Преображение Господне – заря Его Преславного Воскресения

Преображение Господне приоткрывает нам тайну искупительного подвига Спасителя. Согласно учению святых отцов, вся земная жизнь Христа, – Его проповедь, чудеса, страдания, смерть и воскресение – всё это послужило для спасения каждого из нас.
Особое значение среди событий Евангельской истории имеет Преображение Господне. После того, как апостол Пётр от лица учеников Спасителя исповедал Христа «Сыном Бога Живаго» (Мф. 16:16), Господь даёт обетование, указывающее на Своё скорое преславное Преображение: «Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф. 16:28). Для избранных учеников Спасителя является свет Царства Христова, сияние Божества Иисусова – сияние, которое отгонит мрак отчаяния и безысходности в сердцах апостолов во время страданий и крестной смерти их Учителя. В Своём Преображении, по слову преподобного Иоанна Дамаскина, «Тот, Кто являет Себя человеком, является от Небесного Отца Сыном Божиим, единородным, возлюбленным, единосущным». Является не только Своим ученикам, тем, кто принадлежит миру земному, но, что удивительнее всего, – является пророкам Моисею и Илие – насельникам мира горнего.
О явлении пророков Моисея и Илии во время Преображения Господа Священное Писание сообщает так: И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом (Мк. 9: 4); явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме (Лк. 9:31).
Непостижимым для человеческого ума является Преображение Господне. Не менее таинственна эта беседа ветхозаветных пророков в фаворском свете Спасителя. Некоторые моменты явления Моисея и Илии на Фаворе разъясняют нам святые отцы.
На первый взгляд, кажется удивительным, что апостолы узнали в двух мужах, беседующих с Господом, именно Моисея и Илию. Ведь эти пророки жили за много столетий до Рождества Христова. Во времена Ветхого Завета запрещалось изображать людей, поэтому ученики Христа не имели представления о внешнем облике ветхозаветных пророков. Ключ к этой загадке святые отцы видят в характере таинственных слов беседы Спасителя и пророков. Преподобный Иоанн Дамаскин поясняет: «Почему ученики узнали, что явившиеся были Моисей и Илия?.. Узнали из того, что они говорили. Моисей, быть может, говорил: Ты Тот, Которого страдание я предъизобразил закланием агнца и совершением пасхи, – а Илия: Ты Тот, воскресение Которого я предъизобразил в воскресении сына вдовицы, и тому подобное». Сам Дух Святой просветил разум апостолов в тот миг: «И Симон в своём неведении показал словами великое ведение, ибо узнал Моисея и Илию, как и Иоанн посредством Духа узнал пришедшего к нему Господа… Дух открыл им [Иоанну Крестителю и Симону Петру. – авт.] это», – говорит преподобный Ефрем Сирин.
На Фаворе Господь общается с вестником мира живых, Илиёй пророком, и мира усопших, пророком Моисеем. Явление пророков «во славе» (ср.: Кол. 3:4) прообразует славу грядущего Царства Божия, когда будет Бог всяческая во всех (1Кор.15:28), когда усопшие воскреснут и существующий мир преобразится. Эти «новое небо и новую землю» (Апок. 21:1) мы видим в лице Моисея и Илии. В явлении пророков Моисея и Илии святые отцы видят удостоверение и выражение непосредственной власти Господа Иисуса Христа как Бога над жизнью и смертью. Он благоволил, чтобы во время Его Преображения были именно эти два пророка: умерший Моисей и Илия, который был вознесен живым на небо. «Этим явлением Иисус Христос хотел научить учеников тому, что Он имеет власть над жизнью и смертью… Для того-то и являются здесь и умерший, и еще не испытавший смерти», – учит свт. Иоанн Златоуст. Как и в будущем Царстве Божием, тела пророков в лучах фаворского света сохраняют свой облик, несмотря на то, что они тоже явились во славе, в ином виде, чем живущие на земле. На это нам указывает Тертуллиан, христианский писатель II века: «Моисей и Илия, один в образе ещё не полученной плоти, другой – в настоящей плоти, ещё не умершей, показали, что тот же самый телесный облик сохраняется даже в славе».
