Псалтирь: конкурент Нового Завета

Царь Давид Псалмопевец Гравер Ю. Ш. фон Карольсфельд, 1852 год

Говорить о такой значимой для христианского мира книге, как Псалтирь, является делом одновременно и легким, и тяжелым.

Даже школьнику не составит труда собрать справочный материал об этой книге Ветхого Завета, ведь именно ей ученые мужи всех времен успели посвятить колоссальное количество страниц своих трудов. К тому же давно уже существует адаптированный перевод Псалтири на современный русский язык, который если и не передает всей ее глубины, то основной смысл излагает точно.

Однако существуют и определенные сложности в разговоре о Псалтири. Первый вопрос, который может поставить в тупик – насколько актуальна сегодня эта книга? Зачем она нужна, если уже написано более понятное все объясняющее Евангелие? Давайте попробуем вместе взглянуть на эту древнюю книгу по-иному и открыть что-то новое для себя, невзирая на весь свод знаний человечества о ней. 

Для начала прокомментирую броский заголовок статьи. Разумеется, в Церкви отсутствует какая-либо конкуренция среди книг Священного Писания и Предания, так как она абсолютно бессмысленна.  Но если провести простой анализ, мы увидим, что по сравнению с прочими текстами, псалмы занимают, пожалуй, первое место по объему и частоте употребления во время богослужений.

Помимо использования их в единичном варианте или парных случаях (например, псалом 33 за Божественной литургией; 16, 24, 50 на 3-ем часе и др.), мы используем и прочтение целых кафизм (на утренней, на часах в Великом посту и проч.).

Может ли «похвастаться» большинство христиан таким частым употреблением Псалтири в своей домашней молитве? Тут ответить затруднительно. В силу стремительного развития технологий современному человеку едва хватает времени перекреститься и сказать: «Господи, помилуй!», не говоря уже о вдумчивой и размеренной молитве.

Чаще всего мирянин сталкивается с Псалтирью – да и то косвенно – когда кто-то из близких умирает. Думаю, многие читатели наблюдали, как знающий и верующий человек читает эту книгу перед усопшим, который был крещен в православной вере. И здесь важно понимать, что эта книга не является магической и не приравнивается к «книге мертвых», несмотря на то, что ее читают для покойных.

Псалтирь – это сборник псалмов, которые являются молитвами. Они нацелены на восхваление и благодарность Богу. Во многих монастырях псалмы читаются неусыпно, то есть круглосуточно. Это означает, что Псалтирь во многом служит человеку в деле тесного Богообщения и выводит его за рамки примитивного понимания веры: «Я молюсь в душе». Это уникальная книга, смысловые посылы которой выходят за пределы Ветхого Завета. Также отличают этот сборник от прочих молитвословов особые традиции (касающиеся последовательности псалмов, способа их прочтения, толкования и понимания), которые складывались на протяжении сотен веков.

По подсчетам священника Геннадия Егорова, автора учебника «Священное Писание Ветхого Завета», в Евангелии из Псалтири приводится 50 цитат. После книги пророка Исаии она является второй по частоте упоминания. То есть помимо параллельных мест в Священном Писании, которые указывают на достоверность пророчеств или схожесть с событиями из других книг Библии, там есть прямые отсылки на слова псалмов.

Почему же эти древние молитвы звучат в Евангелии? Для этого нам нужно взглянуть на псалмы глазами самого Христа. Возьмем за пример события из жизни Сына Божия, которые описываются в Евангелие от Матфея. Прежде оговорюсь, что это не единичные случаи в Новом Завете, где Господь цитирует слова царя Давида. Остальные я доверю рассмотреть вам самостоятельно. Ключ у вас в руках.

Итак, в 22-й главе между Иисусом и фарисеями происходит диалог, в котором Господь спрашивает, что они думают о Христе и чьим сыном Он является, тем самым испытывая их веру в свой же закон. Фарисеи, не задумываясь, отвечают, что Он потомок Давидов, подразумевая его исключительно человеческую природу. И это фарисеи уверенно заявляют, несмотря на то, что Христос уже явил многие чудеса и исполнил слова Бога Отца о Себе. Какой же аргумент Христос приводит в ответ иудеям? Конечно, Он ссылается на псалмы о Самом Себе (Мф. 22: 43-44): «Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: “сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие  ног Твоих?”» (Пс. 109:1).

Давайте рассмотрим еще один эпизод Евангелия. Вспомним описание крестных мук Иисуса Христа. Одни из последних слов, которые звучат из уст Спасителя, также переносят нас к древнему тексту Псалтири: «Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46 – Пс. 21:2). Этому событию стоит уделить особое внимание. Задумайтесь, в свой смертный час люди произносят разные слова: иногда несвязные и без смысла, а иной раз – очень глубокие. Христос, подходя к завершению земной миссии, оканчивает Свой путь словами псалмопевца Давида, что в очередной раз дает нам по-другому взглянуть на глубину Псалтири.

Нередко, чтобы доказать что-либо, мы ссылаемся на какого-нибудь авторитетного ученого или писателя. Это придает весомость нашим доводам и помогает убедить оппонента. Не правда ли, что слова Господа – самое авторитетное подтверждение исключительной важности Псалтири? При этом, задумайтесь, Господь сам ссылается на авторитет царя Давида! Когда Христос делает отсылки к текстам Псалтири – это не просто демонстрация определенных знаний с Его стороны, а конкретное указание на значимость псалмов в жизни каждого христианина. Это Его прямой призыв нам внимательно изучать книги Священного Писания. «Благ и благодетелен Ты, [Господи]; научи меня уставам Твоим» (Пс. 118:68).

Священник Андрей Коровин

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

81 + = 91

АРХИВ ГАЗЕТЫ