Резолюция конференции «Духовная безопасность личности и общества: современные вызовы и ответы»

11-12 апреля 2016 г. в МАУ «Центр молодежных инициатив» и в образовательных учреждениях Старого Оскола прошла межрегиональная научно-практическая конференция «Духовная безопасность личности и общества: современные вызовы и ответы», в которой приняли участие духовенство города Москвы, Воронежской, Курской и Белгородской митрополий, ученые, представители администрации Старооскольского городского округа, педагоги, работники социальной сферы, культуры, здравоохранения, силовых ведомств, профсоюзных и молодежных организаций.

Были заслушаны доклады по следующим темам:

1. Духовно-религиозные основания безопасности и процветания России.

2. Православный взгляд на родноверие и неоязычество.

3. Индуизм и неоиндуизм. В чем различие?

4. Мнимая польза «духовных» практик: йоги, медитации, визуализации.

5. Виртуальное пространство: опасности и возможности.

6. Богословские особенности и духовный опыт харизматического движения.

7. Профилактика и реабилитация лиц, пострадавших от деятельности нетрадиционных религиозных культов.

В ходе конференции ее участниками единодушно подчеркнуто важнейшее значение системы духовной безопасности как неотъемлемой составляющей части национальной безопасности.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации от 31.12.2015 г. определено, что «Угрозами национальной безопасности … являются размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа Российской Федерации путем внешней культурной и информационной экспансии. …Укреплению национальной безопасности способствует создание системы духовно-нравственного и патриотического воспитания граждан, внедрение принципов духовно-нравственного развития в систему образования, молодежную и национальную политику…».

Духовная безопасность обеспечивает благоприятные условия для созидательной духовной жизни и здорового социально-нравственного развития государства. Духовно ослабленное государство, наоборот, непременно становится объектом агрессии жаждущих наживы более сильных в экономическом и военном отношениях стран и их коалиций. Изменения в духовной сфере, ухудшение социокультурной обстановки нарушают систему военной безопасности государства и нередко становятся причиной политических переворотов и крупномасштабных войн. Система духовной безопасности также необходима для подлинной реализации и эффективной защиты свободы совести.

Участники конференции констатировали, что против России ведется полномасштабная духовая война с целью изменить позитивные традиционные мировоззренческие установки (идентификационные коды) народа и дестабилизировать состояние общества.

Сегодня деятельность сектантских сообществ направлена в первую очередь на молодежь и детей. Распространена практика организации лагерей отдыха для детей, творческих фестивалей, спортивных секций, ими открываются школы и курсы, финансируется обучение молодых людей за рубежом, строятся сомнительные центры социальной направленности, организуются псевдолечебницы для нарко- и алкозависимых. Сектантские сообщества активно присутствуют в интернет-пространстве, используют для своей пропаганды рекламу в средствах массовой информации.

Основными причинами, по которым люди попадают под влияние деструктивной религиозной идеологии, являются:

• духовная жажда (объективная духовная потребность),

• отсутствие религиозного воспитания (компетентности),

• отсутствие критического мышления.

Участники конференции подчеркнули, что серьезной проблемой духовной безопасности является распространение на территории Российской Федерации так называемых новых религиозных культов, в первую очередь имеющих деструктивные признаки – неокультов языческой и псевдоиндуистской направленности, а также харизматических неопятидесятнических движений.
На конференции было отмечено, что практически все неоязыческие направления утеряли духовную преемственность и связь с древним язычеством. В настоящее время неоязычество воссоздается под влиянием субъективных, а зачастую и объективных факторов.

В России распространен тип неоязычества, основанный на вольной реконструкции дохристианских славянских верований – родноверие. Оно не имеет единой организационной структуры и подразделяется на множество организаций и групп, взгляды которых существенно различаются. Иногда внедрение неоязычества прикрывается изучением народной этнокультуры. При этом игнорируется многовековая православная народная культура и пропагандируются некие реконструкции и фрагменты древнего язычества. Неоязычество проникает через спортивные секции, руководители которых наряду с изучением древних славянских боевых искусств знакомят воспитанников с мистико-обрядовой стороной язычества.

Фактически любая форма неоязычества складывается из трех центральных компонентов: язычества (в той или иной попытке реконструкции и подражания), лженауки и сатанизма. В последнее время неоязычество смыкается с оккультно-мистическими течениями и неовосточными культами западного происхождения.

По мнению участников конференции, неоиндуистские течения (к примеру, Международное общество сознания Кришны) были инспирированы членами масонских лож для борьбы с миром христианских идей и представлений в Америке и Европе. Основные отличия неоиндуизма от индуизма состоят в том, что классические формы индуизма никогда не проповедуются лицам, не родившимся в индуистских кастах и принадлежащим другой религиозной традиции. В классическом индуизме отсутствует представление о грехопадении как форме выпадения из духовного мира.

