Роль православия в общеисторическом и культурном контексте

12_DSC_0184_22Доклад Александра Владимировича Рудакова,
кандидата филологических наук, магистра антропологии и этнологии, начальника отдела проектного управления МБУ ДПО «Старооскольский институт развития образования», на муниципальных Онуфриевских чтениях,
прошедших 27 апреля в старооскольской Православной гимназии.

Ум ищет божества, а сердце не находит.
Александр Сергеевич Пушкин

Запущенный с развалом старого идеологического строя процесс либерализации современного российского общества затрагивает все сферы человеческой деятельности: политику, культуру, науку, литературу, изобразительное искусство, а также оказывает влияние (зачастую негативное) на духовную жизнь россиян. Западные ценности впитываются современным поколением из каналов масс-медиа, кинематографа, музыки и др. Эти ценности в значительной степени отличаются от образцов, свойственных русской национальной культуре и воспитывают в подрастающем поколении инертность, эгоизм, инфантилизм и, как следствие, неспособность адекватно оценивать окружающую действительность. Современные социологи называют западное общество «постхристианским», указывая на завершившийся процесс секуляризации.
Анатолий Серафимович Фролов в конце 20-го столетия давал неутешительный прогноз перспектив развития российского социума: «вступление в XXI век, сопряженное не только с ускорением катастрофических тенденций в России, но и с обострением глобальных проблем, порожденных техногенной цивилизацией, не дает оснований для чрезмерно оптимистической оценки будущего. Поэтому можно утверждать, что тенденция омассовления религиозной веры является устойчивой и долговременной» 1. Многие авторы разделяют пессимизм данного исследователя, однако мы позволим себе важное замечание: русская самоидентичность невозможна без признания православной веры в качестве способа сбережения национального культурного кода. В. В. Путин на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай» 19 сентября 2013 года отметил: «очевидно, что наше движение вперёд невозможно без духовного, культурного, национального самоопределения, иначе мы не сможем противостоять внешним и внутренним вызовам, не сможем добиться успеха в условиях глобальной конкуренции. Мир становится всё более жёстким, порой отвергается не просто международное право, но даже элементарные (нормы) приличия. Без ценностей, заложенных в христианстве и других мировых религиях, без формировавшихся тысячелетиями норм морали и нравственности люди неизбежно утратят человеческое достоинство. И мы считаем естественным и правильным эти ценности отстаивать» 2.
В этой связи нам видится важным сохранение классической русской культуры. «Каждая национальная культура — это форма самовыражения народа. В ней проявляются особенности национального характера, миросозерцания, менталитета. Любая культура уникальна и проходит свой, неповторимый путь развития. Это в полной мере относится и к русской культуре» 3.
Ключевым моментом в становлении русской национальной культуры стало Крещение Руси. Оно способствовало развитию изобразительного и музыкального искусства, литературы (в первую очередь духовной), различных наук, зодчества и других ремёсел, торговли, а также обеспечило укрепление государственности. Вплоть до начала XX века полагалось, что быть русским – значит быть православным. До революции 1917 года вместо графы «национальность» в документах, удостоверяющих личность, указывалось вероисповедание. Епископ Колпашевский и Стрежевский Силуан на открытии районных Кирилло-Мефодиевских чтений в селе Каргасок 19 мая 2014 года указал на то, что «определяющая роль Церкви в формировании и развитии российского государства очевидна. Даже в советских учебниках истории невозможно было обойти молчанием такие ключевые события русской истории, как, например, Крещение Руси. Ведь выбор веры князем Владимиром был не случайным, факультативным актом, но осознанным выбором цивилизационного пути, который определил и культуру, и особый, специфический восточно-славянский менталитет, и, как следствие, политическую, и даже экономическую реальность» 4.
Именно Православная Церковь способствовала формированию уникального русского стиля. Каменное зодчество, иконопись, художественная и нехудожественная литература, музыка (главным образом церковная), историческая наука, философия (в т.ч. инкорпорированная в литературу) – всё наполнено «русским духом», т.е. одухотворено. «Достаточно упомянуть лишь некоторые, наиболее выдающиеся имена: Пушкин и Гоголь, Тютчев и Достоевский, Толстой и Шмелёв; живописцы Иванов, Суриков, Поленов, Васнецов, Нестеров; композиторы Чайковский, Рахманинов и многие-многие другие, которые и тематически, и ценностно отражали православную культуру в своих произведениях. И без обращения к глубинным смыслам этой культуры произведения их невозможно адекватно воспринять» 5.
Однако стоит отметить, что культурную идентичность нельзя полагать нерушимым монолитом. Она формируется веками, но гибнет в мгновения ока. Авторы исследования «Молодежь и православие» в контексте формирования традиционных культурных ценностей Е. Е. Несмеянов, Т. С. Оленич и С. А. Плотников утверждают, что «культурная идентичность – принадлежность индивида к какой-либо культуре или культурной группе, формирующая ценностное отношение человека к самому себе, другим людям, обществу и миру в целом. Потеря идентичности возможна в связи с быстрыми изменениями социокультурной среды, которые человек не успевает осознавать. В таком случае кризис идентичности может принимать массовый характер, рождая „потерянные поколения“» 6. Утратив связь с прошлым, можно потерять будущее.
Политические и социальные изменения, происходящие в современной России, способствуют культурной и нравственной деградации (что подтверждается многочисленными исследованиями социологов, психологов, педагогов и пр.). Данная тенденция усугубляется глубоким кризисом духовно-религиозных ценностей. Аналогичная ситуация наблюдалась в нашей стране на стыке прошлых эпох: в конце XIX – начале XX веков. В этой связи особую актуальность приобретает культурное и духовное наследие новомучеников и исповедников Российских. Проповеди, очерки, послания, а также протоколы допросов не только проливают свет на события, очевидцами которых они стали, но также дают нам возможность дать адекватную оценку современной ситуации. Так, описывая религиозную теплохладность и безразличие русской интеллигенции к Церкви, священномученик Дамиан (Воскресенский), в те дни бывший ректором Смоленской духовной семинарии, в 1913 году писал: «насильственная оторванность от текущей жизни, мечтательность, прекраснодушие, недостаточно развитое чувство и сознание действительности характеризует наших передовых людей» 8. И далее: «нигде на свете нет интеллигенции, более равнодушной к Церкви, более атеистической, чем русская интеллигенция» 8. Эти слова весьма точно описывают и современных «передовых», или, как их принято называть теперь, «продвинутых» людей. Позже, в 1917 году, священномученик Дамиан призывает: «спасайте себя от гибели, пока не поздно. Будьте верными до конца и Богу, и вере Христианской, и Матери Церкви православной!» 9.
Протоиерей Георгий Крейдун, проректор Барнаульской духовной семинарии и настоятель храма святого апостола Иоанна Богослова, отмечает: «Вряд ли наше положение сегодня может быть приближено к тому трагичному времени, но трудностей для верующих сегодня предостаточно, да и стресс сегодня по разным поводам – неизбежный спутник современного даже верующего человека. Однако и средство духовного излечения остается то же, что и ранее, – это благодать, которая подается человеку через твердую веру и непрерывное упование на милосердие Божие, а также простое и бесхитростное взывание к Творцу всех и вся» 10.
Таким образом, русское православное христианство представляется нам как фактор сохранения и обеспечения культурной и духовной целостности общества. Изучение духовного наследия новомучеников и исповедников Российских позволяет раскрыть наиболее уязвимые места в аксиологической картине современности, спрогнозировать потенциальные риски и, возможно, сдержать разложение вековых нравственных и культурных устоев. Запущенный современными СМИ процесс глобализации не может быть оценен исключительно в качестве положительного феномена с позиций православных ценностей. Опыт революционных событий прошлого века дает возможность нам провести параллели с настоящей действительностью и не повторить прошлых ошибок.



