Таинство причастия

В Таинстве Причащения (Евхаристии) верующий получает благодать обожения через единение со Христом. Причащение — есть Таинство, в котором верующие под видом хлеба и вина вкушают (Причащаются) Тела и Крови Христовых для жизни вечной.
Причащение также называют Евхаристией. Слово «Евхаристия» по смыслу означает, прежде всего, «благой дар», «благодать», «дар совершенный», а потом уже и настроение благодарения. Если объеденить эти смысловые понятия, то получится «благодарность за благодать».
Евхаристия освящает весь тварный мир. Ее благодать получают и те, кто не причащался, а только молился в храме, и те, кого поминают на проскомидии — живые и усопшие члены Церкви. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит: «Ради Божественной Литургии — Тайны — солнце на небе светит днем, луна — ночью; и звезды небесные, тысячи их, свой свет издают; и земля плод дает, и потому мы можем питаться хлебом. Повторяю: земля только затем приносит плоды, хлеб и виноград, что хлеб и вино каждый день приносятся на Святой Престол при совершении Литургии. Не нам, не для нас, грешных, покрытых язвами, дает земля плод свой, не стоим мы его; земля дает его для Бескровной Жертвы и будет давать, доколе будет совершаться на земле Божественная Литургия». Стало быть, основная идея Литургии — идея благодарности человека в ответ на те блага, которые он имеет от Бога.

Внутренняя сторона таинства

I . Необходимость причащения Св. Тайн

Она непосредственно вытекает из предыдущих слов Спасителя и основывается на словах святых отцов, являющихся их разъяснением.
О насущной потребности для верующего христианина причащаться отчетливо говорит следующий, небезызвестный в старчестве, ответ беса одному пустыннику, задавшему вопрос, что для того страшно в христианском роде.
Хотя для христиан свидетельство бесов и не имеет значения, даже если бы те и говорили правду (наоборот, они не должны доверять им в подобных случаях), однако поскольку демоны суть «боги» неверующих во Христа людей, то свидетельства их о Нем не утаены от нас и самим Евангелием (Мк. 1, 24-25; Деян. 16, 17-18). Поэтому приведу подобное свидетельство.
«’Три случая в вашей жизни, — отвечал демон пустыннику, -грозны и невыносимы для меня: таинство крещения, где я совершенно теряю свою силу и право над вами; крест, который мучит меня, гонит и уничтожает, и, наконец, — причащение». «Последнее, — продолжал бес, — страшнее мне самой геенны: оно то же для меня, что солнце для тьмы; я не могу не только приблизиться к достойно причащающемуся, но даже страшусь взглянуть на него».
«Впрочем, — прибавил злой дух, — все это как ни убийственно для меня в своем существе, но благодарю людей: они своею невнимательностью и порочными навыками сами уничтожают и отгоняют от себя силу благодати таинств; поэтому я только на время отступаю от них. Они сами дают мне случаи овладевать ими и царствовать в преступном их сердце»» («Письма Святогорца»).
Необходимость и обязательность для христиан причащаться -и как можно чаще — Св. Тайн подтверждается и подчеркивается правилами святых апостолов, их учениками — мужами апостольскими, соборными постановлениями. Таковы Правило 9 св. апостолов, Правило 2 Антиохийского Поместного Собора, предписывающие неукоснительно всем верным, не находящимся под епитимией, оставаться в церкви до конца службы и причащаться Св. Тайн.
Никто не может в Церкви Христовой обойтись без причащения Св. Тайн. Оно необходимо не только людям грешным, немощным, расслабленным и борющимся со грехом, но и победившим страсти, ставшим выше своей природы.
Велика была равноангельная Мария Египетская, которая после сорокасемилетнего пребывания в пустыне настолько истончила плоть и соделала душу храмом Св. Духа, что во время молитвы поднималась в воздух, но и она пред смертью должна была причаститься, для чего Господь чудным образом приводит к ней преп. Зосиму. Св. Алексий, человек Божий ( f 411 г. ), на коем почил, по словам Самой Богоматери, Дух Святой, причащался Св. Тайн каждое воскресенье. Египетские отшельники ходили по субботам и воскресеньям в храмы соседних монастырей, не стесняясь расстоянием. Если подвизающийся был затворником и не выходил из кельи, то к таковому нередко пресвитер приходил совершать Божественную литургию даже в келью.