На конференции было отмечено, что на протяжении последних десятилетий на территории России в качестве оздоровительных методов беспрепятственно распространяются различные сомнительные «духовные» практики неовосточных культов: йога, медитация и другие. По мнению участников конференции, это является заведомым обманом.

Йога никогда не рассматривалась в Индии как метод оздоровления, но как средство достижения конкретного духовного состояния. Нынешний список асан и йогические практики придуманы сравнительно недавно, причем специально для западного неразборчивого потребителя. Таким образом, йога является ничем иным, как вариантом некоего «народного целительства», альтернативного медицине, а также способом распространения оккультно-эзотерических энергетических практик.

Участники конференции предупредили, что харизматическое движение неопятидесятников стремится стать фундаментом для объединения всех христиан в «Единую церковь». Оно получило на территории России опасное распространение и действует как «анонимное христианство», сочетая элементы религиозных практик протестантизма, нехристианских традиций с неоязыческими практиками целительства. Непрекращающиеся прозелитические действия лжемиссионеров-неопятидесятников в России приводят не только к искажению смысла христианства, но и к разрушению национальной культуры.
Участники конференции отметили, что виртуальная реальность, куда входят интернет и другие медийные технологии, в большей степени отрицательно влияет на человека. Она способствует деперсонализации личности, размывает половую идентичность человека, разрушает языковую культуру, формирует чувство зависимости. Противостоять процессу влияния на общество виртуальной реальности невозможно, но необходимо использовать ее как средство информации для распространения благой вести о Христе. Православный христианин в сети интернет должен свидетельствовать о своей вере, по слову апостолу Петра: «будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Пет.3:15).

По итогам работы межрегиональной научно-практической конференции участниками предложено создание системы профилактики, которая должна осуществляться по следующим направлениям:

1. Распространение объективной, своевременной и полной информации о деструктивных культах в СМИ.

2. Проведение в образовательных организациях разъяснительной работы по духовной безопасности.

3. Популяризация позитивных традиционных духовных ценностей.

    Участники конференции рекомендуют:

Приходским общинам:

– проведение духовных бесед с прихожанами, участие их в общем деле укрепления позитивной духовности и духовной безопасности, организация совместного досуга;

духовным наставникам школ регулярно проводить в образовательных учреждениях беседы по разъяснению ущербности вероучения деструктивных культов.

педагогическому коллективу ЧОУ «Православной гимназии N 38» разработать методику проведения классного часа по духовной безопасности для использования ее в образовательных учреждениях.

Управлению образования администрации Старооскольского городского округа:

– организовать для педагогов и обучающихся систематическую просветительскую работу по нетрадиционным религиозным культам;

МБУ ДПО «Старооскольский институт развития образования»:

– организовать проведение ежегодного муниципального семинара по духовной безопасности для руководящих работников образовательных организаций.

Образовательным организациям:

– проводить классные часы и внеклассные мероприятия по духовной безопасности;

– во внеклассную работу с обучающимися целесообразно включить разъяснение педагога-психолога об основных способах психологической безопасности (контроль сознания и критическое мышление).

Управлению культуры администрации Старооскольского городского округа:

– не способствовать распространению вымышленных праздников неоязыческого характера как искуственно созданных и исторически необоснованных (дни Купалы, Маланьи и другие);

– исключать при проведении народных праздников неоязыческий компонент, к примеру, сжигание чучел на Масленицу.

Управлению по делам молодежи администрации Старооскольского городского округа:

– способствовать проведению круглых столов по духовной безопасности в молодежной среде;

– не инициировать проведение праздников, нетрадиционных для православной культуры России (день «святого» Валентина, фестиваль красок, являющийся ежегодным индуистским праздником весны, посвященным демонице Холи, и т.п.).

Управлению по физической культуре и спорту:

– контролировать работу спортивных секций и клубов, где преподаются древние славянские боевые искусства и восточные единоборства.

Управлению Министерства внутренних дел РФ по Старому Осколу:

– ознакомить сотрудников правоохранительных органов с признаками тоталитарных деструктивных культов, которые могут действовать под видом научных, педагогических, спортивных объединений, клубов по интересам, общественных и благотворительных организаций, но имеющих религиозные признаки, а также с методикой раскрытия преступлений на религиозной почве (по книге кандидата юридических наук, доцента Академии управления МВД России, полковника внутренней службы в отставке протоиерея Андрея Хвыли-Олинтера «Духовно-религиозные основания национальной безопасности России»).

Участники конференции отметили целесообразность повторения подобных мероприятий по актуальным тематикам и вызовам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 + 6 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