Православный Крым: возвращение домой

3rrewwek43
Икона «Собор Крымских святых», находящаяся в храме во имя всех Крымских святых и св. Феодора Стратилата г. Алушта. Образ написан липецким иконописцем Виктором Блиновым к празднику Всех крымских святых, установленному Священным Синодом в 1988 году.

16 марта сего года люди Крыма соборно проголосовали на референдуме за возвращение к матери-России. На Западе злобно вопят о незаконности народного волеизъявления. А когда европейцы и американцы пели по-другому? Только при распаде нашей страны они все поддерживали и одобряли.

Возврат Крыма неизбежно приводит к аналогии с притчей о блудном сыне (которую православные всегда вспоминают в дни Великого поста). Хотя аналогия и не является полной. Блудный сын ушел по своей прихоти, Крым же отторгли неумные и недальновидные политики. Но все же вспомним часть притчи: «Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествует хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. …Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! Ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15, 11-32).
Это полезное напоминание. Ныне некоторые «доброжелатели» России указывают, что присоединение Крыма обернется большими экономическими затратами. Но разве важны расходы, когда «…надобно …радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Строительство того же моста через Керченский пролив даст дополнительные рабочие места по всей России. А сие – только одна из малых проблем, разрешение коих стопроцентно простимулирует экономическое развитие всего русского государства.
Кроме того, сенаторы из США призывают лишить Российскую Федерацию права на проведение следующего чемпионата мира по футболу. Спасибо Вам, враги наши! Если так и произойдет, то освободятся дополнительные средства, кои можно направить на помощь и Крыму, и другим регионам России.

Крым сохранял Православие на протяжении столетий

Возвращение Крыма – это даже не столько экономико-политическое событие, это важный шаг в духовной сфере. Крым сохранял Православие на протяжении столетий. С полуостровом связаны великие примеры святости (на коих мы учимся!). Собор Крымских святых, как празднование Русской Православной Церкви, был установлен 10 марта 1988 года по трепетному настоянию архиепископа Симферопольского и Крымского Леонтия (Гудимова) и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена. День праздника был сопоставлен со днем памяти святителя Стефана, архиепископа Сурожского.
В Соборе Крымских святых мы почитаем св. ап. Андрея Первозванного († 62), сщмч. Климента Римского († 101), сщмч. Ефрема Херсонесского († нач. IV), сщмч. Василия Херсонесского († 309), свт. Стефана Сурожского († ок. 750), прп. Иоанна Готфского († 790), свт. Савву Сурожского († XII), свт. Луку (Войно-Ясенецкого), Симферопольского († 1961) и других.
Крым также тесно связан с деятельностью великого просветителя славян – святого равноапостольного Кирилла. По преданию, именно он отыскал мощи папы Климента Римского, принявшего мученическую смерть во имя Христова на древней земле Тавриды.
Но обратимся непосредственно к истории. Христианство появилось на территориях, прилегающих к землям будущей Киевской Руси, очень рано.
Полуостров Крым – древний торговый перекресток и одновременно место ссылки римских политических и религиозных диссидентов – стал форпостом распространения в Северном Причерноморье (на землях, через которые проходили торговые пути «из Грек в Варяги») митраизма, иудаизма, иудеохристианства, мистического гностицизма и иных самых разнообразных течений. Но прежде всего – православного христианского вероучения.
Не только ссыльные христиане и иудеи появлялись на полуострове Крым. Был еще и добровольный уход некоторых приверженцев христианства из центров языческой империи на ее окраины. Историк Эдуард Гиббон был абсолютно прав, когда писал: «Религия древних народов не была лишь умозрительной доктриной, преподаваемой в школах или проповедуемой в храмах. Бесчисленные божества и обряды политеизма были тесно связаны со всеми деловыми занятиями и со всеми удовольствиями общественной и частной жизни; по-видимому, не было возможности уклониться от их исполнения, не отказавшись вместе с тем от всяких сношений с другими людьми, от всяких общественных обязанностей и развлечений. Важные вопросы касательно заключения мира или объявления войны рассматривались и решались при жертвоприношениях, на которых обязаны были присутствовать и должностные лица, и сенаторы, и солдаты» (История упадка и крушения Римской империи / Э. Гиббон; пер. с англ. – М. : Прогресс : Культура, 1994. – С. 113–114).
От осквернения бежали первые христиане в Крым. И создавали здесь общины и монастыри, проповедуя веру во Господа нашего Иисуса Христа и Священное Писание крымским язычникам. Библию Крым читал уже во II веке от Рождества Христова.
После прекращения гонений на христиан в Римском государстве (в начале IV века) наметился новый этап в распространении христианства в Причерноморье, тем более что император Константин перенес столицу с берегов Тибра на берега Босфора: Рим Ветхий уступил дорогу Константинополю. Таким образом география сама собой (по Божиему Промыслу!) способствовала умножению христианства в Крыму.
Первые христианские епархии в Северном Причерноморье появились еще до IV века, например, Скифская епархия, с резиденцией епископа в г. Томы (территория современной Румынии). Ее северные границы, вероятно, простирались вплоть до Днестра. Позднее возникли и другие епархии: в Малой Скифии, в Крыму, Готии (первоначальный центр находился вне Крымского полуострова) и на Северном Кавказе (в Алании). Все сии славные епархии наверняка вели миссионерскую работу.
В западных пределах Великой Степи (подходящей к Крыму) всегда было неспокойно: кочевые народы, проходя по этому природному коридору с Востока на Запад, совершали нападения на города. Для IX века является характерным сообщение императора Константина Багрянородного о разграбленных христианских поселениях и разрушенных церквях. Нападения кочевых орд (и до IX века, и позже) могли иметь и идеологическую подоплеку, так как некоторые из народов и племен приняли несторианство – еретическую версию христианства. Несторианство было осуждено на Третьем Вселенском Соборе в г. Эфесе (431 г.), после чего последователи ересиарха Нестория были вынуждены переселиться за пределы Византийской империи…

Христианство оживотворило Русь после крещения князя Владимира в Крыму

Из источников (летописей и житийной литературы) известно о «Фотиевом крещении» Руси (IX век), крещении княгини Ольги и существовании в Киеве храмов пророка Илии и святителя Николая Чудотворца (не позже середины X века). Но только после крещения в святой купели (в Крыму!) князя Владимира христианство полноводной рекой оживотворило окончательно Русь.
Враги, ереси, войны надолго отрезали Таврию от Руси. Но в XVIII веке Россия снова приходит в эту землю, вспоенную кровью мучеников и исповедников. И опять Крым помогает духовному возрастанию. Святой праведный воин Феодор Ушаков неоднократно молился в храмах Крыма. От скал Тавриды он уходил в свои морские походы – и по воле Божией, и конечно, по молитвам крымских святых не проиграл ни одного сражения иноплеменникам…
Невозможно забыть и священноисповедника Луку (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского – пастыря, великого наставника – и в то же время замечательного хирурга, спасшего от смерти во время Великой Отечественной войны сотни солдат и офицеров, лауреата Сталинской премии I степени 1946 года (за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений), последние свои годы до ухода ко Господу проведшего в Крыму…
Крым – это место ратной славы и боли России. Крым – это один из источников духовной энергии. Мы рассуждаем о том, что Россия может дать полуострову… Но сам Крым уже дарит нам дополнительные силы в духовной борьбе.
Святые земли Крымской, молите Бога о нас, грешных!

Александр Гончаров,
к.ф.н., ст. преподаватель кафедры журналистики СОФ ВГУ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

18 + = 22

АРХИВ ГАЗЕТЫ