II . Важность и значение св. причащения

Величие, сила и действенность величайшего таинства Православной Церкви засвидетельствованы в ее истории особыми, поразительными знамениями.
Не потребуют подробной цитации всем известные строки из «Дневника» о. Иоанна Кронштадтского, в которых он выражает свое благоговение, изумление и восторг пред величием и непостижимостью Христовых Тайн и пред животворной их силой. Сколько чудес им было совершено посредством их! О некоторых он упоминает сам.
«Дивлюсь величию и животворности божественных Тайн! -восклицает в своем «Дневнике» сей глубоко чтимый русским народом преподобный пастырь. — Старушка, харкавшая кровью и обессилевшая совершенно, ничего не евшая, от причастия Св. Тайн, мною преподанных, в тот же день начала поправляться. Девушка, совсем умиравшая, после причастия Св. Тайн, в тот же день начала поправляться, кушать, пить и говорить, между тем как она была почти в беспамятстве, металась сильно и ничего не ела, не пила… Слава животворящим и страшным Твоим Тайнам, Господи!»
«Некто, бывший смертельно болен воспалением желудка девять дней и не получивший ни малейшего облегчения от медицинских пособий, — лишь только причастился в девятый день поутру животворящих Тайн, к вечеру стал здоров и встал с одра болезненного. Причастился он с твердою верою… Слава всемогуществу Твоему, Господи!»
Приведу еще слова преп. Серафима, Саровского чудотворца, сказанные одному мирянину:
«Кто приобщается — везде спасен будет, а кто не приобщается — не мню. Где господин, там и слуга будет [Ин. 12, 26]».

III . Кому можно причащаться и кому нельзя?

Св. апостол Павел пишет к коринфянам:
Да искушает же человек себе — пусть испытывает, прилежно рассматривает себя, делает проверку своей совести, перебирает все свои дела и помышления, достоин ли он св. причащения, — и тако от Хлеба да яст и от Чаши да пиет. А если не так, то суд себе яст и пиет, не разсуждая, то есть не думая и не отдавая себе надлежащего отчета в том, сколь велика святыня Тела Господня, которую принимает. Тут же апостол присоединяет пример из жизни самих коринфян, поясняющий, что это за суд и как он может вершиться еще здесь на земле, хотя пока лишь над отдельными грешниками (однако может быть и массо-. вое наказание). Сего ради, — говорит он, — в вас мнози немощни [ср. теперешние эпидемии] и недужливи, и спят [умирают] довол- «м(1 Кор. 11,28-30).
Также и умилительный, сердобольный, сострадательный ко всем кающимся и немощным св. Иоанн Златоуст в отношении необходимости достойного принятия Св. Тайн становится строгим и взыскательным:
«Не должен приступать сюда (к Трапезе Господней) ни один бесчеловечный, ни один жестокий и немилосердный, ни один нечистый. Это говорю вам, которые приобщаетесь, и вам, которые слу’ жите. Нужно побеседовать и с вами, чтобы вы со многим тщанием разделяли сии дары. Не малое наказание ожидает вас, если вы, признавши кого-либо нечестивым, позволите причаститься этой трапезы. Кровь Его взыщется от рук ваших. Хотя бы кто был полководец, хотя бы высший начальник, хотя бы сам царь, носящий диадему, но если приступает недостойно, то запрети ему: ты имеешь больше власти, чем он. Если бы тебе поручено было сохранять в чистоте источник воды для стада и ты увидел овцу, имеющую на устах много грязи, то не позволил бы ей наклониться и возмутить источник. Но теперь вручен тебе Источник не воды, а Крови и Духа, и ты, видя некоторых имеющих грех, который хуже земли и грязи, и приступающих к этому источнику, не вознегодуешь, не воспрепятствуешь?
Какое ты можешь получить прощение? Для того Бог удостоил вас этой чести, чтобы вы разбирали такие дела… Но как, скажешь, я могу знать того и другого? Я говорю не о неизвестных, но о известных людях».
По апостольской заповеди (Гал. 5, 22) и в соответствии с церковной практикой, отеческими установлениями и примерами из житий святых, все, что требуется от причащающихся, можно свести сжато и кратко к следующим пунктам:

