Рождественские чтения: традиции и современность

Прошла неделя, и XXI Международные Рождественские чтения стали историей. Они вобрали в себя огромное количество тем и вопросов. Информационные сообщения православных порталов пестрят сообщениями о проведенных конференциях, парламентских встречах, секциях и семинарах, круглых столах и острых дискуссиях на них. Светские СМИ, как всегда, проведение Чтений не заметили.
Делегация Белгородской и Старооскольской епархии была довольно представительной. Белгородские преподаватели под руководством заместителя директора Образовательно-методического центра «Преображение» Любови Владимировны Шереметцевой, по традиции, держались сплоченной группой, так что найти их даже среди нескольких тысяч участников Чтений оказалось незатруднительно. В результате появился замечательный групповой снимок белгородцев и старооскольцев. В работе секций от Старого Оскола приняли участие протоиерей Сергий Шумских и протоиерей Андрей Зиновьев, педагоги Православной гимназии во главе директором Е.И. Гриневой, методист старооскольского института усовершенствования учителей А.Н. Осокина, учитель православной культуры 18-й гимназии Н.Н. Кокшина, директор духовно-просветительского центра при храме преподобного Сергия Радонежского Наталья Халенкова.
Выступления Святейшего Патриарха Кирилла и митрополита Волоколамского Иллариона на открытии Чтений стали программными. В них были озвучены не только достигнутые положительные результаты взаимодействия Церкви с государственными структурами, но и обозначена наиболее острая сущностная проблема развития гражданского общества – опасность утраты традиционных ценностей в системе основных ориентиров развития личности. Почему же после 20 перестроечных лет, после провозглашения свободы во всем, в том числе и религиозной, сохранение традиционных ценностей стоит под большим вопросом?
Принятый на Чтениях итоговый документ звучит довольно оптимистично: «…в современном мире не теряется актуальность подлинных и вечных моральных ценностей, необходимых для нормального существования общества, в поддержку которых всегда выступает Церковь. Среди этих ценностей — свобода, мир, святость человеческой жизни от зачатия до естественной смерти, крепкая семья, основанная на любви и верности, общественный долг, обязательства человека перед ближними». Участники Чтений убеждены, что «государство в своей политике призвано содействовать утверждению этих ценностей, противостоять попыткам их разрушения или отрицания». Но в докладе Святейшего Патриарха Кирилла звучат тревожные ноты: общество теряет понимание традиционных ценностей. Устойчивое словосочетание становится лишь техническим термином, его смысл выхолащивается. То, что под традиционными ценностями понимает одна часть страны, другая презрительно называет устаревшими нормами, комплексами, ненужной повинностью. Сегодня страна стоит у последнего рубикона, выбирая ценности, созданные людьми, или идеалы, открытые и данные людям Господом в евангельской проповеди. Как определил Патриарх в своем докладе, «первые являются относительными, преходящими и зачастую меняются с ходом истории и развитием законов человеческого общежития. Вторые вечны и неизменны, как вечен и неизменен Бог. Первые зачастую основаны на личных интересах человека и ставят целью достижение земного благополучия и получение cиюминутной выгоды. Вторые призывают презреть блага земной жизни ради высших целей. Церковь всегда свидетельствовала о важности следования традиционным, богозаповеданным нравственным идеалам, ибо именно они обеспечивают духовный иммунитет, стойкость и жизнеспособность всего общества».
Но каковы сегодня цели и идеалы, к которым стремится современный человек?
Состояние духа общества XXI века охарактеризовал в своем выступлении митрополит Волоколамский Илларион: «Сегодня мы живем в обществе, жизнь которого определяется системой ценностей, порожденной не религиозным, а секулярным мировоззрением. И здесь уже нет места Богу, христианской традиции — Его заменил человек со всеми его естественными, а порой и противоестественными устремлениями и желаниями, с его страстями и пороками». По мнению владыки, поначалу секулярные взгляды также предполагали высокое призвание человека. Однако сегодня высшей ценностью, по существу, стал совсем другой человек — производитель и потребитель сиюминутных благ, лишенный высоких целей и идеалов. Таким образом, подводит итог владыка, «традиционные ценности, которые отстаивает Православная Церковь, являются вызовом для секулярного мировоззрения, а тем более для идеологии агрессивного секуляризма. Но с другой стороны, по мнению митрополита Иллариона, и «одновременно призывом — к совместной работе ради блага современного общества и его граждан».
Сегодня мы наблюдаем расстановку сил: по одну сторону встают сторонники традиционных ценностей – в том понимании, которое дал Святейший Патриарх, а по другую собираются те, кто стремится разрушить все святое и священное, желающие не только Россию, но и весь мир подчинить вавилонской блуднице. Время сжимается, и процессы, на которые раньше уходили столетия, протекают ныне стремительно и занимают всего несколько лет.
