Введение
Существует два пути, угодные Богу, дабы предохранить нас от греха блуда: монашество и семейная жизнь. «Хорошо человеку не касаться женщины, — говорит святой апостол Павел. — Но во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1Кор. 7,1-2). Для нас, погрязших в проблемах поиска хлеба насущного, обремененных мирским, монашеская жизнь, отвергающая все суетное и сугубо приближающая к Престолу Божию, пока недоступна. Но, «каждый имеет свое дарование от Бога и, если не может воздержаться, пусть вступает в брак» (1Кор. 7, 7,9). Итак, поговорим о браке.
Что такое Таинство Брака? Установление Таинства.
В Таинстве Брака супругам дается благодать, освящающая их союз (во образ духовного союза Христа с Церковью), а также рождение и христианское воспитание детей.
Брак — есть Таинство, в котором при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей. Такое определение христианского супружества дает Православный Катехизис.
Сам Господь установил Закон семьи, благословив и первую из них — «рече Господь Бог: не добро быти человеку единому: сотворим ему помощника по нему… И созда ребро в жену, и приведе ю к Адаму…» (Быт. 2, 18,22), и все последующие семьи — «и благослови их Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею» (Быт. 1,28). Авраам, поручая верному своему рабу найти невесту Исааку, сыну своему, говорил: «Он (Господь) пошлет Ангела Своего пред тобою, и ты возьмешь жену сыну моему…» (Быт. 24,7); в Книге Притчей говорится: «…разумная жена — от Господа» (19,14). Пророк Малахия отмечает, что Господь всегда бывает свидетелем союза супружеского (Мал. 2,14), и т.д. и т.д.
В Новом Завете этот древний Закон Божий о браке подтвержден и освящен в Таинство словами Спасителя: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одною плотью… Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 5,6).
В наше время, к сожалению, высшая точка человеческой жизни ЛЮБОВЬ, очень часто извращается людьми. Вместо того, чтобы быть источником высшей радости, счастья и наслаждения, любовь в греховном человеке делается или пристрастной и несправедливой, или страстной и чрезмерной, или чувственной и похотливой, или разрушающей и преступной. В так называемых гражданских браках мы пытаемся достичь свободного и тесного союза двух полов, но эти усилия ни к чему не приводят. В этих браках часто насилие одной стороны дает себя чувствовать другой — обнаруживается вскоре же по заключении брака взаимная неверность, потому что к супружеской верности нет никаких обязательств; отсюда — ссоры, разводы и т.д. Нет над такими семьями умиряющей и благословляющей Длани Господней. Нет над ними той силы, которая укрепила бы и одухотворила жизнь супружескую. А ведь сила эта дается только в Церкви!
Брак — это Таинство Церковное
То, что Брак — это Таинство Церковное, говорит апостол Павел: «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и Церкви» (Еф. 5,32), то есть по подобию таинственного единения Христа с Церковью, коей Он «есть Глава и Спаситель» (5,23), и которую ВОЗЛЮБИЛ и Себя предал за нее, чтобы ее освятить и непрестанно питать и греть ее (5, 25-26,29). Вдумайтесь! Вот оно, сакральное единение: в Ветхом Завете Адам был усыплен, и покуда спал, из его ребра была создана жена его; в Новом Завете — Спаситель также был усыплен на Кресте, и из Его ребра пролилась Кровь и Вода, чтобы напоить, напитать Церковь — Невесту Христову! Отсюда и сравнение: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (Еф.5,22-24).
Итак, как благословенное Таинство, христианский брак и по своим свойствам, и по тем обязанностям, какие возлагаются на супругов, отличается чистотою и совершенством, духовностью и святостью. Отличительными чертами христианского брака служат его ЕДИНСТВО и НЕРАСТОРЖИМОСТЬ.
Брак, как единство двух полов, прежде всего должен быть союзом одного мужа с одною женою (1Кор. 7,2). Святой Иоанн Златоуст говорит, что «если бы Бог хотел, чтобы жену оставляли и брали другую, то сотворил бы одного мужчину и много женщин». Григорий Богослов рассуждает о том, что супружество — это предел вожделения, «чтобы не всякая жена стремилась ко всякому мужу». Коль скоро муж и жена составили одну плоть (Быт. 2,24), то нет уже нужды разделять свою любовь между кем-нибудь третьим или четвертым.
