Медаль преподобного Сергия Радонежского
Медаль преподобного Сергия двух степеней — золотая и серебряная — была учреждена священноначалием Русской Православной Церкви вместе с одноименным орденом в 1978 г. …Золотые и серебряные медали появились в русской наградной традиции раньше орденов. Есть сведения, что золотыми медалями (имеется в виду, что медаль происходит от слова «металл») были награждены впервые участники одного из русских походов XV в.
В обители, основанной столетием раньше «Игуменом Земли Русской», разумеется, не было первоначально ни золота, ни серебра. Даже богослужебные сосуды были деревянные, даже книги — берестяные. Единственным «золотом» в обители были люди — иноки Сергиевой школы. Каждый имел свое трудовое послушание: сам Преподобный Сергий (в Житии сказано, что он обладал ростом и силой двух мужей) пилил доски, рубил избы, носил воду для братии. И каждый, следуя заветам игумена, постоянно трудился: корчевали лес, строили, пахали, писали книги и иконы, воздвигали храмы. Главное дело инока — молитва. Но труд внешний, физический никогда не мешает внутреннему, духовному, как говорят монахи, «умному деланию».
Не надо думать, что великие подвиги — духовные и телесные — удел древних подвижников. Среди наших современников, тихо и незаметно, вершатся иногда, может быть, не меньшие подвиги. И никто из них не ожидает при этом ни похвалы, ни ордена. Скромная медаль, осененная именем и образом преподобного Сергия, с девизом на оборотной стороне «Смирением возвышаемый», — лучшая, пожалуй, награда для этих бескорыстных тружеников.
Медаль святого благоверного князя Даниила Московского
Золотая медаль святого князя Даниила, с надписью «За труд во славу Святой Церкви» на обороте, была учреждена в Русской Церкви вместе с одноименным орденом в год 1000-летия Крещения Руси, в 1988 г.
Труд и добродетель святого Даниила, основателя династии московских Даниловичей, состоял прежде всего в бережливости, верности заветам отцов, медленном, но верном укреплении Московского Державного Центра. Историк В.О. Ключевский так писал о его потомках: «Московские Даниловичи являются во многих отношениях образцами умеренности «и аккуратности. Не блистал особыми доблестями, эти князья совмещали в себе много менее дорогих, но более доходных качеств. Прежде всего, эти князья дружно живут друг с другом. Они крепко держатся завета отцов: «жити за одифн». Они — очень почтительные сыновья: свято почитают память и завет своих родителей. Поэтому среди них рано складывается фамильный обычай, отцовское и дедовское предание. Отсюда твердость поступи у московских князей, ровность движения, последовательность действий; работа у них идет ровной и непрерывной нитью, как шла пряжа в руках их жен, повинуясь движению веретена. Сберечь отцовское стяжание и прибавить к нему что-нибудь новое — вот на что были обращены их правительственные помыслы. Эти свойства и помогли их политическим успехам.»
Эта характеристика как нельзя лучше отражает идеал русского исторического строительства, хозяйственного освоения земли. Эти качества и таланты как никакие другие нужны нам сегодня. Носителей этих талантов и отмечает Церковь медалью, носящей имя святого князя Даниила.
Медаль святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского
Медаль святителя Иннокентия, «апостола Сибири и Америки», учреждена в Русской Церкви в один день с одноименным орденом (в 1997 г.). В центре медали, на голубом эмалевом фоне, — золотой образ великого благовестника. На обороте надпись: «За миссионерские труды».
Огромные просторы России невольно вызывают мысль о необъятном поле для подвигов апостольского православного благовестил. И русские миссионеры с первых веков после Крещения Руси неустанно шли с евангельской проповедью к окрестным языческим народам. Шли не для того, чтобы покорять, подчинять племена и народности своей власти, своим обычаям — шли, чтобы дать просвещение, нравственные устои и хозяйственные навыки, чтобы включить в пространство мировой христианской цивилизации. Следуя благодатным заветам равноапостольных Кирилла и Мефодия, для каждого из бесписьменных народов великой России православные миссионеры в первую очередь создавали азбуку, разрабатывали литературный язык, переводили Священное Писание и богослужебные книги.
Так действовал современник преподобного Сергия святитель Стефан Пермский в XIV в., так же действовал и святитель Иннокентий в XIX в. Их труды и заветы продолжают современные православные миссионеры. При Священном Синоде создан особый Миссионерский отдел, в Белгороде — Духовная семинария с миссионерским уклоном.