   «Роль православия в общеисторическом и культурном контексте»

      г.Старый Оскол
      27.04.2017


1. Фролов A. С. Православие в контексте современного социокультурного развития России // Культура и текст. – № 1 / 1997. – С. 49-53

2. Путин В. В. Заседание международного дискуссионного клуба «Валдай» 19 сентября 2013 г. Электронный ресурс. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/19243

3. Фомина Н. Н. Русская культура в контексте мировой культуры // Введение в культурологию: Курс лекций / Под ред. Ю. Н. Солонина, Е. Г. Соколова. – Санкт-Петербург, 2003. – C. 97–118.

4. Значение и место Православия как традиционной религиозной культуры народов России в современном культурно-образовательном пространстве Российской Федерации. Доклад епископа Колпашевского и Стрежевского Силуана на открытии районных Кирилло-Мефодиевских чтений, с. Каргасок 19 мая 2014 г. // «Томские епархиальные ведомости», 2014 г. №4. Электронный ресурс. URL: http://svjatoynarym.ru/znachenie-i-mesto-pravoslaviya-kak-tradicionnoj-religioznoj-kultury-narodov-rossii-v-sovremennom-kulturno-brazovatelnom-prostranstve-rossijskoj-federacii/

5. Там же.

6. Несмеянов Е. Е., Оленич Т. С., Плотников С. А. «Молодежь и православие» в контексте формирования традиционных культурных ценностей. Электронный ресурс. URL: http://pravovrns.ru/?p=6792.

7. Священник Дамиан (Воскресенский). Наша интеллигенция (Из современной церковно-общественной жизни) // Смоленские Епархиальные Ведомости, 1913 г. № 19.

8. Там же.

9. Священник Дамиан (Воскресенский). Религиозная революция (слово, сказанное в семинарской церкви в Неделю 23-ю по Пятидесятнице) // Смоленские Епархиальные Ведомости, 1917 г. № 25.

10. Протоиерей Георгий Крейдун. Подвиг новомучеников — урок нам. Электронный ресурс. URL:http://www.pravoslavie.ru/58073.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

82 − 81 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