PROчтение: как привить детям любовь к литературе?

Тенденцию к снижению числа читающих детей и подростков подтвердила Ольга Борисовна Иванникова, заведующая Центральной детской библиотекой № 7. Однако отметив, что всегда есть и будет «читающая элита»:

– Раньше книга была единственным источником знаний. Сегодня конкуренцию ей составляют интернет и телевидение. Оба этих канала коммуникаций воспринимаются легче, чем чтение. Я работаю в библиотечной системе 30 лет и прекрасно помню время, когда в читальных залах не было свободных мест. А примерно с 2000-х библиотеки стали посещать меньше. Во-первых, началось массовое подключение к интернету, а значит, любую книгу можно прочесть в электронном виде, не выходя из дома. Во-вторых, стало больше книжных магазинов. Но книга сегодня стоит недешево. А в библиотеке она остается доступна. В нашем фонде – 31500 книг. Сегодня немало детей, которые предпочитают именно печатные издания. И мы сами стараемся тоже их заинтересовать: советуем книги с учетом возрастных интересов, регулярно проводим мероприятия, знакомя с нашим фондом, книжными новинками. Причем своих читателей мы растим еще   с раннего возраста: проводим интересные занятия, викторины для воспитанников детских садов. Часто бываем и на классных часах в школах.

Выдающийся русский писатель Валентин Распутин, который неоднократно бывал на Белгородчине, оставил такую запись на память: «Кажется, Старый Оскол лучший и, быть может, самый читающий город России». Эта запись была сделана в не такое уж далекое время – в 1997 году. Но, к сожалению, сегодня можно констатировать факт – современное поколение детей и подростков – малочитающее. 14 марта – день православной книги. Но мы решили подготовить статью о том, есть ли место для чтения как тако-вого в жизни наших детей, подростков и молодежи. Об этом мы поговорили с учителем русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 20» Юлией Мальцевой.

– Юлия Павловна, из вашего опыта, действительно ли современные дети читают меньше?

– Думаю, да. Сегодня общество в целом не настроено на познание, открытие, творчество. Многие дети не видят смысла в том, чтобы тратить время на чтение художественной литературы. Они настроены на изучение предметов выбранного профиля. И даже учащиеся филологических классов, которые планируют в будущем заниматься иностранным языком, иногда считают, что литература им не нужна. Хотя мы каждый год отмечаем: иностранный язык сдают намного лучше те выпускники, которые являются активными читателями и серьезно изучают литературу в школе.

По моим наблюдениям, сегодня в каждом классе, где я работаю, около 35 процентов читающих детей. Именно эти ученики любят учиться, им интересны все предметы, они умеют общаться, с удовольствием обсуждают прочитанное, участвуют в олимпиадах, конкурсах и побеждают в них.

– Вы назвали одну из причин снижения интереса к чтению – утрата культуры чтения в обществе. А какие еще причины можно выделить?

– Решающую роль в этом играет семья, ее информационная среда и читательская культура. Ведь все знают: «У нечитающих родителей – нечитающие дети». Поэтому прежде всего родителям важно понять преимущество чтения. Родители должны помнить, что любовь к книге зарождается в раннем детстве. Но надо не просто понуждать детей к чтению, а показывать пример – читать вместе с ними. 

Довольно много взрослых считают: ребенка в процессе обучения нужно готовить только к экзамену, отвлекать детей на чтение книг не стоит. Книги читать – пустая трата времени.

Но самое интересное заключается в том, что единый государственный экзамен сегодня уже не тот. И успешны как раз читающие и мыслящие дети. Сегодняшний ЕГЭ, а также итоговое сочинение – это приглашение к размышлению над текстом. А в текстах вопросы философские, исторические. Например, почему надо помнить прошлое, что такое тщеславие, что такое благородство и честь, почему люди боятся перемен и т. д. Попробуй разберись, если никогда об этом не думал, нигде с этим не встречался, книг на эту тему не читал. Но я верю в детей. За много лет работы в школе я редко видела учеников, равнодушных к прекрасному, неспособных оценить нашу искреннюю заинтересованность и любовь к ним. Они способны оценить хороший урок, хорошую книгу, главное – надо работать с ними.

Своим опытом в привитии детям любви к чтению поделились родители, чьи дети читают:

Наталья Анатольевна Каримова, воспитывает сына:

– Я никогда не расставалась с книгами. И когда родился сын Тимур, конечно, я читала уже ему. Думаю, нет какого-то определенного возраста для знакомства с книгой. Если мама читающая, то она будет читать и для ребенка, показывать картинки и объяснять, что на них изображено простыми словами. Ведь книга – это один из инструментов познания мира. Мне кажется, нельзя вдруг взять и начать приучать читать. Ребенок должен видеть читающих родителей, тогда он будет подсознательно тянуться за этим примером взрослого. А уж попробовав «вкус» книги, на мой взгляд, с ней уже трудно расстаться. Да, детей увлекут и мультики, и интернет. Но к чтению он обязательно вернется – будет привычка, особое восприятие мира через чтение.

