«Русский Бог тоже сильный», или Чему могут научить кафиры
Мы публикуем продолжение повествования отца Николая о его миссионерском служении в Дагестане.
Сегодня в Дербенте непривычно шумно и повсюду царит суета: утром здесь на центральной площади должен приземлиться вертолет с премьер-министром страны Д.А. Медведевым – на выездном собрании будут решаться вопросы социального и медицинского развития региона. Люди здесь любят наше правительство, это видно.
Дагестан, как и весь Северный Кавказ, не обделен вниманием и является одним из быстроразвивающихся регионов страны. И местным жителям это, разумеется, нравится. Как говорят старожилы, отношение к русскому населению разительно изменилось по сравнению с эпохой девяностых. Хотя, конечно, и сегодня в отдаленных аулах и станицах этническому русскому вполне могут отказать в продаже товара в магазине или показательно класть сдачу не в руку (дабы не коснуться), а на прилавок. К этому надо быть готовым приехавшему сюда миссионеру.
И все же градус неприятия русских постепенно падает. Полагаю, это хорошая тенденция, поскольку, принимая материальные и цивилизационные блага, дагестанцы могут принять и наши духовные ценности. По крайней мере, история нашего государства тому свидетельство.
Не стоит забывать, что когда-то именно такой стратегией был освоен и закреплен Кавказ в составе Российской Империи. В середине 19-го века Имамат Шамиля 25 лет вел нещадную войну с Россией. Оказавшись побежденным, Шамиль, на удивление всем, с почестями принимается самим царем Александром. Так об этой мудрой и единственно верной стратегии пишет один из современников: «Шамиль побывал в Москве и Петербурге, его возили на спектакли, на заводы, показывали железную дорогу, новейшие технические приспособления. Он увидел страну, где жили совсем не те злые и лживые люди, которыми себе раньше представлял русских. Местом его постоянного жительства была определена Калуга, где для Шамиля специально приготовили один из лучших особняков в городе. Сюда из Дагестана перевезли его семью. Менялись не только условия жизни Шамиля, но и сам мятежный имам. Россия и русский царь вызывали у него все большее восхищение. 26 августа 1866 г. Шамиль и его семья принесли присягу на верность России. Там он произнес свои знаменитые слова: «Старый Шамиль на склоне лет жалеет о том, что не может родиться еще раз, дабы посвятить свою жизнь служению белому царю, благодеяниями которого он теперь пользуется». Это был наивысший успех русской дипломатии, на долгие годы обеспечивший мир на Кавказе. Кажется, история повторяется, и это радует.
Рассматривая Кавказ как регион миссионерского делания, на мой взгляд, важно учесть следующие особенности. Нужно ясно понимать, что в первую, вторую и третью очереди – это регион с многовековыми традициями и духовной жизнью ислама. Здесь не может идти речи о привычной для России форме миссионерского служения – когда один только вид батюшки, приглашенного на публичное мероприятие, вызывает благоговейный трепет и радость у окружающих, и его слова «по умолчанию» принимают слушающие. Здесь это вызовет совсем иные эмоции. И хорошо, если лишь эмоциями ограничится. Потому наиболее приоритетным направлением миссионерского служения тут является миссия внутренняя, ориентированная на церковную общину. А именно: тщательная работа с прихожанами, внебогослужебные встречи и приходские праздники, обязательные курсы по изучению Нового Завета и догматического богословия, катехизиса вплоть до ежегодных экзаменов по пройденному материалу. Молодому и неравнодушному батюшке не помешает даже «заболеть» древнехристианской романтикой – почитать, например, письма Иустина Философа или Иринея Лионского, представить, как жили и свидетельствовали христиане первых веков в условиях гонений. Именно община была центром христианской миссии и опорой для священника и каждого ее члена. По крайней мере здесь это очень созвучно с историей древних христиан.