Вторая черта брака христианского — его нерасторжимость, по которой брачный союз между мужем и женой заключается не на короткое время, а на всю жизнь. Мужа и жену соединяет Сам Бог, а что Бог соединил, того никто не имеет права разделять (Мф. 19,6). Но Церковное законодательство все же вынуждено учитывать реалии греховного человека и обстоятельства меняющейся жизни, и поэтому Церковью было принято особое «Определение о поводах к расторжению брачного союза…», о котором мы поговорим позже.
Как союз тесный, единый и нерасторжимый — христианский брак налагает на мужа и жену обязанность самой искренней христианской любви. Супруги должны взаимно уважать и любить друг друга, но, с другой стороны, муж должен защищать, руководить и управлять женою, как немощнейшим сосудом (1Петр. 3,7), существом слабейшим его. Но это господство — не тот деспотизм и насилие, какие иногда терпит жена от мужа! Чтобы исправить ветхозаветную Церковь, погрязшую в нечистоте и пороках, Господь наш не прибегал к насилию и угрозам, но самоотверженной любовью и великой заботливостью Своею омыл ее от безобразия, изгладил ее старость, сделав Новою, сверкающей и благоухающей Невестой Своей. Вот образец христианского отношения мужа к жене! Искренне возлюбив ее, всем сердцем, он все делает к ее возвышению и славе. В его отношении к ней не может быть и тени насилия или унижения! Жена слабее мужа, и эта слабость ее служит для него еще большим побуждением к тому, чтобы помогать ей, поддерживать и защищать ее. Жена внутренне и естественно соединена с мужем: она есть собственное его тело, а значит не любить ее — это не любить себя!
Сообразно с этим и обязанности, предписываемые жене, не заключают в себе ничего противного ее интересам и достоинству. Она должна любить своего мужа так же, как Церковь любит Господа: Церковь же свято и богобоязненно исполняет Его волю. Жена должна повиноваться мужу как Господу (Еф.5,22): муж является для нее как бы представителем Иисуса Христа, и потому не может предлагать ей каких-либо незаконных требований. Жена же, почитая высокое достоинство мужа, должна относиться к его требованиям с совершенной доверчивостью, покорностью и уважением. Она должна бояться мужа (Еф.5,33) в том смысле, что признает его высокие достоинства, как представителя Господа, высоко ценит его любовь, и боится чем-нибудь дурным обидеть его — подобно тому, как и все мы боимся Бога.
Кто-то, прочитав это, скажет: «Да это же совершенная семья, а нам до нее ой как далеко!». Да — это совершенство любви человеческой, но не состоит ли в стремлении к совершенству жизнь наша? Не задумывались ли вы о том, что, если бы каждый исполнял те немногие заповеди, оставленные нам Спасителем, то мы бы навсегда избавились от ненависти и злобы, гнева и похоти, преступлений и наказаний? Так же и в браке: прочтите Послание апостола Павла к Ефесянам — вот руководство к действию, вот инструкция к супружеству! Будут ли тогда ссоры в семьях, «трудные» дети, разводы? Я думаю, нет. Мужья! Будьте достойны своих жен, а жены — своих мужей!
Кто может и кто не может венчаться?
Православная Церковь, хотя и считает гражданский брак лишенным благодати, однако признает его и отнюдь не считает его незаконным блудным сожительством. Но условия заключения брака, установленные гражданскими законами и церковными канонами, имеют значительные различия. Поэтому, не всякий гражданский брак может быть освящен в Таинстве.
Святой апостол Павел свидетельствует, что семья является «домашней Церковью» (Кол. 4,15). В Церкви собираются единомышленники, те, кто соединен одной верой и стремлением очистить себя и приблизить к Богу. Поэтому, христианский брак возможен, когда муж и жена соединены не только взаимной любовью, но, в первую очередь, жизнью во Христе. В древней Церкви венчание происходило только после взаимного причащения будущих супругов Тела и Крови Христовых. Следуя из этого, не благословляется брак, если хотя бы один из брачующихся объявляет себя убежденным атеистом, пришедшим в церковь по настоянию одного из супругов или родителей. Также венчания не происходит, если хотя бы один из супругов не крещен, и не готов принять крещение перед венчанием.
