Прости меня, доченька

Записала: Светлана Шполянская

На несколько дней для меня эта история стала настоящим душевным потрясением. Я делилась ей с каждым, как примером, как должно поступать всем. Не потому, что сама бы сделала так же. А потому, что я бы так не смогла! Это больше было упреком мне, моему душевному бессилию, моей трусости… Трудно переступить через кем-то поставленный и главный постулат сегодня – самосохранение, не отвернуться от чужой беды, не убежать, а встать на защиту не ради себя, своего благополучия и достатка, а ради другого человека. Зная, что у тебя, может, и не хватит сил… Многие, выслушав мой эмоциональный рассказ, поражались его героине и тут же все переводили в упрек. Но не себе, а ей… Подвиг был затоптан «здравыми рассуждениями»: «А что, если бы?! А может, ему за дело досталось! Да ты же потом и крайним будешь». Многим непонятен такой духовный порыв. Когда чужая боль стала для нас выносима?

«Для меня Пасха – большой семейный праздник. Это привила мама, как и веру в Бога, как и то, что мы должны быть честными… Несмотря ни на какие политические системы и ситуации, Рождество и Пасху мы справляли ежегодно и дружно. Ни дни рождения, ни Новый год никогда не были для меня настолько духовно полны и счастливы… Когда мамы не стало, организовывать всех стала я. Сегодня нас, родственников, в Осколе 15 человек. И в этом году 15 апреля мы снова собрались за большим столом у меня дома.

Около семи вечера гости начали расходиться.  А к девяти мы с мужем вышли провожать последних: дочь и куму (ее крестную маму). К нашему дому ближе остановка «Молодежная». Но в тот день мы решили прогуляться по площади Победы и посадить гостей на маршрутку у «Были». Когда подошли к остановке, на улице начало темнеть. Со стороны фонтанов двигалась компания подростков 15-17 лет – не старше. Одеты прилично, но что-то громко обсуждали. Остановились метрах в семи от нас, недалеко от забора: мат-перемат… И вдруг среди этой толпы человек в восемь-десять один оказался на земле. И со всех сторон посыпались пинки! Парня пинали, как бревно, как мячик! Потом уже люди говорили мне: «Да они обкуренные были, могли и с ножами, и с битами быть! Куда ты лезла?»

Но я у меня только мысль в голове: «Он же, как мой внук!» И бросилась к нему: упала на колени и накрыла собой. Он лежал на земле, свернувшись калачиком: глаз заплыл, носа не видно, голова в крови… Его обидчики от неожиданности, а скорее трусости, бросились врассыпную. Дочь бежала ко мне: «Мама! Не смей! Не трогай!» И только наклонилась, чтобы помочь встать, как последний (откуда он взялся?!) подскочил и со всего маху ударил мою хрупкую девочку в челюсть и исчез… Это на моих глазах… Смотрю на нее: губа висит, как будто связки мышц порваны, кровь. Она только и прошептала: «Мама, где мои зубы?»Никто не подошел… ни к тому избитому парню, ни к нам. Хотя было людно. Маршрутки приходили и уходили, люди выходили-заходили… И мужчины были, и парни! По мобильному «Скорую» и полицию я вызвать не смогла, побежала в кинотеатр. Службы приехали быстро. Тот молодой парнишка сидел на траве, то ли от ударов, то ли от алкоголя, как пьяный… Я подбежала к полицейскому: «Не отпускайте его, он был с этими ребятами, он знает их!» и вернулась к дочери. Врач во время осмотра сказал, что зубы, скорее всего, придется удалять, перелом сильнейший! Что было дальше с этим парнем, подал ли он заявление на обидчиков или написал «Претензий не имею» – не знаю.Дочка уехала на «Скорой», а мы пошли домой. На душе – больно! Пока шли, я думала, что не хочу жить в этом мире, мне противно быть среди этих людей. Хотелось объявить войну им всем, равнодушным. Это безучастие страшно – и я испытала его на себе!

Прошел уже месяц, а я не могу успокоиться. Моя жизнь будто разделилась на до и после 15 апреля, Пасхи. Не покидает чувство вины: из-за меня пострадала дочь! За что он ударил ее?! Почему не меня?! И какое-то потрясение, заставившее посмотреть на мир с другой стороны. Меня так воспитали: быть друг за друга горой, помогать слабому, оказавшемуся в беде… А что сейчас? Моя хата с краю? От людей я слышу: «Может, этого парня «за дело» били, а ты вступилась…» Но какое это имеет значение: по заслугам его били или нет, если могли просто убить?! И как бы вы дальше жили, если бы на ваших глазах забили человека?! С тех пор не могу смотреть на группы ребят… Ведь и те хулиганы спокойно продолжают гулять. Может, эта ситуация их даже потешила, и они похвалились ею перед сверстниками… Мне страшно от того, что они уже ПРОПАЛИ – эти дети, наши дети, будущее поколение!

Моей девочке сделали рентген, корни зубов чудом уцелели. Мы нашли лицевого хирурга, который каждый зубик поставил на место. Но шансы, что они приживутся – 50 на 50. Сегодня верхняя челюсть зашинирована (в гипсе)… Вижу дочку каждый день и плачу. Я знаю, она меня ни капли не винит и поддерживает. А я говорю ей: «Прости меня, доченька! За то, что произошло, за то, что могло произойти… И за то, что если подобное произойдет вновь, я не ручаюсь, что пройду мимо и не помогу…»

P.S. Во время разговора моя собеседница спросила: «Почему это произошло на Пасху? В такой светлый для нашей семьи день? Горе заглушило радость…» Пасха – Воскресение Христово. Его жизнь и смерть были истинным доказательством всепоглощающей любви к нам. А старцы говорят, без любви к ближнему невозможно прийти к любви к Богу. И такие люди, готовые пострадать за другого, еще есть!Еще свежи лозунги СМИ по случаю 9 Мая (кстати, в этот день у пострадавшей девушки день рождения), еще развеваются над городом оранжево-черные ленточки. Кто сказал, что этот невидимый враг – равнодушие – не страшен и не грозит нашей Родине так же, как жестокие фашистские захватчики?

