Наперсные кресты
Московским Собором 1675 г. установлено было носить наперсные кресты (энколпионы) сначала одному Патриарху и четырем митрополитам.
В 1742 г. императрица Елизавета Петровна повелела указом возложить наперсные кресты на всех архимандритов, для отличия их от игуменов и иеромонахов, и на своего духовника протоиерея Феодора Лубянского.
Екатерина II также жаловала наперсные кресты своим духовникам и некоторым известным протоиереям.
Но лишь Павел I указом от 18 декабря 1797 г. узаконил наперсный крест в качестве иерейской награды.
В 1814 г. Александр I наградил всех священников — участников Отечественной войны 1812 года бронзовыми наперсными крестами на Владимирской ленте.
После коронации Николая II (22 мая 1896 г.) все священники получили серебряные наперсные кресты.
В дальнейшем роль знаков отличия продолжали играть только золотые или кабинетные наперсные кресты. Кабинетным назывался наперсный крест, выдававшийся из Императорского кабинета — золотой или украшенный дополнительно бриллиантами. Священникам, назначенным в заграничные миссии и храмы, золотой кабинетный крест выдавался по положению. Если они прослужили затем за границей не менее семи лет, этот крест оставался у них — уже в качестве личной награды. Остальные священники и протоиереи могли быть пожалованы драгоценными крестами из кабинета Его Величества лишь по Высочайшему соизволению.
Особой наградой — наперсным крестом на Георгиевской ленте — награждались представители военного и военно-морского духовенства за непосредственное участие в боевых действиях. Первым такую награду получил священник, поднявший роту в атаку после гибели командира при штурме Измаила в 1790 г. В русско-японскую войну 1904-1905 гг. этой награды были удостоены 117 полковых священников.
Кандидаты и магистры духовных академий получали серебряный и, соответственно, золотой крест для ношения в петлице. Доктора богословия, облеченные духовным саном, получали особый докторский крест. (Доктора богословия, не имевшие сана, получали соответствующие нагрудные значки.)
Наперсными крестами, как синодальными, так и кабинетными, могли также награждаться игумений и казначеи женских монастырей. Кроме того, епархиальным архиереям было предоставлено право разрешать принятие и ношение священниками и протоиереями крестов с угашениями, подносимых в качестве дара приходами или благотворительными обществами, если священник уже имел синодальный наперсный крест. При этом запрещалось носить одновременно оба креста — синодальный и подарочный (будь то от усердия прихожан или из кабинета Его Величества). Разрешалось носить второй крест, только если это был специальный крест в память Крымской войны 1853-1856 гг. или полученный за военные заслуги, на Георгиевской ленте. При совершении богослужения разрешалось сохранять на облачении только эти последние.
Памятные кресты и панагии
Особую группу современных церковных регалий составляют памятные кресты и панагии, вручаемые священноначалием пресвитерам и архиереям по случаю выдающихся событий и юбилеев в истории Церкви.
Так, памятные кресты для духовенства и панагии для иерархов были изготовлены в 1971 г. в ознаменование Поместного Собора. Поместный Собор 1971 г. подвел итоги 25-летнему периоду в жизни Русской Церкви с 1945 г. по 1970 г. — время святительства Патриарха Алексия I. Также Поместный Собор 1971 г. избрал нового предстоятеля Русской Православной Церкви — Святейшего Патриарха Пимена. Именно ему суждено было привести церковный корабль к новому историческому рубежу — к освобождению от гнета атеистического государства.
Символом новой наступившей эпохи стало всенародное празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. К этому великому юбилею также был выпущен комплект памятных крестов и панагий.
Становление новых отношений церкви и государства в демократической России осуществляется с 1990 г. под Первосвятительским омофором Святейшего Патриарха Алексия II. Знаком благословения Божия на многотрудное служение Святейшего Патриарха стало второе (после 1903 г.) обретение мощей преподобного Серафима Саровского в 1991 г. Торжества перенесения мощей великого молитвенника и угодника Божия из Ленинграда через Москву в Дивеево всколыхнули тогда всю православную Россию. Это судьбоносное событие стало поводом для создания специальных памятных наперсных крестов и панагий.
Нам, людям нынешнего поколения, выпала редкая удача и огромная ответственность — жить на изломе веков, быть свидетелями и участниками вступления человечества в третье тысячелетие Христовой эры. Особенным стал юбилей 2000-летия Рождества Христова для Русской Православной Церкви, просиявшей в этот знаменательный год целым сонмом новомучеников и исповедников, прославленных в лике святых Архиерейским Собором в воссозданном всероссийском Храме Христа Спасителя. Беспримерное в русской церковной истории празднование было ознаменовано возложением на священнослужителей юбилейных панагий и памятных крестов.