Для венчания православного с лицом другого христианского вероисповедания (католиком, баптистом и т.д.) требуется разрешение архиерея. Безусловно не венчается брак, если хотя бы один из брачующихся исповедует нехристианскую религию. Но брак, заключенный по инославному обряду, и даже нехристианский, заключенный до присоединения супругов к Православной Церкви, может считаться в силе, если хотя бы один из них принял Святое Крещение.
Препятствием к совершению браковенчания является кровное родство жениха и невесты — отец и дочь (одна степень родства), брат и сестра (две степени родства), дядя и племянница (три степени), двоюродные брат и сестра (четыре степени). В Русской Церкви на основании указа Св. Синода от 19 января 1810 года воспрещен брак только до четвертой степени включительно.
Духовное родство также является препятствием к браку: восприемнику мальчика запрещается вступать в брак с его овдовевшей или разведенной матерью, соответственно и восприемнице девочки с отцом девочки. Попросту, кум и кума не могут стать мужем и женой.
Безусловно, не венчаются люди, имеющие уже законного супруга. В новый брак в этом случае можно вступать только после прекращения предыдущего, вследствие смерти одного из супругов или когда существующий брак расторгнут законным порядком.
Когда расторжение брака считается законным?
Главное предназначение человека — ЛЮБОВЬ. Бог есть Любовь. Где реализуется любовь? В семье. Человек в семье обнаруживает и проявляет любовь к другому. А развод — это принижение, убийство Любви, поэтому к разводам Церковь относится с сокрушением, грустью и болью. Тем не менее, она определяет поводы, при которых расторжение брака является законным. Это:
- прелюбодеяние, т.е. половая связь одного из супругов с посторонним лицом;
- физическая неспособность к брачному сожитию (кстати, не могут вступать в брак скопцы, люди от природы неспособные к половому сожитию или доведенные до такого состояния болезнью, безумные и сумасшедшие, т.к. не имеют собственной воли);
- безвестное отсутствие одного из супругов в продолжение пяти и более лет;
- самооскопление;
- сводничество;
- заболевание проказой и сифилисом;
- противоестественные пороки;
- отпадение от Православия одного из супругов при ходатайстве о разводе другого;
- посягательство на жизнь детей или супруга;
- сутенерство.
На Архиерейском Соборе в 2000 году Церковь к уже существующим, добавила еще четыре условия, являющиеся поводом к разводу:
- заболевание СПИДом;
- хронический алкоголизм одного из супругов;
- употребление одним из супругов наркотиков;
- совершение аборта без согласия мужа.
Вообще, следует сказать, что во все времена Церковь не признавала развода (кроме как развода из-за прелюбодеяния) и не выдавала его. Спаситель говорил: «Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует» (Мф.19,9). А святой апостол Павел прямо писал: «Вступающим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем» (1Кор.7,10-11). Так что развод в церковном сознании рассматривался как зло и грех.
Но как после всякого греха возможно покаяние, так и после развода возможно новое начало и новая жизнь. Святой Епифаний Кипрский говорил: «Кто не может соблюдать воздержание после смерти первой жены, или кто разведется со своей женой по законной причине, как то: блуд, прелюбодеяние, или другое преступление, — не исключается из Церкви Словом Божиим, даже если он возьмет другую жену, или жена — другого мужа; Церковь терпит это ради человеческой слабости.» А апостол Павел подводит черту под этим вопросом: «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1Кор.13,8) и далее: «Если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1Кор.7,9).
По каноническим правилам Церкви, хиротония представляет безусловное препятствие к браку. Монашествующие не могут вступать в брак уже в силу и по смыслу принесенного ими обета безбрачия. Священнослужители «белого священства» вступают в брак до рукоположения своего во священника или диакона. Второй брак им воспрещен.
Что касается второбрачия, то Церковь не поощряет его, и совершенно воспрещает брак «ради похоти». Тем не менее, после законного церковного развода, второй брак разрешается только невиновному в разводе супругу. Виновный в разводе может вторично вступить в брак только после покаяния и пронесения наложенной духовником епитимьи. Третий брак Церковь разрешает, если поводом к разводу явилась смерть одного из супругов. Если же это не так, то оба супруга должны принести покаяние и епитимью.
