Праздник хорового искусства

01_gl_afwauy57eЮбилейный концерт хора Крестовоздвиженского храма

Пасхальным подарком старооскольцам стало выступление на Светлой седмице хора Крестовоздвиженского храма. В этом году коллектив отметил свое 25-летие. И все эти годы церковным хором бессменно руководит Алена Юрьевна Глушкова, человек самоотверженный, энергичный, бесконечно преданный своему делу и музыке, для которого понятие долга является определяющим в жизни.

Все началось с Вознесенского храма

В конце 80-х годов прошлого века первой ласточкой религиозной свободы в Старом Осколе стало восстановление Вознесенского храма в Казацкой слободе. Организовать для него церковный хор из профессиональных хористов Алене Юрьевне предложила Наталья Александровна Топчий, председатель городской общественной организации «Экология» и один из инициаторов возрождения старинного храма. В то время Алена Юрьевна руководила хором и преподавала сольфеджио в 4-й музыкальной школе. Из образования – только Губкинское музучилище, никаких специфических регентских знаний не имела, даже в храм не ходила. Для нее церковная музыка – совершенно новая стезя, но, как признается Алена Юрьевна, к ней она была уже внутренне готова. Некоторое время назад услышала в Москве в исполнении хора мальчиков Херувимскую песнь Бортнянского. Пение поразило до глубины души, и захотелось ввести духовную музыку в репертуар детского хора, которым руководила в школе. Но для того, чтобы научить детей, нужно самой вникнуть не только в текст и музыку, но и в богословский смысл пения. В одно мгновение эту науку не осилишь. Но ничего не возникает на пустом месте.

Детская церковная память

Алена Юрьевна родилась в 1957 году в обычной советской семье. Церковь родители не воспринимали, атеистическая школа сделала свое дело. Но вот бабушка по маминой линии была совсем иных взглядов. На все лето Алену привозили к бабушке на Украину, в славный город Изюм, где святителю Иоасафу Белгородскому была явлена чудотворная икона Божией Матери «Песчанская». Внуков собирался полный дом, в котором, кроме самых простых вещей, были еще и иконы. Алена видела, как ранним утром бабушка, стоя на коленях, молилась перед образами. О Боге и вере она ничего не рассказывала детям, зато давала пример христианской жизни: никого не осуждала, но к детским шалостям относилась строго – не давала грехам укорениться в юных душах. Каждый раз, идя в храм на службу, для которой бабушка пекла просфоры, звала детей собой. Для Алены церковный мир был подобен сказочному: красиво и непонятно. Обиходное клиросное пение не впечатляло, зато в памяти остался необычный запах, который заполнял все пространство. Поэтому, когда в первый раз Алена Юрьевна пришла в Вознесенский храм, она вновь ощутила этот знакомый с детства запах ладана и восковых свечей. И несмотря на то, что храм после стольких лет забвения находился в плачевном состоянии, ей все показалось родным и знакомым. Вот как важна оказалась детская церковная память.

