Медали

Медаль преподобного Сергия Радонежского

Медаль преподобного Сергия Радонежского 1 степени (образца до 2000 г.)
Медаль преподобного Сергия Радонежского 1 степени (образца до 2000 г.)
Медаль преподобного Сергия Радонежского 2 степени (образца до 2000 г.)
Медаль преподобного Сергия Радонежского 2 степени (образца до 2000 г.)

Медаль преподобного Сергия Радонежского 1 степени (образца после 2000 г.)
Медаль преподобного Сергия Радонежского 1 степени (образца после 2000 г.)
Медаль преподобного Сергия Радонежского 2 степени (образца после 2000 г.)
Медаль преподобного Сергия Радонежского 2 степени (образца после 2000 г.)

Медаль преподобного Сергия двух степеней – золотая и серебряная – была учреждена священноначалием Русской Православной Церкви вместе с одноименным орденом в 1978 г. …Золотые и серебряные медали появились в русской наградной традиции раньше орденов. Есть сведения, что золотыми медалями (имеется в виду, что медаль происходит от слова “металл”) были награждены впервые участники одного из русских походов XV в.

В обители, основанной столетием раньше “Игуменом Земли Русской”, разумеется, не было первоначально ни золота, ни серебра. Даже богослужебные сосуды были деревянные, даже книги – берестяные. Единственным “золотом” в обители были люди – иноки Сергиевой школы. Каждый имел свое трудовое послушание: сам Преподобный Сергий (в Житии сказано, что он обладал ростом и силой двух мужей) пилил доски, рубил избы, носил воду для братии. И каждый, следуя заветам игумена, постоянно трудился: корчевали лес, строили, пахали, писали книги и иконы, воздвигали храмы. Главное дело инока – молитва. Но труд внешний, физический никогда не мешает внутреннему, духовному, как говорят монахи, “умному деланию”.

Не надо думать, что великие подвиги – духовные и телесные – удел древних подвижников. Среди наших современников, тихо и незаметно, вершатся иногда, может быть, не меньшие подвиги. И никто из них не ожидает при этом ни похвалы, ни ордена. Скромная медаль, осененная именем и образом преподобного Сергия, с девизом на оборотной стороне “Смирением возвышаемый”, – лучшая, пожалуй, награда для этих бескорыстных тружеников.

Медаль святого благоверного князя Даниила Московского

Золотая медаль святого князя Даниила, с надписью “За труд во славу Святой Церкви” на обороте, была учреждена в Русской Церкви вместе с одноименным орденом в год 1000-летия Крещения Руси, в 1988 г.

Медаль святого благоверного князя Даниила Московского
Медаль святого благоверного князя Даниила Московского

Труд и добродетель святого Даниила, основателя династии московских Даниловичей, состоял прежде всего в бережливости, верности заветам отцов, медленном, но верном укреплении Московского Державного Центра. Историк В.О. Ключевский так писал о его потомках: “Московские Даниловичи являются во многих отношениях образцами умеренности “и аккуратности. Не блистал особыми доблестями, эти князья совмещали в себе много менее дорогих, но более доходных качеств. Прежде всего, эти князья дружно живут друг с другом. Они крепко держатся завета отцов: “жити за одифн”. Они – очень почтительные сыновья: свято почитают память и завет своих родителей. Поэтому среди них рано складывается фамильный обычай, отцовское и дедовское предание. Отсюда твердость поступи у московских князей, ровность движения, последовательность действий; работа у них идет ровной и непрерывной нитью, как шла пряжа в руках их жен, повинуясь движению веретена. Сберечь отцовское стяжание и прибавить к нему что-нибудь новое – вот на что были обращены их правительственные помыслы. Эти свойства и помогли их политическим успехам.”

Эта характеристика как нельзя лучше отражает идеал русского исторического строительства, хозяйственного освоения земли. Эти качества и таланты как никакие другие нужны нам сегодня. Носителей этих талантов и отмечает Церковь медалью, носящей имя святого князя Даниила.

Медаль святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского

Медаль святителя Иннокентия, “апостола Сибири и Америки”, учреждена в Русской Церкви в один день с одноименным орденом (в 1997 г.). В центре медали, на голубом эмалевом фоне, – золотой образ великого благовестника. На обороте надпись: “За миссионерские труды”.

Медаль святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского
Медаль святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского

Огромные просторы России невольно вызывают мысль о необъятном поле для подвигов апостольского православного благовестил. И русские миссионеры с первых веков после Крещения Руси неустанно шли с евангельской проповедью к окрестным языческим народам. Шли не для того, чтобы покорять, подчинять племена и народности своей власти, своим обычаям – шли, чтобы дать просвещение, нравственные устои и хозяйственные навыки, чтобы включить в пространство мировой христианской цивилизации. Следуя благодатным заветам равноапостольных Кирилла и Мефодия, для каждого из бесписьменных народов великой России православные миссионеры в первую очередь создавали азбуку, разрабатывали литературный язык, переводили Священное Писание и богослужебные книги.

Так действовал современник преподобного Сергия святитель Стефан Пермский в XIV в., так же действовал и святитель Иннокентий в XIX в. Их труды и заветы продолжают современные православные миссионеры. При Священном Синоде создан особый Миссионерский отдел, в Белгороде – Духовная семинария с миссионерским уклоном.