И еще — в отношении возраста вступающих в супружество: указом Св. Синода 1774 года определено было венчать мужчин, имеющих от роду 15 лет, а женщин — 13. А в 1830 году Высочайшим указом было запрещено венчать браки, если жениху нет 18-ти, а невесте 16-ти лет. Этим правилом руководствуется Церковь и по сей день. Св.Синод также определил в 1744 году не венчать браки лиц, имеющих более 80-ти лет от роду. Объяснялось это тем, что такая глубокая старость противоречит самим целям брака.
Когда не разрешается совершать венчание?
Венчание не совершается:
- в течение всех четырех постов,
- в Сырную седмицу,
- в период от Рождества Христова до праздника Богоявления (в святки).
Не принято совершать браки в субботу, а также накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников, дабы предпраздничный вечер не проходил в шумном веселии и развлечениях.
Кроме того, в Русской Православной Церкви бракосочетание не совершается:
- по вторникам и четвергам (накануне постных дней среды и пятницы),
- накануне и в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа/11 сентября)
- и Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября).
Проще сказать, Венчание совершается по понедельникам, средам, пятницам и воскресеньям, если нет Церковных праздников или постов.
Совершение Таинства Брака
По словам святого апостола Павла, в Церкви все должно быть чинно (1Кор. 14,40). Каждое Таинство в Церкви имеет свое чинопоследование. А Таинство Брака Православная Церковь — сокровищница благочестивых преданий, совершает с особой радостью и веселием. Один из великих Учителей Церкви Тертуллиан говорил: «Бог не запрещает веселиться, когда люди женятся.» Поэтому все время, покуда идет последование Таинства, в храме горят свечи, как символ радости и веселия… Но, все по-порядку.
Итак, с древних времен Святая Церковь установила, что богослужение при венчании будет состоять из трех последований:
- обручения,
- самого венчания
- и разрешения венцов.
Обручение
Сейчас обручение и венчание происходит одно за другим, а раньше между ними проходило довольно много времени. В 1702 году гражданским законом было установлено совершать обручение за шесть (!) недель до венчания! Обручение издревле совершается в Православной Церкви благословением от священнослужителя, молитвою и обменом перстней (колец). О благословении при обручении еще в 1092 году было сказано: «Если священного благословения не имеет, то это обручение не есть истинное». Молитвы, которые Церковь возносит об обручающихся, мы находим в Священном Писании: в Книге Бытия (24,12-15), или в Книге Товита (7,11).Это свидетельствует, что все освящается словом Божиим и молитвою (1Тим. 4,5).
Само последование обручения происходит так: жених и невеста по окончании Литургии, где оба должны исповедаться и причаститься, стоят в притворе храма — жених справа, невеста слева. Священник в полном облачении выходит из алтаря через Царские Врата, держа в руках Крест и Евангелие. Перед священником выносится свеча. Крест и Евангелие он полагает на аналой, стоящий посередине храма…
Кольца, которыми будут обручаться будущие супруги, во время Литургии находятся на правой стороне Святого Престола, пред лицом Божиим, внушая, что Сам Бог сочетает жениха и невесту. В древности вместо колец обручались перстнями, которые в то время являлись именными печатями. И жених, к примеру, давал свой перстень невесте для того, чтобы «принявши попечение о домашнем хозяйстве, имела чем запечатывать вещи, стоящие сбережения» (Климент Александрийский). Посему, взаимно отдавая свои перстни, жених и невеста свидетельствовали, что они вверяют друг другу свою честь, свои права и спокойствие.
Сейчас более употребительны кольца, как символ вечности, не имеющей конца. Таким же вечным должен быть христианский брак. И даже смерть не может его разорвать.
Кольцо жениха — обычно золотое, символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе.
Кольцо невесты — серебряное, как подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом…
…Священник, приблизившись к брачующимся, дает им зажженные свечи, в воспоминание мудрых дев, идущих навстречу Жениху со светильниками. Ибо, не имеющие светильников, отвержены будут от участия в Брачном Торжестве (Мф. 25, 1-12). Также огонь дает тепло, потому зажженные свечи являют радость встречи двух любящих людей. Свечи не даются, если люди вступают в брак во второй или третий раз, потому что навстречу Господу выходили ДЕВЫ (девственники).
