Роспись Александро-Невского собора – в традициях Древней Руси
Роспись Александро-Невского кафедрального собора близится к завершающему этапу. Полностью расписан алтарь, купол, центральная часть, северные и южные стороны храма. Палехские иконописцы приступили к трапезной части, уже нанесены карандашные рисунки будущих иконописных картин. Конечно, пока стоят строительные леса, трудно рассмотреть все будущее благолепие собора, но если включить воображение, то можно представить, какую красоту нам предстоит увидеть. Евангельские сюжеты, церковные праздники, образы святых написаны в ярких сочных цветах. Основной тон – желто-золотой, он словно расширяет пространство храма, наполняет его светом, придает воздушность. Солнечные лучи, попадая на золотистую поверхность, заставляют ее сверкать и искриться, создавая ощущение необыкновенного великолепия и торжественности.
С правой стороны от алтаря мы видим иконографическое изображение Рождества Христова, с другой стороны – Сошествие во ад Спасителя. Всего будет шесть больших композиций, связанных со значимыми церковными праздниками. На выступах с двух сторон будут написаны образы Александра Невского и его святых сродников. При входе в храм прихожане над собой увидят изображение ветхозаветной Святой Троицы, а певчие на клиросе будут находиться под покровом Пресвятой Богородицы и святых сладкопевцев. На сводах и стенах появится изображение 20 наиболее чтимых икон Божией Матери.
Как мы рассказывали ранее, палехские мастера во главе с Сергеем Григорьевичем Морозовым пишут только в древнерусском каноническом стиле. Для них образцом являются роспись храмов XIV-XV веков, работы преподобного Андрея Рублева и Феофана Грека, иконописное искусство греческих византийских мастеров. Поэтому в своей росписи палехские художники стремятся приблизиться к этой вершине иконописного мастерства.
Начиная с XVII века, иконописное искусство Древней Руси стало наполняться чужеродными западными элементами. В XIX веке древнерусский канонический стиль был вытеснен живописью, которую особенно насаждал Васнецов и его соратники. Живописный реалистичный стиль стал широко применяться в росписи храмов. Самым показательным в этом смысле можно считать Храм Христа Спасителя в Москве. Он был построен в 1883 году и вновь воссоздан после разрушения в 1997 году. Новые росписи точно повторили предыдущие, выполненные в реалистичном духе известными художниками В. Суриковым, И. Крамским, В. Верещагиным и другими. Александро-Невский собор, построенный в начале XX века, также был расписан в живописном стиле, но мастерами невысокой квалификации. Поэтому иконописные изображения на стенах с точки зрения художественной значимости не представляли ценности. Так что новый обновленный собор гораздо больше будет соответствовать православным канонам и духу Церкви, где важно видеть преображенного благодатью Божией человека. По сути, мы увидим храм Древней Руси.
Безусловно, роспись Александро-Невского собора требует больших финансовых затрат. Прихожане стараются и вносят свой посильный вклад в благоукрашение родного храма. Серьезную помощь являют и руководители крупных предприятий города. Наиболее значимую лепту внес депутат Белгородской областной Думы Андрей Алексеевич Угаров, директор по производству ООО УК «Металлоинвест». Свою поддержку кафедральному собору оказали председатель Совета директоров АО «СОАТЭ» Александр Анатольевич Мамонов, председатель Совета директоров ОАО «СУМ ЦММ» Александр Станиславович Топчий, депутат Белгородской областной Думы, председатель Совета директоров ООО «УК «Славянка» Сергей Аркадьевич Гусев, председатель Совета директоров «КМАпроектжилстрой» Карл Карлович Лоор, генеральный директор ОАО «СОЭМИ» Александр Ипполитович Емельяненко, генеральный директор ОАО «Стойленский ГОК» Сергей Александрович Напольских.
Роспись кафедрального собора по своему масштабу соотносима со строительством нового храма и, безусловно, важная веха в его летописи. Не оставайтесь безучастными к этому историческому событию, становитесь сопричастниками ему.
Светлана Воронцова