Путешествие к трем святыням
Удивительно бывает сравнить свои впечатления от посещения святых мест. Подземный храм Игнатия Богоносца, Горнальский монастырь, Троице-Сергиева Лавра… Каждая из этих святынь удивительна по-своему. И радостно, когда они возрождаются на твоих глазах.
В Троице-Сергиевой Лавре мне удалось впервые побывать в 1992 году. Тогда от старооскольской железнодорожной школы-лицея, где я учился, была организована поездка школьников в это удивительное место. Странное и удивительное было время – когда не умолкало слово «перестройка», люди ездили за джинсами-«варенками» в Первопрестольную и выстаивали очереди за гамбургерами. Люди «пили коктейли пряные и ждали новостей». Никто не знал, что будет через 5-10 лет. Тем более через 20.
Тогда в Троицу-Сергиеву Лавру на экскурсию гуманитарный класс, в котором я учился, повез Валерий Иванович Черкашин. Человек-уникум, он сам проводил экскурсии, покупал в Москве и Питере литературу по вузовским дисциплинам и приобщал к ней своих учеников. В рамках изучения предмета Мировая художественная культура российские школьники знакомились с архитектурными и историческими памятниками России. Многие из тех, кто учился у Валерия Ивановича, потом легко поступили в воронежские и столичные университеты. Если кратко сформулировать мысль 17-летнего человека того времени, вступившего в пионерию, но не попавшего в ВЛКСМ, мы, знавшие наизусть киноленты «Кортик», «Бронзовая птица» и «Неуловимые мстители», начинали потихоньку понимать: жизнь до революции, оказывается, была не тьма и «не плесень». Особенно когда выяснялось, что интеллигенция того времени в России говорила на нескольких иностранных языках, путешествовала на Афон…
На днях на Центральном рынке удалось приобрести большой журнал «Родина» за 1989 год с заявленным тиражом в 300 тысяч экземпляров. Тогда только начинала всплывать правда о трагедии Царской семьи, казачества… Народ стал осознавать истинный масштаб событий эпохи преподобного Сергия Радонежского. Менялась не только социально-экономическая формация, но и духовное представление о времени.
Примерно тогда же удалось прочитать статью об американских университетских преподавателях, которые на вопрос «что они считают величайшим достижением современной цивилизации» ответили, что таковой для большинства из них является «идея о Боге».
В то время Валерий Иванович Черкашин, возглавлявший клуб «Зодчие», каждую субботу отправлялся со своими воспитанниками в Казацкую слободу расчищать территорию возрождаемого в Старом Осколе Вознесенского храма. 17 человек из тех, кто учился в лицее и восстанавливал заброшенную святыню, стали журналистами.
Спустя 20 лет мне вновь удалось побывать в Троице-Сергиевой Лавре. Взяв в собой видеокамеру, в первое воскресенье марта сего года я отправился в паломническую поездку. В маршруте нашего следования первым было посещение Покровского женского монастыря, известного ныне как место обретения мощей святой Матроны Московской.
Столица встретила нас минусовой температурой и снегом. На улице – ни одного автомобиля, лишь вереница верующих к воротам на территорию храма. В руках белые розы и хризантемы – говорят, любимые цветы матушки Матроны. Служительницы Покровского монастыря каждому, кто приложился к святым мощам, дают по бутону розы и веточке другого цветка.
Несколько женщин с книгами в руках читали молитву матушке Матроне. Все стоявшие в очереди к блаженной старице впитывали атмосферу происходящего вокруг них. Каждый со своими проблемами и бедами…
«Печаль твоя светла», – можно было сказать всем страждущим. Надпись, обрамляющая образ святой, гласит: «Святая блаженная мати Матроно, моли Бога о нас». «Все приходите ко мне и рассказывайте как живой о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам», – любила говорить Матрона.
Люди обращаются к ней в своих молитвах. И по ее молитвам ко Господу обретают то, чего она была лишена сама: здоровье, счастье материнства, крышу над головой.
Дождавшись своей очереди, я оставил там записки от своей сестры и племянницы, которые положил в прозрачный ящичек слева от серебряного ковчега с мощами святой Матроны.