  • Вера. Необходимо, чтобы человек не только вообще имел православный образ мыслей, но и, в частности, веровал бы, что он причащается под видом хлеба и вина истинного Тела Христова, которое во утробе Девы зачалось Святым Духом в незначительном палестинском городке Назарете, неизреченно родилось в Вифлееме, пострадало за нас, умерло и воскресло в Иерусалиме, — что он причащается, кратко сказать, Самого Господа, вознесшегося на небеса и сидящего одесную Отца.
  • Любовь. Жертва Крестная есть Жертва Любви. «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы…» — заповедует св. Церковь причастникам и всем верным за Божественной литургией, на которой одной приносится сия Жертва. Дух вражды и раздора у первых христиан почитался таким тяжким грехом, что, по свидетельству древних отцов и учителей Церкви, не мог быть омываем кровью и самого мученичества (!), если кто пребывал в сем грехе нераскаянным.
  • Кротость. Понятно, что раз дух вражды был совершенно чужд первым христианам, то во всяком отдельном случае, при всяком возникающем неудовольствии, я не говорю уже ссоре, они старались победить его кротким перенесением обид и примирением со врагом. Это — прямая заповедь Самого Господа и Его апостолов (Мф. 6, 23-24; Еф. 4, 2; Флп. 4, 5; Тит. 3, 2). Заповедуется примириться, попросить прощения, сделать земной поклон не тем, кого мы обидели, как это ожидается и что понятно сознанию современных людей, но тем, кто нас обидел, без всякого со стороны нашей повода; припомнить, что кому-нибудь когда-либо, что называется, «под руку подвернулся», взять, пойти к нему и — бух в ноги: «Прости меня, Христа ради…»
  • Милосердие. Добродетель эта — того же порядка, что и предыдущие, и уподобляет человека, творящего ее, Самому Богу, Который солнце Свое сияет на злыя и благия и дождит на праведныя и на неправедныя (Мф. 5, 45). Первые христиане усиленно совершали дела благотворительности и милосердия, особенно по отношению к нищей братии Христовой. Для готовящихся же ко св. причащению они были обязанностью. Не приводя многих цитат святоотеческих, достаточно указать на первохристианские агапы (вечери любви), за которыми первоначально совершалось и приобщение Св. Тайн (1 Кор. 11, 20-23). И теперь, идя в церковь причащаться, не забудем и наших, стоящих на паперти, «господей», как называл нищих св. Иоанн Милостивый, и подадим им хотя бы копейку, оставшуюся в кармане от покупки трамвайного билета.
  • Воздержание. Понимать сию добродетель надо здесь в широком смысле, как охранение себя от всякой греховной вещи. О половом же воздержании и говорить нечего. Даже в Ветхом Завете в исключительных случаях, когда человеку необходимо было приблизиться и войти в соприкосновение со святыней, требовались предварительная чистота и плотское воздержание (Исх. 19, 3, 10, 15; 1 Цар. 21, 4-5). «Кольми паче в новой благодати, — говорит св. Димитрий Ростовский, — [пред причащением] подобает воздер-жатися от женского ложа». Для клириков требования еще более строги.

