Работа – спасение от скуки, порока и нужды

Чертежники. Художник И. Г. Степанов, 1967 год

В нашем русском языке найдется с сотню пословиц и поговорок про работу. Одни прославляют труд и насмехаются над ленивыми, другие же предлагают хитрые способы, для того чтобы не прилагать усилий. Как бы там ни было, а вопросы, связанные с физическим или умственным трудом, остаются актуальными по сей день.

Есть ли профессии, неугодные Богу? Терпеть ли предвзятое отношение со стороны начальника? Как стать мудрым руководителем? Как выстроить диалог с коллегами? Эти вопросы волнуют многих верующих. Давайте разбираться. 

Вернемся далеко назад, ко временам Адама и Евы, пребывающих в Эдемском саду. В Книге Бытия есть такие слова: «И взял Господь Бог человека и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2:15). Мы, по мнению святителя Игнатия Брянчанинова, не можем в своем сознании до конца визуализовать, как и что нужно было «возделывать» и «хранить», – так как Бог создал сад идеальным. Но послушание от Господа все же было дано – для того, чтобы Адам в своем делании познавал Бога, а не бездельничал и деградировал.

В XXI веке существует более 50 000 профессий, которые не только приносят материальный достаток и открывают доступ к услугам других специалистов, но и позволяют нам развиваться как личностям. Но какой бы работой мы ни занимались, она ни в коем случае не должна нести вред обществу и нам самим. Те действия, которые требуют от нас подобного негативного поведения, работой-то назвать не поворачивается язык. При выборе будущей профессии, размышляя о том, соответствует ли та или иная специальность образу жизни христианина, нужно в первую очередь понять, что нет плохой работы – есть плохие убеждения и цели. Можно помогать людям рождаться на свет, а можно лишать жизни, выполняя план по эвтаназии, получая от этого дополнительный заработок. Необходимо руководствоваться совестью и добрыми убеждениями. Более того, «нет ничего тайного, что не сделалось бы явным…» (Мк. 4:22). Это утверждение можно применить и к тем, кто создает различные виды вооружения. Можно создать оружие, чтобы развязать войну, а можно – для того чтобы ее завершить. Специализация будет одна, а цели – разные…

Более 50% профессий подразумевают под собой работу в коллективе, и тут возникает огромное количество недопонимания и споров. Не обманывайте себя, «подстраиваясь под каждого» в коллективе, будьте самим собой. Апостол Павел очень точно говорит об этом: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15:33). Подстраиваясь под каждого, можно потерять самого себя.

Одной из самых острых тем, связанных со сферой занятости, является тема взаимоотношений с начальством. И здесь нам следует подумать прежде всего о своих ближних: ни в коем случае перепады настроения начальника не должны отражаться на наших домашних. Сегодня нас могут поругать за неточности в работе, а завтра похвалить и дать премию. Не все замечания необходимо принимать на свой счет. Многие люди поддаются эмоциональным всплескам и не умеют держать себя в руках. Если должность и место устраивают, если ради этого был отдан не один год на обучение, и работа в целом приносит удовлетворение, то мы должны быть в силах не обращать внимания на слабости других.

Однако мы не обязаны терпеть прямое унижение со стороны имеющих власть и вправе отстаивать правду, чтобы не быть оклеветанными. Конечно, можно попросить Бога о том, чтобы Он поспособствовал в решении тех или иных конфликтных ситуаций. Но нужно помнить, что зачастую эти вопросы Он «улаживает», только если мы умеем говорить слово «прости».

Встает вопрос: а как же быть начальнику? Как стереотипно бы мы ни рассуждали, но среди тех, кто занимает высокие должности, имеется немалое количество добропорядочных людей и действительно глубоко верующих христиан. И их тоже волнуют вопросы, связанные с отношением к подчиненным: как поступить с человеком, который не исполняет свои обязанности? как быть мягким, но авторитетным руководителем? как в целом сохранить в себе человеческие качества, если требуется принимать решения, которые касаются в прямом смысле жизни других людей?

В поте лица твоего будешь есть хлеб (Быт. 319). Адам возделывает землю, а Ева прядет. Фрагмент мозаики в храме Рождества Богородицы в Монреале, Италия. XII -XIII вв.

Несомненно, Бог содействует тем, кто поступает по совести и не пренебрегает допустимыми полномочиями. Более того, нужно помнить всегда о том, что подчиненные буквально оставлены нам на попечение, и мы ответственны за них. Поэтому, как было сказано выше, необходимо оставаться самим собой. Как бы парадоксально для сегодняшнего века это ни звучало и сколько бы споров на эту тему ни велось, человек мыслящий выберет настоящее, а не искусственное. И если начальствующий и подчиненный осознают, для чего они занимают свою должность, и стремятся ответственно выполнять работу, то все причины недопонимания и конфликтные ситуации сгладятся, потому что они будут следовать одной цели.

Обсуждая тему «начальствующих», нельзя не затронуть вопрос о заработной плате. Нередко можно услышать от специалистов разных областей, что их не устраивает размер заработка. В этом вопросе мы обязаны руководствоваться здравым смыслом. Например, нельзя требовать заоблачных гонораров, если выбранная нами специальность или желаемая должность на рынке труда высоко не оценивается.

Но мы всегда можем советоваться и обсуждать с руководителями зарплату, если она ниже этой оценки. В качестве веских доводов можно привести свой стаж, заслуги или другие аргументы.

Не могу обойти вниманием и вопросы, связанные с семьей. Многим приходилось за весь период работы, что называется, «приносить ее домой». И здесь снова нужно думать прежде всего о ближних, о родных. Форс-мажоры случаются у каждого, и действительно бывает просто необходимо выполнить работу в сжатые сроки на дому. Любящие нас домочадцы в принципе готовы войти в наше положение. Но так не может продолжаться всегда. Создавая семью и более того, сохраняя и умножая в ней христианский дух, не получится быть «вечно работающим папой» или «мамой в вечном декрете». Быть мужем, женой, отцом или матерью – значит быть намного больше того, чем предполагает значение этих слов в толковом словаре, и намного глубже, чем предлагают нам общественные стереотипы.

В заключение отмечу, что труд как таковой (физический или интеллектуальный) позволяет человеку не только сохранять в себе, но и совершенствовать понятие образа и подобия Божия. Предание Церкви сохранило тот факт, что у самого Христа была специальность плотника, апостолы были представителями разных профессий: рыбака, врача, ремесленника, клерка. Главное, что они умели добывать средства честным способом на свое пропитание и содержание.

Множество святых, известных нам, добились больших успехов в работе и стали известными профессионалами в своем деле. Например, святитель Лука Крымский прославился в том числе своим врачебным искусством, а апостол Матфей в нашем современном понимании был хорошим сотрудником налоговой инспекции.

Мы наделены возможностью творить, создавать, придумывать, совершенствовать созданное, используя свои навыки и таланты. И как минимум глупо не использовать эти возможности, ведь по сути это дары Божии. Отказываясь от них, мы вредим своей душе. Недаром знаменитый французский философ-просветитель и литературный деятель Вольтер писал: «Труд избавляет человека от трех великих зол – скуки, порока и нужды». Еще во времена Моисея Бог дал заповеди, одна из которых призывает нас работать или заниматься чем-либо не праздным. И до сих пор, принимаясь за новое начинание или работу, мы испрашиваем у Бога благословение и верим, что Он будет сопутствовать и помогать в том добром, что мы затеяли.

Cвященник Андрей Коровин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

92 − = 91

АРХИВ ГАЗЕТЫ