в фокусе христианской идеи. Кроме того, здесь звучит и политический мотив – упрек в адрес князя Андрея Боголюбского в связи с его сепаратистскими устремлениями. Кирилл Туровский – сторонник идеи «одного господина», он за единство Руси.
Второй раздел образуют восемь Слов на церковные праздники. Какой поэзией дышит «Слово на Антипасху», где сама  пробуждающаяся природа славит своего создателя! Поражает обилие образов и сравнений: «Ныне небеса просветлели, черные тучи, как рубища, сбросив, и чистым воздухом Господу славу возносят… Ныне солнце, сияя, в высоту восходит  и, радуясь, землю всю согревает, – так солнцем взошел нам от гроба Христос Благой, чтобы спасти всех верующих в него. Ныне луна, с вышней спустясь ступени, большему светилу честь воздает: ведь кончился Ветхий Закон с его субботой, и теперь пророки честь  воздают Христову Завету. Ныне стужа греха покаянием прекратилась – и лед неверия благоволеньем истаял… Весна красна – это вера Христова, крещеньем она возрождает естество человека…»
В «Слове о расслабленном», домыслив евангельский эпизод, свт. Кирилл  создает грандиозную картину взаимоотношений человека с Богом, по сути дела, обобщенный портрет человечества.
Третий раздел – молитвы. Основа их содержания – образ человека, стоящего в малости своей пред Творцом, не имеющего иной надежды на спасение, кроме упования на Божие милосердие.
В  поучениях святителя преобладает красноречие, торжественное над учительным, порыв от прозы жизни в область отвлеченного. Богатое воображение и одушевление, соединенное с восторженно-радостным настроением – эти характерные черты произведений Кирилла Туровского и через века трогают сердце.

Галина Иванникова

                                                            Святитель Кирилл Туровский

                                                              СЛОВО О РАССЛАБЛЕННОМ

Рассказывает Евангелист: в Иерусалим вошел Иисус в разгар иудейского праздника. Он пришел искать заблудших и спасать погибающих. Многие чудеса по всей Палестине Он сотворил – и не уверовали в Него… Подошел он к купальне Соломона, называемой Вифезда, то есть Овечья купель. И был над ней храм из пяти притворов, а вокруг лежало множество больных, ожидающих движения воды: ибо Ангел Господень временами сходил в купальню и возмущал воду, и кто первым входил в нее сразу, тот выздоравливал. Это ведь образ Святого Крещения, поскольку не всегда та вода исцеляла, но лишь если Ангел приводил ее в движение. Теперь же к купели Сам Владыка над Ангелами пришел… И увидел человека расслабленного, и вопросил его: «Хочешь ли быть здоров?» «Так, – отвечал тот, – Господи! Но нет человека, кто опустил бы меня в купальню, когда забурлит вода».
…Благой наш врач Господь Иисус Христос отвечал ему: «Зачем говоришь: человека нет? Ради тебя Я был человеком – щедр и милостив, не нарушив обета моего вочеловечения. Ведь слышал же ты пророка, сказавшего: «Родится Дитя, Сын Всевышнего, и он будет нам дан, все болезни и все недуги Он на Себя примет». Ради тебя оставив все венцы Небесного Царства, нижним служа, обхожу Я земли: но не пришел ведь Я, чтобы служили Мне – но Сам служу. Ради тебя Я, бесплотный, облекся во плоть, чтобы телесные и душевные всем исцелить недуги. Ради тебя, невидим Ангельским Силам, явился пред всеми людьми, ибо Я не хочу человека по образу Моему видеть лежащим в тлении, но хочу Я спасти его, и к истинной вере привести. А ты говоришь: человека нет!
Я – был человеком, и сотворю человека богом, ибо сказал Я: «Будут богами сыны Всевышнего Бога!» И кто же другой, чем Я, тебе послужил вернее? Для тебя Я создал всю тварь для труда, и земля, и небо служат тебе: та – плодами, а это дождем. Ради тебя солнце служит теплом и светом, а луна со звездами ночь освещает. Облаки ради тебя напояют землю дождем, а земля траву и деревья с плодами на службу взращивает тебе… А ты говоришь: человека нет!
А кто вернее Меня человек? Ведь Я не нарушил обета вочеловечения Моего. Поклялся Я Аврааму, сказав: и в потомстве твоем благословятся народы… Я – озеро жизни, и вот Я райский источник из уст Моих на тебя изливаю, а ты мечтаешь об овчей купели, которая вскоре иссохнет! Встань, возьми одр свой – пусть слышит Меня Адам, и пусть оживет он ныне с тобой от истления..

Текст приводится по изданию: Колесов В.В. Творения Кирилла Туровского. Притчи, слова, молитвы. Исследования и тексты / Публикация, коммент., предисл., пер. В.В. Колесова. – М.: Палея, 2012.- 208 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

67 − 57 =