Внешняя сторона таинства

IV . Обряд причащения

Чин таинства св. причащения, который существует в Церкви в настоящее время, в существе остался все тот же, что был и у первых христиан. Отсутствие в нынешнем чине некоторых деталей объясняется приниженностью духовной жизни в наше время, недостатком святости и дерзновения у верных, благодаря чему то, на что дерзали ученики апостола Павла и ученики их учеников, поневоле оставлено нами.
Относительно места причащения существовало правило: священнослужителям приобщаться в алтаре, мирянам — на солее или за амвоном. Причем, приступая к Чаше для принятия Св. Даров, соблюдали очередь и определенный порядок, а не подходили (как теперь у нас заведено) как попало, вперемешку мужчины и женщины. В «Постановлениях апостольских» говорится:
«Да приобщается епископ, потом пресвитеры, и диаконы, и иподиаконы, и чтецы, и певцы, и аскеты, и из жен диакониссы, и девы, и вдовицы; после дети и весь народ по порядку».
Относительно внешних знаков выражения благоговения, с которым принимали таинство, надо сказать следующее: они были часто умилительно смиренны, просты и в то же время дерзновенны и святы. Иногда причащались стоя, как и теперь имеет место в обычной практике, но в некоторых церквах и на коленях. По крайней мере, так было заведено у вселенского «проповедника покаяния» св. Иоанна Златоуста. Об этом же говорит и сохранившаяся с первохристианских времен практика молиться в дни поста (так называемые «стояния») на коленях. Ибо если простая молитва вызывала у первых христиан такое смиренное положение тела, то что говорить о том случае, когда приходилось им приступить к «Святому Святых» и к Самому Творцу и Владыке всяческих… В настоящее время обычно придерживаются первой практики (миряне подходят и причащаются стоя, с крестообразно сложенными на груди руками — правая рука поверх левой), а из второй взяли только общий, единовременный, земной поклон, при выходе священника со Св. Дарами. По причащении нужно поцеловать край св. Чаши, как бы самое ребро Христово, из коего истекли кровь и вода — образ нашего таинства (Ин. 19, 34).
В древности, как и теперь, Церковь уделяла особенное внимание тем из верных, кто не мог быть в храмах на литургии и, следовательно, не мог приобщаться Св. Тайн, а именно: узникам в темницах, в которых томились мученики и исповедники, ежедневно ожидавшие смерти; также и тем кающимся, чья жизнь — в результате тяжелой болезни — была в опасности. Ко всем этим людям посылаемы были Св. Дары в напутствие при отходе в вечную жизнь.
В эпоху гонений (так как литургию служить ежедневно было опасно) вошла в употребление и другая практика: позволялось частицы Св. Даров брать на дом, и это не только мужам, но и женам.
Падением христианской жизни объясняется и нынешнее предписание священнику церковным Уставом хранить Св. Тайны в храме, на св. престоле, а не дома.
Скажу еще об одной обрядовой подробности: неприлично, неудобно, неподходяще (не подберу точного выражения) жевать Св. Тайны по их принятии, да и опасно, потому что часть их может остаться на зубах и на деснах. А дотрагиваться до Св. Даров чем-либо посторонним нельзя.
После того как Св. Тайны приняты (не должно задерживать их в устах), необходимо запить теплотою, и не просто, а прополоскавши ею рот. Обращать внимание на окружающих нечего; если они разумны, то должны делать то же самое.
Но и этого мало — надо омыть уста и снаружи. К сожалению, нынешние архитекторы и храмоздатели не принимают в расчет этой надобности и не устраивают, как в первохристианское время, специальных умывальниц (слава Богу, что таковые остались еще в алтарях для священнослужителей), и посему липкие уста от Св. Крови надо хотя бы облизать и омыть дома, вылив затем воду в место, не попираемое ногами.
Одним словом, внимание и благоговение должны быть крайние.