За 20 лет Русская Православная Церковь набрала себе немало сторонников. Религиозная традиция стала не только значимой, но и реализуемой в повседневной личной и общественной жизни определенной части граждан России. И эта часть заявляет о своей позиции смело и открыто, особенно на таких масштабных форумах, как Международные Рождественские чтения. Конференции, работа в секциях, практические семинары показали, как велико тяготение русских людей к здоровому началу, сколько делается и сколько уже сделано, чтобы освободиться от грязной пены, которая образовалась на поверхности нашего общества. Словно спящая красавица, страна просыпается от страшного дурмана, в который ее погружали много лет, убеждая, что миражи – это и есть наше «прекрасное далеко».
Конечно, нам бы хотелось, чтобы осознание собственного пути приходило как можно быстрее. Но за это короткое время сформировалась мощная коалиция, отстаивающая иные ценности, противоположные национальным традициям России. Она исповедует либеральную толерантность и проповедует откровенный грех как добродетель. Новое поколение нигилистов грезит о новой революции, тайно и откровенно прорывается к власти, а кое-кто уже и владеет мощными ее рычагами. Мы прекрасно знаем о существующем влиятельном лобби педофилов и гомосексуалистов, о пивных магнатах, покупающих голоса депутатов, и ювенальщиках, готовых поставить семью под тотальный контроль, а детей превратить в товар. Поэтому призыв Президента Российской академии образования Н.Д. Никандрова, ратующего, чтобы законы отражали наши традиционные ценности, по большей части остается пока благими пожеланиями. А если все-таки законодательно закрепляется благая инициатива, мы слышим такое улюлюканье и оголтелый крик противников, словно мы не на своей родине, а в стане врагов.
Мы наблюдаем, как стремительно разрушается культурное пространство, которое все-таки сохраняло преемственность традиционным ценностям, если не религиозным, то хотя бы нравственным. Москва здесь особенно показательна. Молодая поросль режиссеров-новаторов превращает классику в непристойность под видом нового прочтения. Шекспировский «Сон в летнюю ночь», поставленный в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, наполнен развратными сценами с участием детей. Действие из сказочного леса переносится в школу, где главным героем становится мальчик, изнасилованный учителем-педофилом под воздействием марихуаны. Все непотребства, которые предстают перед ошарашенными зрителями, просто страшно перечислять.
Не обошла погоня за модернистской славой и Большой театр: национальная опера «Руслан и Людмила» Михаила Глинки под рукой режиссера с репутацией ниспровергателя устоев Дмитрия Чернякова трансформировалась до неузнаваемости: вечная история любви подверглась переосмыслению настолько кардинальному, что спектакль детям до 16 смотреть не рекомендуется. Не узнаете вы на сцене Большого театра и оперу П. Чайковского «Евгений Онегин» в его же режиссуре. Так что в Москве за традиционным названием очень часто скрываются абсолютно нетрадиционные вещи. Поэтому так хотелось услышать на пленарном заседании от новых министров образования и культуры действенные рецепты, как они мыслят сохранить наши национальные традиции в воспитании и русскую культуру в ее классическом варианте. К сожалению, кардинальных методов сохранения культурного наследия они не предложили. Министр культуры Владимир Мединский, конечно, признал, что под марку общемировой культуры проникает псевдокультура, и высказался за глубокое понимание и освоение традиционных ценностей, за воспитание на них детей. Но в этот же день министр дал обширное интервью в программе «Культурный шок» на радио «Эхо Москвы», в котором заверил слушателей, что он «против цензуры во всех ее проявлениях». Ибо «цензура в творчестве лишает творчество сути его содержания». Так что творите, «новаторы», пока не натворите…
За духовно-нравственное воспитание детей и моральное оздоровление общества, его консолидацию на основе общего культурного наследия, общих национальных задач ратовал на Чтениях и министр образования и науки Дмитрий Ливанов. Однако ранее он раскритиковал принятие Госдумой закона о запрете на усыновление гражданами США российских детей. Так что тут порой кажется, что правая рука даже не желает знать, что творит левая.
Кстати, в новостных лентах сайтов обоих министерств даже не сказано об участии их руководителей в Рождественских чтениях, хотя имеется масса другой второстепенной информации. Вот вам и приоритеты.
В общем, от пленарного заседания осталось чувство неудовлетворения как от несбывшихся надежд. Церковь говорит о масштабности проблемы, о той пропасти, к которой подошло наше общество, а в ответ слышит лишь общие фразы и никаких конкретных предложений.
Зато практическая работа на конференциях, секциях, совещаниях, которых в ходе Чтений прошло более 140, подтвердила, что происходит христианизация многих сфер жизни нашего общества даже помимо воли некоторых властных структур. Поэтому итоговый документ и отразил этот оптимистический настрой: «мы вправе говорить об особой мировоззренческой и культурно-общественной значимости православной религиозной традиции в России и других странах, где Православие является культурообразующей и государствообразующей религией».

Светлана Воронцова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

31 + = 35