Чай с пирожками от организаторов поездки – и мы снова в пути. 65 верст от Москвы в сторону Сергиева Посада мы проезжаем, любуясь то на снег, то на старинные домики с резными наличниками. В старину летом и знатные люди не считали за труд преодолеть это расстояние пешком. На автобусе путешествие к Игумену земли русской, мощи которого хранятся в Лавре, более запоминающееся, чем на поезде. Фильм о Сергии Радонежском, показываемый в салоне автобуса на двух экранах, все смотрят с большим интересом. Рассказ о Куликовской битве, пронизанный повествованием о Сергии Радонежском и Александре Пересвете, воссоздает масштабы личностей и события той эпохи. Жертвенный подвиг, на который благословил своего инока и Димитрия Донского преподобный Сергий, стер границы между сословиями, между небесным и земным. Свято-Троицкий монастырь, к которому мы приближались, на протяжении почти 700 лет является местом паломничеств и исследований русских историков, культурологов, журналистов.
В эту поездку небольшой группой из пяти человек мы смогли подняться на колокольню Лавры, высота которой – 88 метров. Ощущения – как в фильмах Андрея Тарковского от полета. Захватывает дух! Внизу – очередь из людей, желающих приложиться к мощам преподобного Сергия Радонежского. Если смотреть в сторону Трапезного храма, слева за ним видны фигурки монахов. Присмотревшись, замечаю: деревья посажены так, что кажется, картинка оживает, эффект как при быстром покадровом просмотре отснятой кинопленки. При таком ракурсе человек видит и весь эпизод в целом, и способен вернуться взором, рассмотреть каждый фрагмент в отдельности. Таково абстрагирование! Монах в черном развевающемся одеянии передает стремительность нашей жизни. На белом снегу это какое-то особое ощущение, как от черно-белого кино.
С высоты третьего этажа пятиярусной колокольни Свято-Троице-Сергиевой Лавры видно, как люди идут к главной святыне – Троицкому собору. Время от времени из приделов выходят монахи. Кто-то благословляет, кто-то подолгу беседует с паломниками. И что меня всегда поражало: даже в Крещенские морозы, когда любому прихожанину холодно – батюшкам хоть бы что, а ведь у них нет никаких перчаток. Ни мимикой, ни жестом (при минусовой температуре и не таявшем еще снеге в Подмосковье) священники, за которыми я наблюдал, не замечали холода, говорили очень спокойно, слушали обратившихся к ним людей до тех пор, пока не заканчивались вопросы. И лишь потом, ответив на них, не спеша уходили.
В 1940 году в Ученый совет по реставрационным работам в Троице-Сергиевой Лавре входил человек, который предпочел предательству мученическую смерть в лагере Маутхаузен – генерал Д.М. Карбышев, Герой Советского Союза. Наверное, у людей, работавших и живших здесь какое-то время, формировались особые личностные качества. Троице-Сергиева Лавра – поистине святое место. Дух святой Руси витает над всем.
Войдя в Успенский собор с видеокамерой, я поднял голову, чтобы рассмотреть росписи. Шейные позвонки захрустели. Монах, сидевший у входа, засмеялся. А я спросил, можно ли мне снять несколько кадров? Он разрешил.
В магазине сувениров удалось увидеть современную керамическую посуду из разных уголков России. На территории Лавры действует мастерская, где каждый желающий может пройти мастер-класс по работе на гончарном круге.
Новостью для меня стало то, что один из приделов Трапезного храма назван в честь святителя Иоасафа Белгородского, бывшего наместником Свято-Троице-Сергиевого монастыря с 1745 по 1748 годы.
Удалось поклониться главной святыне, мощам «Печальника русской земли» Сергия Радонежского.
В Хотьково мы прибыли уже вечером. Открытые ворота, фонарь, горящий под иконой собора Покрова Пресвятой Богородицы. Побывать на вечерней службе и поклониться мощам преподобных Марии и Кирилла, родителей преподобного Сергия Радонежского – значит угодить самому Сергию.
Из 55 человек, отправившихся в поездку из Старого Оскола, ни один не опоздал к назначенному времени. Путешествие завершилось благополучно.
Николай Черных
г.Старый Оскол
07.03.2016