Повальная дракономания, или Чем опасны символические игрушки
Автор: диакон Сергий Епифанцев.
«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона…»
(Откровение Иоанна Богослова, 12:7)
В недавно наступившем новом году особенно заметна антиномия христианского, казалось бы, быта наших сограждан, и обычаев, не только откровенно чуждых нашему народу, но и наносящих непоправимый вред человеческой душе. Люди, знакомые с христианской житийной литературой, знают, что древних мучеников, отдавших свои жизни за Христа, вовсе не заставляли давать торжественные отречения или клятвы. Зачастую достаточно было бросить горсть благовоний на жертвенник государственному идолу. Или воздать божеское поклонение кесарю, например. У каждого времени свои искушения – современные «крещеные» ничтоже сумняшеся впускают в свои дома самых настоящих языческих идолов в виде «символов года», «знаков зодиака» и прочей нечисти. Впускают под видом милой традиции, ничего не значащего баловства. Хотя, по сути, совершают тем самым предательство своей веры. И между тем, многие приходят на исповедь и даже не удосуживаются каяться в этом, мол, это невсерьез…
Но в чем же различие между языческим изображением, принесенным в дом под видом невинного «календарика», и горстью благовоний на языческом жертвеннике или прохождением через какой-нибудь «очистительный огонь»?
И первое, и последнее некоторые называли «невинной традицией». Кстати, само понятие «традиция» генетически восходит к лат. traditio, к глаголу tradere, означающему «передавать». Стоит задуматься, кто передал нам такую «традицию»?
В этом году выбран символ, который ясно демонстрирует, что являют собою и к чему приводят подобные заблуждения наших незадачливых сограждан.
Итак, справка.
Дракон, или змей, в иконографии использовался в качестве символа диавола. Яркое описание дракона как врага Бога было приведено в Откровении Иоанна Богослова, 12:7-9. «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним».
Дракон, изгнанный с Небес, продолжает противостоять Богу. Поэтому его изображают в виде чудовища, яростно пожирающего своих жертв. Дракон является атрибутом св. Маргариты, которая боролась с драконом и победила его, а также атрибутом св. Георгия Победоносца из Каппадокии, сразившего его копьем. Кроме того, дракон появляется на изображениях апостола Филиппа, св. Сильвестра. Попирающий дракона Архангел Михаил символизирует победу над тьмой.
Змей, как символ диавола или сатаны, является искусителем Адама и Евы. «И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела» (Быт. 3:13). Таким образом, змей, как правило, является символом коварного искусителя, ввергающего человека в грех.
Иногда змея изображают у основания Креста: это означает, что Христос, умерший на Кресте ради искупления грехов человечества, победил злые силы, повинные в грехопадении человека.
В христианской символике дракон рассматривается как воплощение сатаны, которого побеждает архангел Михаил и низвергает в глубины преисподней.
Заметьте – изображение этого существа имеется на эти новогодние праздники в подавляющем большинстве домов россиян. А ведь, несомненно, изображение существа связывает с ним того, кто имеет его перед своим взором. И если, как знает каждый христианин, мы, молясь перед иконами, «взирая на образ, умом возносимся к Первообразу», то и взирающий на изображение лукавого получает от этого несомненный и немалый духовный вред. Даже если это изображение лукаво закамуфлировано.
Предвидя возражение, что я привел христианскую символику, а символ восточный, скажу – очень велик шанс блуждающих умов остаться у разбитого корыта, потратив жизнь на попытки соединить в своем сознании взаимоисключающие системы ценностей. Это в большинстве случаев приводит к некоей, если хотите, системной ошибке в разуме таких людей. И к полной неспособности отличать добро от зла, правду от вымысла.
Возможностью остановить это повальное безумие, основанное на тяготении к суеверию, к легким «магическим» путям, состоит не в том, чтобы каждое такое безумие разбирать по полочкам, но в том, чтобы воцерковлять народ. В том, чтобы он захотел воцерковляться. И в ограде церковной отказался от идеологии потребительства, навязанной народу современной системой ценностей. Тогда все встанет на свои места. Но сейчас уж больно обидно видеть эту повальную «драконию», символически иллюстрирующую то, что мiр является тем «вторым господином», которому одновременно с Богом служить попросту невозможно.
Разговор на рынке двух православных людей:
– Маша, а зачем ты игрушку дракона покупаешь, ведь это восточный религиозный символ?
– А у игрушек религии нет.
Ни разу не видела ни одного настоящего православного верующего, который тащил бы в дом подобную ерунду. Гороскопами, приметами, талисманами и прочим интересуются те, кто верит «между делом».
Понятие «настоящий» или «ненастоящий» достаточно условны.Часто выражаются они в плодах веры, в любви, сострадании, понимании ближнего. О каких-то вещах и воцерковленный или воцерковляющийся человек может не задумываться. Все так делают, и я делаю. Все, кто меня окружают, носят медальончики со знаками зодиака, и я ношу. И календарик на предстоящий год с дракошей повешу. Многие люди именно так рассуждают, не задумываясь о глубоком смысле любого символа. Человеку нужно напоминать об этом, а не выставлять претензию о глубине веры. Ее видит Бог. Часто человеку нужно просто сказать о том, что нет нужды носить вместе с нательным Крестиком знак зодиака, и он поймет. Но делать это нужно с любовью. Она и есть мерило нашей веры.