После каждения и молитв, испрашивающих благословение новоневестных, священник трижды произносит «Обручается раб Божий … рабе Божией …», трижды творит крестное знамение над головою жениха, и надевает ему на палец кольцо. Затем то же повторяет и для невесты. Кольцо надевается на палец правой руки, знаменуя сказанное в Писании, что правая рука преимуществует пред левой (Быт. 48, 14-18; Исх. 15,6).
После этого, в знак отдания себя на всю жизнь друг другу, а Господу — обоих нераздельным образом, в знак единодушия, согласия и взаимопомощи в предстоящем браке, жених и невеста трижды обмениваются кольцами, при участии друга жениха или священника. В итоге, золотое кольцо остается у невесты, а серебряное — у жениха. Здесь усматривается древняя практика, когда обручение было отделено от венчания на продолжительный срок, и обрученные хранили кольца друг друга у себя, а в момент, предшествующий венчанию, возвращали их, как знак сохраненной любви и верности. «И десница (правая рука) раб Твоих благословится…» — поется в молитве после обручения.
Венчание
Обряд венчания появился в Церковной практике еще в четвертом веке. До этого христиане вступали в брак просто через церковное благословение и гражданский договор. Тертуллиан писал, что истинный брак совершался перед лицом Церкви, освящался молитвою и скреплялся Причастием. Именно Евхаристия являлась печатью брака. И только в 10 веке появился тот обряд, который, с некоторыми поправками, совершается и сейчас.
Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, торжественно входят на середину храма. Впереди них — священник с кадильницей, указывая, что на жизненном пути они должны следовать по Заповедям Господним, а добрые дела их будут как фимиам возноситься к Богу. Во время шествия хор поет 127-й Псалом, где прославляется благословенное Богом супружество.
Жених и невеста становятся на разостланный на полу белый (или розовый) плат перед аналоем, где лежат Крест и Евангелие, и снова объявляют свое свободное произволение соединиться в супружестве и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак. После этого уже совершается само богослужение венчания «молитвою, возложением венцов, чтением слова Божия, питием общей чаши и хождением вокруг аналоя.»
Молитва
Начинается венчание литургическим возгласом: «Благословенно Царство…», которым провозглашается сопричастность венчающихся Царству Божию. Затем священник молитвенно воспоминает таинственное создание первых людей и первое брачное благословение в раю, распространившееся впоследствии на всех людей. В молитве Триединому Создателю мира, благословившему Авраама и Сарру, давшему Исаака Ревекке, сочетавшему Иакова и Рахиль, соединившему Иосифа и Асенефу, благословившему Захарию и Елисавету и от них родшему Предтечу Христова, благословившему брак в Кане Галилейской, Церковь просит даровать и ныне сочетающимся жизнь мирную, долгоденствие, целомудрие, любовь друг к другу, сподобить их видеть чада чад, исполнить их дом пшеницы, вина, елея и всякой благостыни.
Возложение венцов
Теперь наступает самый главный момент Таинства: — возложение венцов. Употребление брачных венцов относится к глубокой древности, еще к Ветхозаветной Церкви. В Книге Песней Соломон изображается «в венце, которым увенчала его мать его в день бракосочетания его, в день радостный для сердца его» (Песн. 3,11). А у пророка Исаии читаем: «возвеселится душа моя о Боге моем: ибо… как на жениха возложил венец…» (Ис. 61,10).
Священник, взяв венец, крестообразно знаменует им жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней стороне венца, произнося: «Венчается раб Божий … рабе Божией … во имя Отца и Сына и Святаго Духа».
Благословив таким же образом невесту, и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник венчает и ее.
Правильнее венцы надевать, а не держать над головой новобрачных, как принято сейчас. Но если держать, то следует это делать друзьям жениха и невесты. Держать венцы надо за одну из его дужек через чистый белый платок.