Погружение в церковную жизнь

Организовать хор Алена Юрьевна решила из своих коллег – преподавателей музыкальных школ. Неожиданно откликнулось много людей, больше десяти человек, хотя никто до этого церковной музыкой не занимался. Но, видимо, время было такое – коммунистическая идеология сдавала позиции, люди искали духовные ориентиры.
Поначалу было сложно: не знали ни хода службы, ни гласов. Полное отсутствие книг и нот. В Александро-Невском соборе пели певчие из Воронежа, но секретами пения они не делились. Тогда хористы стали приходить в храм и записывать их пение на магнитофон, а потом перекладывать на ноты. Однажды две женщины из Почаева привезли сборник церковных песнопений, на переписывание ушло две ночи. Службы в Вознесенском храме давались тяжело: богослужения – длительные, оплата – мизерная, в храме – холодно. Бывало, служба заканчивалась в три часа дня, а через два часа начиналась вечерня. Спевки проходили по три часа три раза в неделю, потому что все было в новинку – и ноты, и тексты. Для людей светских такое погружение в церковную жизнь стало нелегким испытанием.
Через год весь хор перешел в Крестовоздвиженский храм. Отца Александра Богуту, настоятеля храма, Алена Юрьевна знала с детства: вместе учились в вечерней музыкальной школе (ныне 4-я). Батюшка всегда любил слаженное грамотно звучащее пение, помнил, как отец – протоиерей Анатолий Богута практически в полном составе привел в Александро-Невский храм хор из Крестовоздвиженского храма. Конечно, голоса были прекрасные, но было еще далеко до того, чтобы хор из мирян запел как истинно церковный, способный передать прихожанам молитвенный настрой. Образец церковного пения в это время являл собой хор Свято-Троицкой Лавры под управлением архимандрита Матфея (Мормыля).
– Отец Александр организовал для нас настоящий мастер-класс, – рассказывает Алена Юрьевна Глушкова. – Он весь хор отправил в Лавру послушать знаменитый матфеевский хор. Неоднократно правилам церковного пения обучал нас протоиерей Сергий Шумских (тогда отец Сергий был еще семинаристом). Регентскую науку приходилось постигать с листа. Первые отпечатанные ноты мы получили из Болгарии.
– Но для искусного храмового пения мало знать только гласы и правила подачи звука. Как создается молитвенность звучания?
– Практически все хористы пришли к вере через пение в храме. Музыка перерождала нас. Конечно, помогало общение со священниками. Я читала много духовной литературы, в какой-то момент даже захотела уйти в монастырь. Так мужу и заявила. Но потом один мудрый батюшка меня вразумил, и я успокоилась.
Алена Юрьевна воспитала и образовала целую плеяду грамотных церковных хористов, многие из них теперь поют в других храмах. Благодаря ее трудам в Старом Осколе появилась собственная певческая школа. По мнению протоиерея Александра Богуты, Алена Юрьевна – одна из лучших регентов не только в Старом Осколе, но и на всей Белгородчине. Она полностью предана своему делу, прекрасный организатор и глубоковерующий скромный человек.
На концерте Крестовоздвиженского хора в зрительном зале ДК «Комсомолец» был полный аншлаг. Насладиться духовной музыкой пришли священники, прихожане храмов, коллеги-музыканты, все те, кому она близка по духу и приятна для слуха. Концерт начался с пасхальных песнопений, торжественных и величавых. Женщины-хористы – все в ярко-красных платьях, подстать празднику. Хор исполнил как авторские произведения (Туринова, Гончарова, Дегтярева и других), так и народную музыку. «Воскресение Христово видевше» прозвучало киевским распевом. В репертуаре хора не только богослужебные произведения, но и духовные канты, народные и патриотические песни. Это разнообразие было в полном объеме представлено на концерте. «Колокола Руси» и «Чем я парень да не хорош» – это песни нашего знаменитого земляка Владимира Протопопова, руководителя «Карагода». Много лет он поет в церковном хоре Крестовоздвиженского храма. Хористы с удовольствием исполняют его произведения в своих выступлениях.
Настоящий фурор произвел сводный хор преподавателей музыкальных школ и школ искусств, которым также руководит Алена Юрьевна Глушкова. Мощно и проникновенно прозвучала песня Ирины Хрисаниди «В поле широком», в которой органично сочетаются героический подвиг защитника Отечества и образ Пресвятой Богородицы. Сводный хор педагогов-музыкантов под управлением Алены Юрьевны сразу зарекомендовал себя как высокопрофессиональный коллектив. В этом году он занял 2-е место во Всероссийском конкурсе хоров в Подольске, посвященном 70-летию Великой Победы.
Виновников торжества поздравили благочинный 1-го Старооскольского округа протоиерей Алексий Бабанин, настоятель Александро-Невского собора протоиерей Алексий Зорин, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского протоиерей Сергий Шумских. Певческие коллективы храмов преподнесли свои музыкальные подарки. Искреннюю признательность Алене Юрьевне как «подвижнику хоровой культуры» выразила директор 4-й музыкальной школы Татьяна Владимировна Умитбаева. Коллеги-музыканты подарили радостный вальс Глинки.
Праздником хорового искусства назвала концерт Елена Владимировна Сухенко, заместитель начальника управления культуры Старооскольского городского округа. От управления культуры она вручила благодарственную грамоту за большой вклад в сохранение традиций православной культуры и развитие хорового исполнительного искусства в Старом Осколе.

Юбилейный концерт Крестовоздвиженского хора органично влился во Всесоюзный Пасхальный фестиваль, который 12 апреля открыл в Москве дирижер Валерий Гергиев. Мощное искристое звучание пасхальных песнопений привело зрителей в полный восторг. Будем надеяться, что подобный праздник церковной музыки, которая является одним из действенных способов проповеди веры, вновь повторится в следующем году.

Светлана Воронцова



   Концерт Крестовоздвиженского храма

      г.Старый Оскол
      14.04.2015


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 + = 11