Уже три недели мы проводим подобные уроки-беседы в общине Покровского храма г. Дербента дважды в неделю. На нем присутствует в среднем около 40 человек. Вместе с настоятелем мы анонсировали начало изучения Нового Завета и православного катехизиса на приходе. В основу программы я взял учебные материалы из известной приходской школы подмосковного храма Архангела Михаила г. Пущино. Хочу заметить – это прекрасный методический материал для работы в общине, который разработан и ориентирован именно на прихожан. Занятие продолжается около двух часов, и первые отзывы подтвердили важность данного начинания. Люди приходят вновь и вновь. Конечно, мы еще на самом начальном этапе этого пути, и тут важно учесть специфику духовной культуры местных жителей. Перед нами стоит трудная задача – научить наших братьев и сестер во Христе уметь открывать радость встречи с Богом Истинным своим иноверным соседям, друзьям коллегам. Это ключевая задача в рамках миссионерского делания в регионе.
Приведу пример специфики обстановки. Порой многие мусульмане тайно посещают храм, берут святую воду, ставят свечи, даже заказывают молебны и покупают иконы. Это факт распространенный. Чаще всего это происходит по указанию знахарок и гадалок, которые говорят – «иди в церковь, русский Бог тоже очень сильный». И тут возникает как бы дилемма: по закону ислама поступающие так являются «куфрами», то есть отступниками, неверными. Так, в одном хадисе Пророка Мухаммеда говорится: «Люди, которые называют себя знающими будущее и гадают, являются проявившими куфр». А ходящие к ним – кафиры, предатели. Это один момент. Второй не менее очевидный: ведь приходящие в русский храм мусульмане не ищут Бога. Они выполняют алгоритм назначенных гадалкой действий: купи, поставь, закажи. Их моральный облик небезупречен, ведь у себя они – нарушители главной заповеди единобожия, ну а в наш храм идут по воле гадалок. Эти люди как бы между двух Заветов, как те десять прокаженных, исцеленных именно в пути. Они там уже не свои, а здесь еще чужие, вот о чем идет речь.
Уверен, это уникальная возможность открыть Живого Бога тем, кто в прямом смысле вошел к Нему во двор. «Благословите ныне Господа, все раби Господни, стоящие во дворех дома Бога нашего» (Пс. 133). Так вот, они уже стоят во дворе храма Бога нашего! И нужно приложить усилия, чтобы они «благословили Господа». Ныне – и вовеки. И даже если эти куфры оказались маловерными мусульманами, кто знает, Божественная благодать немощных врачует и оскудевающих наполняет – станут верными христианами. А значит, они и являются сегодня объектом миссионерского труда со стороны православной миссии, православного кавказского прихода. Почему я назвал это дилеммой? Потому что формально эти люди ищут не Бога, они ищут Божью помощь. Но ценно то, что их поиск в перспективе может привести и к Тому, Кто эту помощь подает, когда просят по-настоящему. Вот такая специфика. Как не вспомнить слова апостола Павла «худородное мира сего избрал Бог» (1 Кор. 1, 28). И то, что в исламе признано худородным, может оказаться преображенным в христианстве.
Так как же все же обратить к Богу таковых? В данный момент я собираю такие истории и рассказы, чтобы обобщить и понять – как и почему именно мусульмане переходят здесь в Православие.
Думаю, следующая заметка будет посвящена конкретным наблюдениям и историям из жизни Православного Кавказа. Пока что обобщенным ответом можно сказать – их приводит сюда любовь, которая живет в христианах. Христос, по апостолу, вчера и сегодня и во веки веков – Тот же. И Он обещал: «По тому узнают, что вы Мои ученики – что любовь имеете между собою». Вот такое узнавание и должно стать «визитной карточкой» православной общины, для переступающих наши пороги людей. Как две тысячи лет назад, так и сегодня – посторонних привлекает в первую очередь именно наличие любви христианской, которая просвещает и обращает к Живому Богу всех ищущих Его.
Продолжение следует.
Священник Николай Дубинин
beleparh.ru