V . Как часто надо причащаться?

Холодность нынешних христиан к вере и благочестию весьма далека от благочестивого горения и ревности древних времен христианства.
Известно, что в те времена было правилом для клира и мирян, исключая оглашенных и кающихся, приобщаться Св. Тайн в воскресный день каждой недели. Такой обычай поддерживался в течение трех первых веков. О важности его говорят многие святые отцы. Поучительны на этот счет слова св. Игнатия Богоносца, мужа апостольского, который так увещевает ефесян, призывая их к частому причащению и молитве: «Старайтесь чаще собираться для евхаристии и славословия Бога. Ибо если вы часто собираетесь вместе, то низлагаются силы сатаны, и единомыслием вашей веры разрушаются гибельные дела его».
В некоторых церквах христиане причащались и еще чаще, в иные дни среди недели, и даже ежедневно.
Св. Амвросий Медиоланский так убеждает в необходимости ежедневного причащения: «Если хлеб причащения преподается ежедневно, то чего ради ты приемлешь его по прошествии года? Принимай каждый день то, что для тебя спасительно. Кто недостоин принимать его каждый день, тот недостоин его и чрез год».
У нас в Древней Руси тоже часто причащались. Даже лица, обремененные общественными попечениями, это исполняли. Про св. благоверного князя Романа Угличского ( f 1285 г.) известно, что он ежедневно слушал Божественную службу, а св. благоверный великий князь Киевский Ростислав-Михаил Мстиславович, внук Владимира Мономаха, приобщался Св. Тайн каждое воскресенье.
Вот что говорит о Святой Руси Павел Алеппский, приезжавший в Россию в половине XVII века:
«Ежедневно они бывают в церквах за обедней, и в каждом приходе все присутствуют в своей церкви — мужчины, малые дети и женщины».
В нынешнее время, когда оскудела духовная сила верующих, а беззакония умножились, перестали люди и приобщаться часто, и даже сознание недопустимости и преступности этого деяния исчезло. Но отдельные праведники и теперь, разумею недавнее время, исполняют завет и обычаи первых христиан. Таковы, например, прот. Иоанн Кронштадтский, иеросхимонах Парфений Киевский и другие.
В своих дневниках о. Иоанн Кронштадтский постоянно и восторженно отзывается о спасительности частого причащения.
«Некоторые личности говорят, что будто бы грешно мирянам причащаться часто, что молодым людям будто бы только нужно причащаться раз в год, а только старым — во все посты, что часто причащающиеся с ума сойдут. Какая нелепость! Какое богохульст-во, кощунство! Какое неразумие! А для чего раздается ежедневно за литургией глас Спасителя, призывающий к причастию: «Приимите, ядите… пиите от нея вси… во оставление грехов…» (Мф. 26, 26)? Неужели весь год коснеть во грехах и только раз очищаться покаянием и причастием? Разве не каждый день мы согрешаем, растлеваемся, оскверняемся грехами; разве не каждый день нам нужно очищение, освящение и обновление? Разве каждый день только накоплять грехи и раз только в год очищаться? Лепо ли это? Не часто ли вы моете лицо и тело в бане, или лицо каждое утро? Душу ли не омывать постоянно, оскверняемую грехами каждый день?..»
По заповеди преп. Серафима Саровского, данной им инокиням Дивеевского монастыря, нужно «приобщаться всем неопустительно во все св. посты, а по желанию, и во все двунадесятые праздники». Это завещание преподобного, как в высшей степени благопримени-телъное, рекомендуется принять к руководству и всем вообще мирянам, искренно и нелицемерно желающим своего спасения. А относительно более частого причащения Св. Тайн ответ и ответственность должно возложить в каждом отдельном случае на духовного отца, если он действительно духовен.
Хорошо об этом говорит епископ Феофан (Затворник) в одном письме (писанном за три недели до смерти):
«Что касается до чаще, то не надо учащать, потому что частость эта отнимет немалую часть благоговения к сему величайшему делу… разумею — говение и причащение. Я, кажется, уже писал вам, что довольно поговеть и причаститься в каждый большой пост из четырех. А в посты пред Пасхою и Рождеством по два раза. И больше не ищите. Старайтесь более свое внутреннее упорядочивать и приводить в совершенство».

