Разорванный век

Митрополит Вениамин (Федченков) и митрополит Антоний (Храповицкий). Коллаж Юлии Зиновьевой и Александра Гончарова

Начало XX столетия в России разорвало русскую историю на две неравные части, когда прошлое отсоединилось от настоящего. Все, чем жила страна, во что верила, чему хранила верность, оказалось отброшено после 1917 года. Даже сам народ разделился на «белых» и «красных». В таких условиях огромную роль для людей играют духовные наставники, которые просто позволяют им оставаться людьми, оберегать чистоту сердец и не забывать, что такое быть «образом и подобием Божиим».

«Суждение о твоем достоинстве и недостоинстве принадлежит Церкви»

Некоторые литературоведы полагают, что именно этот человек послужил прообразом Алеши Карамазова в романе «Братья Карамазовы» великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского. Только вот реальная жизнь его не совпала с тем, что, возможно, предуготавливал своему литературному герою Достоевский. Алеша Карамазов должен был стать революционером, а вот его прообраз оказался в антибольшевистском лагере и основал Русскую Православную Церковь Заграницей.

17 (29) марта 1863 года в семье генерала, активного участника русско-турецкой войны (1877–1878), новгородского помещика Павла Павловича Храповицкого родился третий сын Алексей. Павел Павлович, переезжая с семьей в Санкт-Петербург, хотел, чтобы его сыновья пошли в жизни по стезе, традиционно присущей русскому дворянству. Однако Алексей захотел учиться в духовном училище, ибо с детских лет полюбил читать жития святых и помогал при богослужениях в храме.

Отец был непреклонен и отправил сына в гимназию. Но и там, несмотря на выдающиеся успехи по разным предметам, больше всего Алексея интересовало все то, что связано с Церковью и русской философией. Гимназист неоднократно бывал на публичных выступлениях Достоевского и любил читать произведения философов Алексея Хомякова и Владимира Соловьева.

Большое влияние на Алексея Храповицкого оказала личная встреча с архимандритом Николаем Касаткиным, ныне нам известным как святитель Николай Японский, великий миссионер и основатель Православной Церкви в Японии.

Павел Павлович долго сопротивлялся, но в конце концов вынужденно уступил Алексею, ставшему студентом Санкт-Петербургской духовной академии в 1881 году. В 1885-м он принял монашеский постриг с именем Антоний. Вполне возможно, что в лице Антония (Храповицкого) Российская империя потеряла выдающегося государственного деятеля, но зато Церковь Русская приобрела  талантливого организатора, великолепного церковного писателя и богослова, отличного преподавателя и затем архипастыря-труженика.

В 27 лет архимандрит Антоний (Храповицкий) возглавил Московскую духовную академию. Среди дисциплин, им преподаваемых, выделялся курс пастырского богословия, которое он почитал важнейшим для становления русских священников.

В своей работе «О пастырском призвании», опубликованной в 1896 году в журнале «Руководство для сельских пастырей», Храповицкий обратил внимание на ложное смирение, мешающее православным студентам идти по пастырскому пути. В своих суждениях Антоний напрочь разбивает его: «Да и самый прием и привычка современных людей до тонкости изучать самих себя, щупать беспрестанно пульс каждому своему ощущению говорит о слабохарактерности, нерешительности действий, неспособности господствовать над своими настроениями. “Не чувствую призвания”, “недостоин” – в словах этих заключается противоречие заповеди послушания и смиренномудрия. Если бы ты сказал: “чувствую призвание”, “достоин”, то ты – неспособный и недостойный гордец. Суждение о твоем достоинстве и недостоинстве принадлежит Церкви. Твое дело – созидать в себе настроение, соответствующее твоему будущему служению, к коему ты призван Церковью».

Знакомство с отцом Иоанном Кронштадтским укрепило желание Антония защищать православие от нападок нигилистов, скептиков и последователей Льва Толстого. У него сформировались четкие взгляды на то, что Россия должна быть монархическим государством, в котором обязана существовать симфония властей, а для этого необходимо восстановление патриаршества. Идеалом патриаршего служения Антоний (Храповицкий) считал деятельность патриарха Никона.

