Пример покаяния преподобной Марии Египетской

Святой Зосима Палестинский и преподобная Мария Египетская. Коллаж Александра Гончарова

 

Вместе с нашим любопытным Неофитом разбираемся в значении пятой недели Великого поста, названной в честь преподобной Марии Египетской.

 

 – Очередная постовая неделя снова посвящается не событию, а личности, человеку и знакомит нас с преподобной Марией Египетской. Что удивительного Церковь видит в ее жизни? Разве мало святых, в жизни которых было еще больше искушений и испытаний?

– Церковь действительно знает немалое количество мучеников, святителей и преподобных, но никогда не ставила целью расположить их в каком-то иерархическом порядке, когда одни «святее» и главнее других. Святые не соперничают друг с другом и не ревнуют, что одних особо почитают во время Великого поста, а других – нет.

Опыт жизни Марии Египетской удивителен и, главное, поучителен для нас. В каноне этой святой есть такие слова: «Показала еси нам покаяния лечбу, показала еси и стезю, ведущую паки к жизни негиблющей». Ее путь покаяния – пример того, как из глубины греховной жизни можно подняться на вершину святости, причем еще при жизни.

Поэтому неслучайно неделя Марии Египетской является пятой по счету. Вот уже основная часть поста за плечами, и кажется, что все твои старания были напрасны, а те, кто не постился, думают, что уже и не к чему, наверно, начинать… Вот как раз в эти минуты отчаяния и разочарования необходимо вспомнить, а лучше перечитать житие преподобной Марии и с радостью продолжить свой путь или даже начать! Ведь пока мы живы, все еще возможно.

– Почему Мария Египетская выбрала жизнь в пустыне вместо монашеского служения? Она принципиально не хотела становиться монахиней?

– Во-первых, она решила кардинально изменить свою жизнь, и это самое главное в ее деле спасения. Из жития святой мы знаем, что после ее молитвы к Богородице она услышала голос, который указал ей путь, идя которым, она сможет обрести спасение души: «Если перейдешь Иордан, найдешь славное упокоение». Жизнь в пустыне была ее личным выбором, поскольку никто не заставлял ее идти туда, – голос лишь указал на возможность.

– Я не знаком с полным житием преподобной, но слышал, что при жизни она причащалась всего два раза. Выходит, то, как часто мы приступаем к Причастию не так уж и важно? И это никак не препятствует тому, чтобы стать святым?

– Двукратное участие в таинстве Причастия преподобной Марией не является ни примером, ни исключением из правил. Некоторые действительно акцентируют на этом свое внимание, забывая основную часть ее жизни в пустыне и подвиги, которые она совершила там. Плоды этой жизни еще при жизни были видимы святому Зосиме. Мария Египетская была крещена и сподобилась причаститься Святых Даров, причем последний раз – практически перед самой смертью. А ведь именно об этом мы молимся на каждом богослужении: «Христианской кончины живота нашего, безболезненной, непостыдной, мирной и доброго ответа на Страшном Суде Христовом просим». К сожалению, не каждый из нас успевает жить так, как сам просит у Бога, и не каждый сподобляется приступить к Причастию и покаяться перед своей кончиной. Потому пример столь редкого Причастия преподобной – это просто особый факт ее биографии, который не помешал достичь святости и который учит нас той глубинной подготовке к таинству, а главное – горячему устремлению к Богу, с которыми мы можем беспрепятственно приступать к Святым Дарам, находясь в обществе, а не бегая от диких зверей по пустыне.

Погребение Марии Египетской. Изображение с сайта fotoload.ru

– Мне нередко приходилось видеть икону преподобной, где она изображена вместе с Зосимой. Остались ли о нем какие-то подробные данные, ведь и в житии особое внимание уделяется самой преподобной, а не ему?

– Этот святой человек, которого Церковь именует преподобным Зосимой Палестинским, по примеру Марии Египетской, так же избрал для себя путь отшельнической жизни. В житии Марии Египетской, которое начинается с описания жизни самого Зосимы, есть интересный фрагмент. Монахи во время Великого поста уходили из монастыря, неся труды и заботы отшельнической жизни до самой Светлой Пасхи. Так вот каждый из них возвращался в обитель «с плодами собственной совести, знающей, как он потрудился и каких трудов бросил в землю семена».

Нам порой не хватает сил, как духовных, так и физических, в полной мере пройти путь Великого поста. И поэтому мы начинаем искать оправдания через видение опыта других, таких же слабых, как и мы, или, наоборот, сокрушаемся, что не достигли таких высот, как наши знакомые. Потому монахи, заботясь как о своем личном деле спасения, так и о своих собратьях, расходились, чтобы не смущать и достигать пути святости, что и смог постичь преподобный Зосима, дожив почти до ста лет.

 

Священник Андрей Коровин

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

87 − 79 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