Возложение венцов имеет глубокий смысл. При благословении Адама и Евы Господь не только сказал им «плодитесь и размножайтесь», но и добавил: «обладайте землею» (Быт. 1,28). Поэтому, увенчанием глав провозглашается честь и слава человеку, как царю творения.
Венцами выражается также честь и слава мучеников Христовых, ибо путь к Царствию Божию — это есть свидетельство Христа, а значит, распятие и страдание. Святой Иоанн Златоуст говорит, что венцы возлагаются на жениха и невесту в знак победы над любострастием. Супружество, которое не распинает постоянно свой собственный эгоизм и самодостаточность нельзя назвать христианским.
Венцы супружеские олицетворяют венцы Царствия Божия. «Восприими венцы их в Царствии Твоем»,- говорит священник, снимая их с головы жениха и невесты, т.е. приумножь этот брак в той совершенной любви, единственным завершением и полнотой которой является Бог.
Чтение слова Божия
Венчание Церковь запечатлевает чтением слов апостола о тайне брака и обязанностях супругов (Еф. 5,20-33). Чтением Евангелия Церковь благовествует о чудесном претворении воды в вино на браке в Кане Галилейской (Ин. 2,1-11), ведь этим претворением Господь освятил и благословил союз супружеский.
Питие общей чаши
Внушая супругам, что их брачное соглашение должно сделать в семье и радость и горе общими, нераздельными, чтобы в семье была единая радость о Господе, священник, по прочтении апостола и Евангелия, и по молитве и благословении подает сочетавшимся общую чашу с вином. Новобрачные попеременно (сначала жених, потом невеста) в три приема испивают вино, уже соединенные в одного человека пред Господом (Быт. 2,24).Отныне у мужа и жены общая жизнь: одна судьба, одни мысли, одни желания, одно тело. В прошлом это была общая Евхаристическая чаша, которая запечатлевала исполнение брака во Христе.
Хождение вокруг аналоя
Последним обрядом Таинства Венчания является хождение вокруг аналоя, означающее вечное шествие, которое уже началось для супругов. Священник, соединив правые руки молодых (см. Тов. 7,12), и покрыв епитрахилью, а поверх — своей рукой, как бы обвив и связав руки их пред Богом, троекратно обводит их вокруг аналоя. При первом обхождении церковный хор ублажает своим пением Пресвятую Деву Марию, родившую нам Спасителя, при втором — прославляет венчавшихся венцом мученическим, внушая и новобрачным приобретать венцы для Царствия Божия, при третьем — прославляет Христа Бога, для славы Коего все должны служить.
Разрешение венцов
По окончании шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами: «Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия». «И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, храняще пределы закона, зане тако благоволи Бог». Затем священник просит Господа воспринять венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем, благословляет их иерейским благословением, и супруги, целомудренным поцелуем, свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.
В конце, новобрачных подводят к Царским Вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста — образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются, соответственно, жених к иконе Божией Матери, а невеста к образу Спасителя. Здесь же священник дает им Крест для целования и вручает им две иконы: жениху — образ Спасителя, а невесте — Пресвятой Богородицы. Эти иконы близкие молодых приносят из дома или приобретают в храме, как родительское благословение.
В конце совершения Таинства, перед отпустом, следует «Молитва на разрешение венцов в осьмый день». Семь дней в Православной Церкви, на основании Писания, дается для великих христианских торжеств. Для принимающих святое крещение и миропомазание издревле назначено семь дней благочестивого празднования перед сложением с себя крещальных одежд и омовения тела. Для говения, заканчиваемого исповедью и Святым Причастием, тоже дается неделя. Принятие священства и иночества празднуют также семь дней. Так и в Таинстве Брака постановлено было (см. Суд. 14,12; Тов. 11,18) праздновать и не снимать брачные венцы в течение семи дней. (В древности венцы были не металлические, а из миртовых или масличных деревьев, поэтому никаких особых неудобств новобрачным они не причиняли…)
Все. На этом обряд Таинства Венчания закончен. Теперь союз супружеский будет всецело в руках мужа и жены. И, если они будут соблюдать супружескую верность и безграничную любовь друг к другу, то с ними и в них будет Христос Бог — Царь мира — ибо Бог есть любовь, и пребывающий в любви — в Боге пребывает, и Бог в нем.
Слава Тебе, Господи!