Рождество Христово – начало новой эпохи

Евангелие не говорит нам о дате Рождества Христова, да и о времени года в общем ничего не ясно. Но откуда взялась эта дата – 25 декабря? А самое главное – что она означает? Иначе – что мы забыли об этом празднике, без чего теряем его сущность и смысл? Давайте попытаемся ответить на эти вопросы.

Одновременно с распространением христианства в первые века истории Церкви разрастался культ солнцепоклонников. В III веке римский император Аврелиан сделал его официальной религией империи. Язычники прославляли солнце как высшую божественную силу. Главным праздником культа были дни зимнего солнцестояния, последние дни декабря, когда Земля после точки максимального отдаления от Солнца снова приближается к нему, и мы наблюдаем возрастание света и тепла, увеличение времени дня и приближение к весне – торжеству жизни над зимним умиранием. Для них эта победа света над тьмой, оживание природы было чудом, в центре которого – солнце, источник света и жизни.

Это был закат язычества, последняя значимая языческая религия. А праздник зимнего солнцестояния – последний большой языческий праздник. И, конечно, это были противники и враги христиан. Святой равноапостольный Константин Великий до принятия им христианства был солнцепоклонником. Когда он уверовал в истинного Бога, все переменилось – гонения были позади, Церковь смогла спокойно и открыто проповедовать веру Христову, строить храмы и устраивать свою жизнь. Интересный факт – в момент обращения Константина христиане составляли около десяти процентов населения империи. Большинство из них были горожане, земледельцы были почти не знакомы с Евангельской вестью.

Перед Церковью стояла большая цель – донести до этих девяноста процентов проповедь о Христе. Предстояло победить язычество, но не насильственно, не принудительными мерами, а показав людям красоту и силу истинной веры. Помните, мы с вами уже говорили на страницах этой газеты о том, что евангелист Иоанн Богослов обращается к эллинистическому миру на понятном языке, когда говорит: «В начале было Слово» – «Логос»?

И вот, следуя этому принципу, христиане стали праздновать Рождество Господа Иисуса Христа в тот день, когда язычники праздновали рождение солнца. Мы прославляем рождение подлинного, духовного солнца, вхождение в мир духовного света: «…возсия мирови свет разума», – поется в Рождественском тропаре. Вифлеемская звезда научила всех тех, кто прежде поклонялся звездам, Тебе кланятися, Солнцу правды. Христианство взяло привычную для язычников тему солнца, как света и жизни, и наполнило ее верой во Христа Спасителя. Она как бы говорит им: «Вы верите в солнце, но само видимое солнце – это символ, отблеск Бога, который создал его, и в Нем – жизнь, победа и свет, которых вы ищете! Вы прославляете рождение сотворенного солнца, а мы призываем вас прославить рождение Божественного Солнца правды, возвести ум от творения ко Творцу!»

Так праздник Рождества Христова стал исполнением того, чего ждали и на что надеялись язычники, но чего они не могли найти в поклонении тварному солнцу. Даже в язычестве, не зная истины, люди продолжали жаждать добра и света, «…ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их…» (Рим. 2:14-15). Христианство подарило язычникам новое осмысление мира и дало ему имя – Христос. В Рождестве Богомладенца было явлено увенчание всех предчувствий и чаяний человечества. И в то же время оно – начало новой эпохи, когда люди уже не поклоняются силам природы и не обожествляют их, но воспевают Того, Кто создал ее и отражен в ней, Кто является источником жизни. Таким образом язычество было побеждено изнутри, и человек был освобожден от рабского подчинения силам природы. Люди приняли свет разума, воссиявший миру в пришествии Спасителя.

Удивительно, что сегодня язычество, побежденное христианством сотни лет назад, вновь входит в нашу жизнь. Оно словно насмехается над той свободой, которая была дана нам при Крещении. Мы вновь следим за гороскопом, выбираем «правильные» цвета на праздник в угоду некоему новогоднему быку…  Но изображение идолов, «символов года» – еще не самая коварная уловка тьмы. Для каждого социального слоя, для людей с разным уровнем образования и интеллекта существуют разные формы современного язычества.  Люди становятся заложниками хаоса и видят мир как систему слепых и непредсказуемых сил, которые порабощают человека и требуют повиновения и преклонения. Принимая эти взгляды, человек усваивает образ мышления, в котором нет места единому Богу. И, даже если он именует себя христианином, он попадает в чудовищные ловушки, порой не замечая, что в центр своей жизни ставит творение, а не Творца.

В новом году на страницах «Православного Осколья» мы поговорим с вами об этом «современном язычестве», вместе попытаемся опознать его и с Божией помощью защититься от его влияния.

Протодиакон Сергий Епифанцев
По мотивам публикаций
протоиерея Александра Шмемана

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 7 = 3

АРХИВ ГАЗЕТЫ