Случись с нами или нашими близкими какая-то несправедливость, мы, простые смертные, всегда требуем объяснений. «Почему? За что?» – по слабости душевной ропщем на Бога, вспоминаем свои добродетели и от непонимания впадаем в уныние.

Героиня этой истории на пороге отчаянья. Настоятель храма преподобного Сергия Радонежского протоиерей Сергий Шумских советует ей отнестись к происшедшему со смирением: «Она поступила как истинная христианка – по любви. Это настоящий подвиг. А подвиг всегда сопряжен с жертвой. Мы не можем узнать волю Бога. Он принял страдания дочери как жертву отважной женщины, и может быть, в этом есть спасение для них обеих».

Однако батюшка предостерегает от гордыни: для православного человека каждый новый день несет испытание. Поступок героини – пример нормального поведения для любого человека.

«Нельзя роптать на Господа, – говорит отец Сергий. – Пасха, в день которой все произошло, праздник светлый и радостный для нас только потому, что Господь невинно пострадал за нас. Он указал путь к спасению. И неважно, в какой день случится беда, нам выбирать – пойдем мы за Ним или нет».

Подготовила Юлия Кривоченко

Не испытывай судьбы Божии

Один подвижник, видя неправду, существующую в мире, молил Бога и просил открыть ему причину, по которой благочестивые и праведные люди попадают в беды и несправедливо мучаются, в то время как неправедные и грешные обогащаются и живут спокойно. Когда подвижник молился об откровении этой тайны, услышал голос, который говорил:

– Не испытывай того, чего не достигает ум твой и сила знания твоего. Но, поскольку ты просил узнать, спустись в мир и сиди в одном месте, и внимай тому, что увидишь, и поймешь из этого опыта малую часть из судов Божиих.

Услышав сие, старец спустился в мир и пришел к одному лугу, через который проходила проезжая дорога. Неподалеку там был источник и старое дерево, в дупле которого старец хорошо спрятался. Вскоре подъехал один богатый человек на лошади. Остановился у источника попить воды и отдохнуть. Когда напился, вынул из кармана кошелек с сотней дукатов и пересчитывал их. Закончив счет, хотел положить на место, но не заметил, и кошелек упал в траву.

Вскоре пришел другой прохожий к источнику, нашел кошелек с дукатами, взял его и побежал полями. Прошло немного времени, и показался другой прохожий. Будучи усталым, остановился он у источника, набрал водички, вынул хлебушка из платка и стал есть.

Когда бедняк тот ел, показался богатый всадник и с изменившимся от гнева лицом набросился на него. Бедняк, не имея понятия о дукатах, уверял с клятвой, что не видел такой вещи. Но тот начал его хлестать и бить, пока не убил. Обыскав всю одежду бедняка, ничего не нашел и ушел огорченный.

Старец тот все видел из дупла и удивлялся. Жалел и плакал о несправедливом убийстве, молился Господу и говорил:

– Господи, что означает эта воля Твоя? Скажи мне, прошу Тебя, как терпит благость Твоя неправду? Один потерял дукаты, другой их нашел, а иной убит неправедно.

В то время, как старец молился со слезами, сошел Ангел Господень и сказал ему:

– Не печалься, старец, и не думай от досады, что это произошло якобы без воли Божией. Но из того, что случается, одно бывает по попущению, другое для наказания (воспитания), а иное по домостроительству. Итак, слушай.

Тот, кто потерял дукаты – сосед того, кто их нашел. Последний имел сад, стоимостью сто дукатов. Богатый, поскольку был многостяжателен, вынудил отдать ему сад за пятьдесят дукатов. Бедняк тот, не зная, что делать, просил Бога об отмщении. Поэтому Бог устроил, чтобы воздалось ему вдвойне.

Другой бедняк, который ничего не нашел и был убит несправедливо, однажды сам совершил убийство. Однако искренне каялся и всю остальную жизнь проводил по-христиански и богоугодно. Беспрерывно просил Бога простить его за убийство и говорил: «Боже мой, такую смерть, какую сделал я, ту же самую дай мне!» Конечно, Господь простил его уже с того момента, когда он проявил покаяние. Так, услышав его, Он позволил умереть ему насильственным способом – как тот Его просил – и взял к Себе, даже даровав ему сияющий венец за любочестие!

Наконец, другой, многостяжатель, потерявший дукаты и совершивший убийство, наказывался за его любостяжание и сребролюбие. Попустил ему Бог впасть в грех убийства, чтобы заболела душа его и пришла к покаянию. По этой причине он сейчас оставляет мир и становится монахом.

Итак, где, в каком случае видишь ты, что Бог был неправеден, или жесток, или безжалостен? Поэтому в дальнейшем не испытывай судьбы Божии, ибо Тот творит их за неправду. Знай также, что и многое другое совершается в мире по воле Божьей, по причине, которую люди не знают.

Старец Паисий Святогорец

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 1 = 1