Архиепископ Харьковский и Ахтырский Антоний принимал участие в Поместном Соборе РПЦ (1917–1918). Среди трех кандидатов на патриарший престол он набрал наибольшее количество голосов – 159. Но Господь ссудил понести крест патриаршества святителю Тихону (Белавину).

В мае 1918 года Антоний (Храповицкий) был избран митрополитом Киевским и Галицким, а в декабре петлюровцы его арестовали как противника «самостийности» Украинской Православной Церкви прямо в Киево-Печерской лавре. Затем его и архиепископа Волынского Евлогия (Георгиевского) захватили поляки, а освобождению поспособствовала французская военная миссия.

В 1920 году митрополит Антоний вместе с армией Врангеля навсегда покинул Россию. Ушел он ко Господу в 1936 году на земле Королевства Югославии.

«Промысл Божий охраняет всю нашу жизнь»

Митрополит Вениамин (Федченков) хорошо знаком православным христианам России прежде всего по его произведениям, таким как «Божии люди», «О вере, неверии и сомнении», «Лики Святой Руси», «Отец Иоанн Кронштадтский» и другим. Но он также известен как проповедник и богослов, написавший серьезные труды по литургике, догматике и пастырскому богословию.

Владыка Вениамин хорошо знал митрополита Антония (Храповицкого), как и он почитал праведного Иоанна Кронштадтского, также оставил Россию в 1920 году, эвакуировавшись с Белой армией из Крыма. Но в отличие от Антония он вернулся в страну после Великой Отечественной войны.

В отличие от владыки Антония Вениамин (Федченков) происходил из крестьянского сословия. Он родился 2 (14) сентября 1880 года в семье бывшего крепостного, ставшего конторщиком.

С юных лет Иван Федченков (так звали будущего митрополита в миру) устремился к служению Церкви и Господу. Еще во младенчестве ему было предсказано святительство, что потом и свершилось.

Будучи ректором Тверской гимназии, архимандрит Вениамин был избран членом Поместного Собора от клириков епархии. А в 1919 году был хиротонисан во епископа Севастопольского.

В 1920 году епископ Вениамин возглавил по предложению Врангеля военное духовенство Белой русской армии. В эмиграции владыка Вениамин занимал особые позиции. Он категорически не желал разрыва с Московской Патриархией. Ему довелось постранствовать по многим странам. Паства его очень любила. После пребывания в Турции, Сербии, Чехословакии (где он окормлял православные приходы на Подкарпатской Руси) в 1926 году епископ Вениамин перебрался в Париж. Здесь он попытался пойти на примирение с советской властью, но отказавшись осудить Белое движение.

Путь владыки домой оказался долгим. Он сохранял единство с Московским Патриархатом, когда большинство эмигрантов клеймило его предателем за общение с митрополитом Сергием (Страгородским). В 1932 году он был возведен во архиепископы. А в 1933 году его направили в США, где владыка возглавил Алеутскую и Северо-Американскую епархию, став Патриаршим Экзархом. Большинство приходов Русской Православной Церкви в США и Канаде ушли в раскол. Архипастыря во многих храмах встречали недружелюбно. Но он, наоборот, ко всем относился с любовью. Его дневники свидетельствуют о том, как владыка постоянно молился за всех своих гонителей.

В 1938 году Вениамина (Федченкова) возвели в сан митрополита. А к концу его служения в Северной Америке число приходов РПЦ возросло до 50.

Знаменитый вывод владыки – «Промысл Божий охраняет всю нашу жизнь» – оказался подкреплен самой его биографией.

Ушел ко Господу митрополит Вениамин в 1961 году, находясь на покое в Псково-Печерском монастыре, где он дописывал и редактировал книгу «О вере, неверии и сомнении». А заветом владыки нам могут считаться слова из его проповеди: «Радуйтесь, всегда радуйтесь, и в скорбях радуйтесь!»

Александр Гончаров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

90 − = 85

АРХИВ ГАЗЕТЫ