VI . Приготовление ко св. причащению

В «Следованной Псалтири» (гл. 47) указано особое «Правило готовящимся служити и хотящим причастигися святых, божественных Таинств, Тела и Крове Господа нашего Иисуса Христа».
Оно состоит в следующем.
Накануне готовящийся ко св. причащению должен выслушать девятый час, вечерню и малое повечерие. На повечерии прочесть каноны:
1. Самому Господу, именно: «Канон умилительный ко Господу Иисусу Христу» (ирмос: «Во глубине постла…», тропарь: «Иисусе сладчайший Христе…»); причем если будет то в четверг вечером, то вместо этого канона читается «Канон Честному и Животворящему Кресту».
2. Богоматери. Ей читать можно на выбор или так называемый «Параклисис» (ирмос: «Воду прошед…», тропарь: «Многими содержимь напастьми…»), или «Канон благодарен Пресвятей Богородице» (ирмос: «Отверзу уста моя…», тропарь: «Христову книгу одушевленную…»). Во вторник вечером каноны эти обычно заменяются каноном Одигитрии.
На всех вышеназванных канонах читаются и акафисты Спасителю или Богородице, по очереди, с таким расчетом, чтобы на пяток вечера пришелся акафист Богоматери, который нужно в этот день отправлять Ей неотложно, не заменяя никаким другим.
3. «Канон Ангелу-хранителю».
Хорошо будет, если кто добавит к этим трем канонам еще один канон из служб седмичных дней, смотря по тому, на какой день он падает. Таким образом, на (но не «в») понедельник пусть читает бесплотным силам, на вторник, то есть в понедельник вечером, -св. Иоанну Предтече, далее св. апостолам и св. Николаю Чудотворцу (на четверг) и наконец на субботу — всем святым и за умерших.
Утром, в день св. причащения, должно отстоять утреню (если не было накануне всенощной), часы и выслушать «Последование ко св. причащению».
…Нельзя не сказать еще несколько слов о чисто внешнем приготовлении к таинству св. причащения. Относительно последнего надо наблюдать следующее: с вечера воздерживаться от употребления пищи, а с полуночи и вовсе не дозволяется ничего вкушать или пить, даже и немощным. Ибо приступать ко Св. Тайнам, по правилам святых Соборов церковных, можно «не иначе, разве неядшими».

VII . Поведение верующего после принятия Св. Тайн

Прежде всего, еще не выходя из церкви, необходимо выслушать благодарственные молитвы.
Благодарственные молитвы по причащении (помещены в «Служебнике», также в «Следованной Псалтири» и других книгах) ведут свое происхождение с самых первых времен христианства. О них упоминает св. Кирилл Иерусалимский, а св. Иоанн Златоуст строго обличает тех, кто по причащении, не дожидаясь благодарственных молитв, тотчас выходят из церкви.
И весь день, по принятии Св. Тайн, христианин должен всячески блюстись от греха, пребывая в воздержании и молчании.
Одним словом, и извне, и изнутри будем хранить себя, зная, как говорит св. Димитрий Ростовский, что Христос до тех пор в нас пребывает, «донельже и человек в Нем пребывает, не отлучаясь от Него ни камо (никуда. — Еп. Варнава) помышлением своим. Аще же начнет что худое помышляти, или нелепая глаголати, или недоброе деяти, то абие отходит от него Христос, глаголя: Се, оставляется тебе дом твой пуст… [Лк. 13, 35]».

АРХИВ ГАЗЕТЫ