«Радуйся, от рова страстей нас свобождающая…»

26 августа Русская Православная Церковь совершает празднование в честь Страстной иконы Божией Матери. Само торжество имеет следующую историческую основу.
В XVII веке, примерно через двадцать пять лет после окончания эпохи Смутного времени, жительница села Палицы (Нижегородская земля) Екатерина, отличавшаяся благочестием, попала в очень тяжелое духовное и физическое положение. У женщины обнаружились все признаки беснования. Она часто убегала в лес и пыталась покончить жизнь самоубийством. Тогда Екатерина дала обет уйти в монастырь. Беснование прекратилось. Но обет не был исполнен. И жуткие приступы безумия возобновились.
Пресвятая Дева трижды явилась Екатерине во сне и направила несчастную в Нижний Новгород, где та должна была найти икону, написанную монахом Григорием, купить ее и молиться перед ней об исцелении. Раба Божия Екатерина так и сделала. И через некоторое время о телесных и душевных недугах она уже могла забыть.
Икона, прославленная чудотворением, в дальнейшем оказалась в храме села, а потом по указанию царя Михаила Федоровича в 1641 году ее перенесли в Москву. Это событие и послужило поводом для учреждения празднования. Для иконы в месте встречи ее построили храм.
В 1654 году государь Алексей Михайлович учредил Московский Страстной монастырь, где икона являлась главной святыней на протяжении более 250 лет. Члены Дома Романовых неоднократно посещали монастырь и молились перед Страстной иконой Пресвятой Богородицы. Имеются свидетельства, что в феврале 1917 года икона замироточила, предвещая грядущие беды для России и заступничество Божией Матери за Землю Русскую в годы лихолетья и испытаний.
В 1919 году советская власть монастырь закрыла. Но икона не пропала, а была перенесена в храм Воскресения Христова в Сокольниках.
Страстной монастырь частично превратили в антирелигиозный музей от «Союза безбожников СССР». В 1937 году обитель вообще снесли. То, что было построено предками, оказалось не дорого неблагодарным потомкам, отвергнувшим и отеческую веру, и сам здравый смысл.
В интернете икону Божией Матери «Страстная» часто путают с Жиздринской Страстной иконой Богородицы «И Тебе самой душу пройдет оружие…». Между тем два этих образа не имеют почти ничего общего. Жиздринская икона возникла под влиянием двух других икон Божией Матери «Семистрельная» и «Умягчение злых сердец». А истоки Страстной иконы Пресвятой Девы находятся на Афоне, где в монастыре Кутлумуш почитается икона Божией Матери «Страшное предстательство», или «Всемилостивая Заступница». Надо учесть, что слово «страшная» в переводе с церковнославянского на русский язык означает не только «устрашающая», но и «дивная, достойная изумления».
Между иконами Божией Матери «Страшное предстательство» и Страстной параллели проводятся легко, как в самой композиции, так и в смысловом ракурсе. Над головами Богородицы и Богомладенца изображаются ангел (икона «Страшное предстательство») или два ангела (икона «Страстная»). Ангелы держат в руках своих орудия Страстей Христовых: губку, копье Лонгина и Крест. Руки Богородицы и Богомладенца нежно переплетены. Пречистая Дева как бы хочет защитить Сына, а Богомладенец, отвернув лик от Матери, взирает на ангела со Крестом.
Когда смотришь на икону, то невольно вспоминаются слова Евангелия: «…а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27, 46). Но Богомладенец Христос не испуган. Он предвидит исполнение Своего долга, Своего предназначения Второго Адама – Спасителя падшего человечества от греха и власти смерти.
Афонская и московская иконы отличаются особой лиричностью и напряжением чувств. Перед афонской иконой любил молиться преподобный Паисий Святогорец. Афонская икона «Страшное предстательство» известна с XIII столетия и появилась на Руси скорее всего после татаро-монгольского нашествия.Список с нее имелся в келии у преподобного Димитрия Прилуцкого.
Иконы Божией Матери говорят нам о том, что Она никогда не забывает верующих в Господа нашего Иисуса Христа и чтущих Ее. Через эти иконы Бог дарует нам чудеса и укрепляет нас в истинности Православия. И так будет до скончания веков, до того момента, когда истончится время и небесное пространство «совьется как свиток».
А потому и поет христианское сердце перед иконой Богородицы «Страстная»: «Радуйся, вечное наше радование; Радуйся, воскресения нашего Сокровище. Радуйся, от рова страстей нас свобождающая; Радуйся, взыскание погибших и ума лишенных. Радуйся, исполняющая прошения верных; Радуйся, уповающим на Тя грехов прощение даруеши. Радуйся, Невесто Неневестная».

Александр Гончаров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 31 = 34

АРХИВ ГАЗЕТЫ