Роль отца в процессе православного воспитания дошкольника

Доклад Пантыкиной В.М., воспитателя
МБДОУ детского сада № 41 «Семицветик»
на XI муниципальных Рождественских чтениях
«Семья в истории России», прошедших
13 февраля 2013 г. во 2-й школе г. Старый Оскол

В настоящее время вопрос вовлечения отцов в воспитательный процесс является очень актуальным. В силу сложных социально-экономических условий отец в семье чаще является источником финансовой поддержки семьи. В связи с этим все больше и больше отцов передают свои воспитательные функции жене, членам семьи. К сожалению, сегодня существует множество мужчин, которые только претендуют на роль отца, но в реальности им никогда не являлись. Ведь настоящее отцовство – это больше, чем просто рождение детей, это – ответственность, справедливость и любовь к своим детям. Совершенный образ Небесного Отца является тем примером, к которому должен стремиться каждый мужчина. Даже самая совершенная мать не сможет заменить отца, и каждый ребенок для гармоничного развития нуждается в отцовском попечении, отцовском духовном авторитете. Раньше на Руси отец был не только кормильцем и защитником, но и показателем духовного состояния семьи.
Почему же в настоящее время отец в воспитании детей оказался за бортом? Возникает вопрос: не потому ли растет преступность, и стали обычным явлением школьные неврозы и побеги из дома?
По результатам анкетирования и собеседования в детском саду было установлено, что полные семьи составляют 62%, неполные 38%. Но и в полных семьях отцы считают, что воспитанием дошкольников должны заниматься мама и детский сад; и только 24% уверены, что воспитанием ребенка должны заниматься оба родителя одинаково. Не выбили ли мы сами почву из-под ног, оттеснив отца из сферы семейного воспитания, сознательно принижая его значение в правильном формировании личности ребенка? Именно в этих условиях возникла идея вовлечь отцов в процесс православного воспитания.
Дети нуждаются в обществе отца, его любви. Важно, чтобы дети имели возможность проводить достаточно времени с отцом, ощущать его участие и доброту. Поэтому сотрудничество с родителями, в особенности с отцами, — одно из важнейших направлений в воспитательно-образовательной деятельности в детском саду. В свою работу мы включаем разные совместные мероприятия, которые помогают отцам лучше понять своих детей, любить и уважать ребенка как личность, развивать его творческие способности и как можно больше времени проводить с семьей. Мы предлагаем папам разные формы работы — беседы за круглым столом, оформляем памятки, папки-передвижки, приглашаем на занятия, проводим индивидуальную работу. Был подготовлен ряд консультаций: «Духовно-нравственное воспитание детей», «О значении поста в жизни детей».
В группе регулярно проводятся различные конкурсы на изготовление поделок детей совместно с родителями, а также выставки рисунков к праздникам: «Рождественская звезда», «Вербное Воскресенье», «Пасхальные радости», «Ангел-хранитель». Папы стали принимать активное участие в работе группы, их руками изготовлены творческие работы: макет Храма Христа Спасителя, «Часовня» и «Пасхальное яйцо» из бисера, вышитая картина «Пасхальное угощение».
Особую духовно- нравственную направленность несут экскурсии и целевые прогулки к мемориалу Воинской славы, они знакомят детей с героическим прошлым нашего города, дают благодатную почву для воспитания достойного гражданина страны, патриота своей родины.
Часто дети задают своим родителям вопросы, на которые родители затрудняются ответить. Например: «Для чего я родился?», «Кто первый появился на земле?», «Что такое добро и что такое зло?», «Что такое причастие?». Поэтому родители стали интересоваться и искать ответы на вопросы детей, вместе с детьми размышляют и делают выводы. В этот период задача педагога — помочь найти правильные ответы для родителей, просветить их.
Большую роль в становлении личности ребенка играют православные праздники, которые создают особый ритм духовной жизни человека, обращают внимание детей на культурно-исторические традиции нашего народа. Поэтому в детском саду вошло в правило проводить праздники, посвященные православным торжествам: Рождеству Христову, Покрову Пресвятой Богородицы, Вербному Воскресению, Пасхе, Троице.
Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: папы стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, они стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Папы посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, охотно помогают в благоустройстве территории детского сада, принимают активное участие в выставках и праздниках.
Успехи в работе с родителями отразились на показателях образовательного процесса. Между отцами и детьми установились доверительные отношения. Появилась потребность делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Папы воспитывают в своих детях уважение к женщине как к матери, прививают трудолюбие, моральные нормы и правила поведения, духовные ценности. Православное учение также оказывает положительное влияние на семьи наших детей. Отец, принимающий участие в жизни своих детей и сумевший установить с ними эмоциональный контакт, становится авторитетом для них. И в будущем дети будут благодарны отцам за эти уроки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

66 + = 69

АРХИВ ГАЗЕТЫ