Ещё здесь, на земле, мы призваны к преображению своей плоти путём соблюдения заповедей Божиих. Ибо в Царство Христово будет призван только тот, кто имеет «один дух с Господом» (1 Кор. 6:17), подобно тому, как его имели Моисей и Илия.
Святые отцы также видят в явлении этих двух пророков указание на будущее воскресение мертвых: «После этого… чтобы утвердить веру в воскрешение мертвых и чтобы свидетельствуемый от Отца был удостоверен как Владыка живых и мертвых, Моисей и Илия предстоят перед Владыкой, сущим во славе», –пишет прп. Иоанн Дамаскин.
Кроме того, Преображение – это указание на Преславное Воскресение Самого Спасителя: «Для чего явились Моисей и Илия? Дабы показать, что Он есть Господь… живых и мертвых; ибо Илия был пророк, и никогда не умирал, а Моисей был законодавец и умер. Воскрес Моисей и для того, чтобы, видя Господа во гробе, ты не сомневался в том, что Он восстанет», — поясняет блаженный Феофилакт Болгарский.
Неслучайно на Фаворе предстоят Христу именно эти пророки. Моисей – податель Закона, Илия – строгий ревнитель Божиих обетований. Среди иудеев бытовало мнение, что Христос – это богохульник, не соблюдающий Закон Моисеев, являющийся его противником. На этот счет свт. Иоанн Златоуст говорит, что присутствие пророков Моисея и Илии во время Преображения как раз доказывает обратное: «Он [Христос. – авт.] представляет мужей, прославившихся и исполнением закона, и ревностью к славе Божией. Если Моисей дал закон, то иудеи могли заключить, что он не потерпел бы презрения этого закона… и не стал бы служить нарушителю его… Также и Илия из ревности к славе Божией не предстал бы и не повиновался бы Христу, если бы Он был противником Божиим, и назвал Себя Богом и равным Отцу, не будучи таковым на самом деле». Более того, предстоящие перед Спасителем пророки свидетельствуют о том, что именно Христос и является Установителем и Господом Ветхозаветного Закона: «Для чего явились Моисей и Илия? Дабы показать, что Он есть Господь закона и пророков», – пишет блаженный Феофилакт Болгарский. Ведь именно Ветхозаветные Писания призваны были подготовить иудеев к пришествию Мессии, именно они свидетельствуют о Христе (Ср.: Ин. 5:39). Такое свидетельство о Христе как о Мессии мы видим в образе Моисея и Илии: «Для чего явились пророки, Моисей, живший ранее Иисуса Христа за полторы тысячи лет, и Илия – почти за тысячу лет? И для чего в славе? – вопрошает святой праведный Иоанн Кронштадтский. И отвечает: – Явились для засвидетельствования апостолам, что Иисус Христос есть предсказанный издревле пророками, истинный Мессия».
Святые отцы указывают, что явившиеся на Фаворе пророки должны были послужить примером добродетельной жизни как апостолам, так и всем нам. Святитель Иоанн Златоуст говорит об этом так: «Причиной избрания этих мужей [пророков Моисея и Илии. – авт.] была самая их добродетель, которой Он преимущественно требовал от учеников… Он теперь и выводит на средину тех, которые тысячу раз умирали за славу Божию и за вверенный им народ». Подобным же образом говорит и прп. Иоанн Дамаскин: «Нужно было, чтобы Апостолы, узрев славу и дерзновение хотя и подобных им со-рабов, но служителей Божиих… возгорелись большей ревностью и укрепились к подвигам».
Преображение Господне – начало Крестного пути Спасителя, заря Его Преславного Воскресения, призыв каждому христианину к жизни во свете заповедей Божиих. На Фаворе ветхозаветные пророки свидетельствуют о Христе как Законодателе и истинном Мессии, как о Владыке жизни и смерти, как о Спасителе нас от греха. Преображение Господне – открытие духовных очей для деятельной жизни в Боге.

Священник Николай Михальцов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 24 = 32

АРХИВ ГАЗЕТЫ