Протоиерей Максим Горожанкин: «Порой я удивляюсь, какие вопросы задают дети…»

Сейчас о духовном образовании говорят довольно много. Во многих светских школах, колледжах и университетах есть свой духовный наставник – священник, который встречается и беседует с детьми и подростками, как говорят, «на вечные темы». Подобная наставническая работа ведется и в детских садах. Да, батюшки стараются донести основы православной культуры даже до малышей. Как у них это получается? Да и возможно ли что-то вразумительно объяснить детсадовцу о Боге и вере? На наши вопросы отвечает духовный наставник муниципального детского сада «Троицкий» протоиерей Максим Горожанкин.

− Отец Максим, вы являетесь духовником детского сада. Какие у вас обязанности в этом образовательном учреждении?

− Я являюсь духовником детского сада «Троицкий» на протяжении десяти лет, с момента его открытия. В мои основные обязанности входит еженедельное совершение богослужений. Для этого есть все необходимое: одна из групп детского сада переоборудована под православный храм, в котором есть алтарь, иконостас, престол. Дети, не выходя из детского сада, участвуют в Божественной литургии, церковных Таинствах, причащаются и таким образом приобщаются к традиции православного богослужения. Они даже стараются петь определенные молитвы за Божественной литургией. Например, мы с ними разучили «Господи, помилуй» на ектеньях, а также «Символ веры» и «Отче наш». 

− Что для вас значит это послушание?

− Для меня, как для православного священнослужителя и верующего человека, это послушание, в первую очередь, является возможностью прикоснуться к миру детства. Поставив отрока посреди народа, Христос сказал: «…если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное…» (Мф. 18:3). Каждый раз, когда я совершаю богослужение или присутствую на мероприятии в детском саду, я вместе с родителями оказываюсь в удивительной атмосфере детства, чистоты, открытости. С одной стороны, я духовный наставник детей и должен учить их, а с другой – они многому сами меня учат.

− Зачем нужен духовник в детском саду, если малыши могут ходить с родителями в храм по воскресеньям?

− Действительно, в детском саду много деток из семей, которые являются постоянными прихожанами храмов города, и их немало. Однако родители знают: если у них по каким-то причинам не получилось ребенка причастить в воскресный день, то он придет в детский сад, где будет совершаться Божественная литургия, и поучаствует в церковных Таинствах.

− Маленькие дети часто шумят, балуются и не слушаются. Иногда взрослые в таких случаях говорят малышам: «Тебя Бог накажет, раз ты не слушаешься!» Как образумить детей верующему родителю или воспитателю?

− Ни в коем случае нельзя говорить ребенку: «Тебя Бог накажет». Вообще у взрослых своеобразное отношение к послушанию. Особенно это касается той ситуации, когда нас должны слушаться. Мы очень часто абсолютизируем в отношении детей понятие «послушание», ведь не бывает идеально послушных детей. Мы, взрослые, очень часто, говоря о послушании, неосознанно желаем невозможного. Непослушание ребенка не всегда носит трагический характер, то есть если ребенок не слушается в каких-то мелочах – не надо делать из этого трагедию. Ребенок растет, он проявляет свою индивидуальность. Особенно опасно ребенку перед исповедью говорить: «Ты подойди и скажи, что родителей не слушаешься». Этим часто грешат бабушки, которые ведут внуков на исповедь. По мнению взрослых, непослушание – главный грех. Во-первых, нужно взрослому задать себе вопрос: в чем конкретно ребенок не слушается, и так ли это трагично? Во-вторых, если мы настраиваем ребенка на исповедь, на покаяние, то мы должны положительно мотивировать его. Порой детское непослушание не является самым главным грехом. Мы можем внимательно посмотреть на себя: какими мы были детьми, слушались ли мы во всем своих родителей? Мы увидим, что мы были такими же. Что же тогда делать? Может быть, при подготовке к исповеди заострить свое внимание и внимание ребенка на том, что помимо непослушания есть еще какие-то упущения в духовной жизни?

Когда я исповедую детей, первое, о чем я спрашиваю, – молятся ли они за родителей и молятся ли они вместе с ними? Ответы бывают разными. Мы, взрослые, подводя ребенка к исповедальному аналою, должны понимать, что он формируется вместе с нами и под нашим влиянием. Если родители не молятся, то и ребенок не молится. А если взрослые совершают келейное правило хотя бы в какой-то малой мере, читают утренние и вечерние молитвы – ребенок, глядя на родителей, будет делать то же самое. Я думаю, такая ориентация детей по отношению к Богу правильная.

− Отец Максим, детский сад, в котором вы являетесь духовником, − муниципальный. То есть он не принадлежит Церкви, но в программе обучения детей есть так называемый «православный компонент». Конечно, родители знают об этом. Возникают ли ситуации, когда мамы и папы недовольны таким духовным сопровождением детей? Как родители реагируют на присутствие священника в жизни их детей?

− Действительно, наш детский сад муниципальный, но каждый родитель, отдавая своего ребенка к нам, должен понимать, что здесь совершаются богослужения. Если есть какой-то диссонанс, то нужно задать себе вопрос: нужен ли мне именно этот детский сад, в котором есть такой «православный компонент»? В целом родители положительно относятся к присутствию в их жизни православного храма и богослужений. Зачастую мамочки тоже остаются на службы – в этом и проявляется наше взаимодействие с родителями. Мы организуем мероприятия, которые носят православный характер. Здесь проходят утренники, посвященные двунадесятым и великим праздникам. Это вводит взрослых и детей в атмосферу церковности.

− Сталкиваетесь ли вы с формальным подходом к преподаванию основ православной культуры со стороны воспитателей? Как решаете эту проблему?

− Если я вижу, что воспитатель, который пришел работать в детский сад, находится на стадии приобщения к Церкви – я помогу такому человеку сориентироваться и войти в эту среду. Тут самое главное для воспитателя – не быть внутренне против и понимать, куда он пришел трудиться. Важно, чтобы его поведение не отталкивало детей от веры. Самое главное для педагога – способствовать возрастанию и полноценному раскрытию личности ребенка.

− Часто родители перед Причастием говорят малышам, что «сейчас батюшка даст «компотик». Естественно, это неправильно. Как просто и доступно рассказать ребенку о Причастии?

− Не нужно ничего выдумывать, просто говорите: «Это Тело и Кровь Христовы». Даже если сейчас ребенок не до конца понимает, что это такое, – можно просто сказать: «Это Господь». Но ни в коем случае не говорите про компотик. 

− Батюшка, наверняка вы часто сталкиваетесь в своей священнической практике с нестандартными, забавными и милыми ситуациями, которые связаны с детьми. Поделитесь, пожалуйста.

− Таких случаев действительно много. Например, всегда примечательна реакция детей на иконы. Икона Входа Господня в Иерусалим особенно интересует ребят. Помните этот образ? Христос, сидя на осле, въезжает в Иерусалим, а вокруг него – дети. Для малышей это близкий и интересный сюжет.

Порой я удивляюсь, какие вопросы задают дети… Конечно же, часто можно услышать от воспитанников: «Откуда взялся Бог?» К этой теме, пожалуй, сводятся все их вопросы. И каждый раз, слыша подобное вопрошание, я мысленно переношусь в детство. Когда я впервые пришел в храм, мне было девять лет. И я тоже спросил священника: «Откуда взялся Бог?» Тогда я не получил прямого ответа. Да такого и не нужно. Истина во всей полноте открывается нам в процессе постижения православной веры.

Беседовала Анастасия Грищук
Фото автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

58 − 48 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