«Радуйтесь! – ибо Я с вами во все дни»

Мы сейчас живем в полуязыческом мире, где многое, что было известно нашим предкам с младенческих лет, ныне является непонятным и загадочным.
Мне доводилось уже неоднократно сталкиваться с мнениями людей, далеких от Церкви и Православия, в которых сквозило непрекрытое удивление по поводу празднования Успения Пресвятой Богородицы. «Вы торжественно отмечаете смерть Матери Иисуса Христа. Разве это не странно?» – говорили они.
О чем же свидетельствует подобный подход наших невоцерковленных современников? Оказывается, забыты все традиции, история и основы веры – все то, на чем и держалась Русь. Произошел страшнейший разрыв во времени между поколениями, между предками и потомками, между душой и разумом. Богоборчество XX века выхолостило народное сознание. И уже поэтому нам надо вновь и вновь восстанавливать все утерянное и забытое.
15/28 августа Русская Православная Церковь празднует Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Старинное слово «успение» означает не просто смерть, но тихую и непостыдную кончину, переход человека в Жизнь Вечную.
Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, так проповедовал об Успении Пресвятой Богородицы:

«…Она прямо из гроба была вознесена в пренебесное жилище, откуда сияет светозарным и Божественнейшим блеском, освещая оттуда всякое земное достояние, и за это всеми верными поклоняемая, восхваляемая и воспеваемая.
…Итак, надлежало, чтобы Вместившая Исполняющего все и Сущего превыше всего и Сама достигла всего и стала превыше всего Своими добродетелями и высотою достоинства. И поэтому то, что всем от века лучшим отдельным лицам помогало становиться лучшими, и что имеют только облагодатствованные Богом (каждый в отдельности) ангелы и человеки, – все то совмещает Она в Себе, и Одна лишь преизбыточествует всем несказанно: приобретением бессмертия по смерти, и обитанием на небе во плоти вместе с Сыном и Богом, и с того времени обильным излиянием оттуда преизбыточествующей благодати всем почитающим Ее».

О земной жизни Богородицы в Священном Писании рассказывается совсем немного. Основным источником является Священное Предание, хранимое тысячелетиями Церковью.
После Вознесения Христова Дева Мария трепетно хранила память о Сыне Божьем и проповедовала подобно апостолам. Сам Господь поручил заботу о Богородице Своей апостолу Иоанну Богослову, сказав Ей: «се, сын Твой» (Ин. 19, 26). Вместе с этим любимым учеником Христовым, который относился к Ней, как к матери, Пречистая Дева совершила ряд путешествий. Она побывала, согласно Преданию, на Афоне, Кипре, возможно, в Эфесе. Богоматерь везде несла слово о Своем Сыне и Господе нашем Иисусе Христе. И всегда Она молила Бога, чтобы Он забрал скорее Ее на Небеса, ибо разлука и тоска по Сыну мучила душу.
Когда архангел Гавриил пришел к Деве и сообщил, что через три дня Господь заберет Ее к Себе, то сердце Богородицы наполнилось радостью, а не страхом. А потом по велению Христову все апостолы, разошедшиеся по разным землям с проповедью Бога Живого, чудесным образом были перенесены ангелами к дому Божией Матери в Иерусалиме. Они успели проститься с Ней и организовать погребение. Отсутствовал лишь апостол Фома.
Апостолы видели, как при кончине воссиял Неугасимый Свет и Сам Господь пришел, чтобы забрать душу Богородицы. Ученики Господа и устрашились, и обрадовались. Сын Божий еще раз подтвердил всем, что Он победил смерть. Недаром в Церкви имеется служба погребению Богоматери. Она совершается по аналогии со службой Утрени Великой Субботы. Это прямой отсыл к Пасхе Христовой и напоминание нам о том, что на веки вечные передана человечеству истина: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».
Тело Богородицы решили похоронить в родовой гробнице, рядом с мужем и родителями. Многие христиане пришли проститься с Нею. Образовалась большая процессия. И она вызвала гнев иудейских священников и воинов. Противники Господа Иисуса Христа попытались разогнать христиан. Но свершилось чудо: враги ослепли, а священник Афония, попытавшийся опрокинуть погребальные носилки, лишился рук, отсеченных ангелом. Но только он покаялся и исповедовал Истину, как тут же был исцелен…
Апостол Фома, по Промыслу Божию опоздавший на погребение, попросил отвалить камень, закрывавший вход в гробницу, чтобы попрощаться с Пречистой Девой. Когда он и другие ученики Христовы вошли в гробницу, то обнаружилось, что тела Богородицы нет. Только погребальные одежды остались на месте. А вечером сама Богоматерь явилась апостолам в окружении ангелов и произнесла: «Радуйтесь! – ибо Я с вами во все дни». Это означало, что Приснодева никогда не покинет людей и всегда будет молиться за род человеческий у Престола Творца.
Так что праздник Успения – это торжество победы над смертью веры, любви и надежды. И не случайно он полюбился в России. Успенские храмы строились почти во всех крупных княжествах Руси. Православные христиане знали, что «…во Успении мира не оставила еси, Богородице».
Русь являлась государством фронтира вплоть до начала XIX века, когда приходилось отстаивать и землю, и свою самобытность, и свою веру только оружием. Кочевые народы тьмой наползали на Русь. И выжить она могла только при помощи Божией и заступничестве самой Пресвятой Девы.
Да и сейчас времена отнюдь не легкие. Пройден кровавый XX век, с двумя мировыми войнами и тремя революциями, когда казалось, что страна гибнет от безверия и насилия. Но Богородица всегда незримо хранит Русь по чистой любви своей. И есть вера в то, что пока в храмах наших поют: «В Рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша», Россия будет существовать на этой грешной земле.

Александр Гончаров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

33 − = 30

АРХИВ ГАЗЕТЫ