 Сейчас Тимур учится в 3-м классе. По школьной программе задают читать немало литературы. Но он с удовольствием читает еще и то, что интересно ему. Поскольку наш папа любит историческую литературу, к этому жанру тянется и Тимур.

Оксана Федоровна Крынина, многодетная мама:

– В нашей семье двое детей школьного возраста: Семен учится в четвертом классе, а Аня – во втором. Читать с детьми мы начали с самого раннего возраста. И до сих пор мой муж читает ребятам перед сном: вместе они выбирают книгу – сказки, рассказы или жития святых. Для этого стараемся регулярно покупать детям литературу. Считаю, читать нужно обязательно – ведь это не только расширяет наш кругозор, но и учит культуре речи, учит думать, размышлять о каких-то вещах.

Вспоминаю своих родителей – они у меня на самом деле были постоянно читающими, постоянно в их руках я видела книги. Люблю читать и сама. Очень жаль, что в силу занятости мы мало уделяем времени такому замечательному занятию.

– Как педагогу привить любовь к чтению, если это в свое время не сделали родители?

– Педагог в таких условиях понимает, как никто другой, что чтение – важнейший ресурс развития, источник новой информации. Поэтому и старается всеми возможными способами научить детей правильно читать, любить книгу как источник знаний, как средство постижения жизни и души человеческой.

В педагогическом арсенале учителя много средств. Самое главное – каждый день идти рука об руку со своими учениками, опираться на тех из них, которые открыли для себя радость общения с книгой, создавать вместе с ними атмосферу творчества и заинтересованности.  Своим примером читающие одноклассники обязательно увлекут нечитающих. Много зависит от того, как ведется преподавание в школе. Школьная программа по литературе, если реализовывать ее методически правильно, способна сформировать мировоззрение школьника. Изучая классику, дети получают противоядие против той литературы, которая не дает ничего ни уму ни сердцу.

То, что любовь к чтению зарождается именно с детства, подтверждают и ответы активистов молодежного братства при храме преп. Сергия Радонежского. Приведем слова Андрея Пахомова, учащегося ОАНО «Православная гимназия № 38»:

– Любовь к чтению мне привили два человека: мама и воспитатель в детском саду. Первая прочитанная мною книга – хрестоматия. Я по сей день помню произведения из нее.

Помимо того, что я читаю за Литургией Священное Писание, мне нравится православная литература. Симпатизирую книгам священника Андрея Ткачева. Очень полюбил книгу митрополита Тверского и Кашинского Амвросия (Ермакова) «Таинство прекрасных дел». Из светской литературы читаю Александра Блока, Афанасия Фета, конечно, Пушкина.

В наше время стали популярны электронные книги. Но мне нравится читать именно печатные издания – они привычнее. С алтарниками и отцом Виктором мы обсуждаем прочитанные книги, даем советы друг другу, что почитать. Сейчас, по советам моего духовного наставника, читаю серию «Ступени веры».

Считаю, что современный образованный человек просто обязан читать, пополнять свой лексикон и набираться знаний из книг.

– Можно ли привести примеры произведений литературы, которые вызывают особый интерес у школьников, находят отклик?

– Наши дети любят детективы, зарубежную классику.  Десятиклассники поведали мне, какие книги они читают в свободное время: «Таинственный сад» Фрэнсис Бернетт, «Ходячий замок» Дианы Джонс, «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда, «Поющие в терновнике» Колин Маккалоу, «Лунастры» Натальи Щербы. Их выбор определяют рекомендации из Интернета или советы знакомых, друзей.

В средних классах все сложнее. Дети могут читать какую-нибудь разрекламированную книгу, которую стоило бы не включать в список. В том случае нам, взрослым, необходимо всегда быть в курсе детского чтения, вместе открывать инте-ресные книги, что-то советовать. Например, в средних классах даже у ранее ничего не читавших вне программы школьников всегда неизменно находит отклик книга «Поллианна» Элинор Портер. 

Иногда ученики тоже советуют мне что-то прочитать, спрашивая: «А вы читали?» И уже нельзя не ознакомиться. И я читаю. Потом вместе обсуждаем. Так вместе открывали современного автора Евгения Водолазкина, его произведения «Лавр», Авиатор».

Дети свободны в своем выборе, но мы – родители и педагоги – должны вовремя подсказать правильную книгу, помочь осмыслить то или иное произведение.

Беседовала Светлана Малявина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

40 − = 34

АРХИВ ГАЗЕТЫ