Постный кефир
В праздник Преображения Господня, который отмечают, как известно, в дни Успенского поста, я пришел в гости к своему замечательному другу – монаху брату Геронтию, подвизавшемуся в одиночестве в небольшом домике с приусадебным участком. «Мой маленький скит» – так называет брат Геронтий свое жилище.
– Христос между нами! – по своему обычаю произнес мой друг, приветствуя гостей. Усадив меня в тени под яблоней, он принес чашку холодного кефира: «Угощайся и не смущайся!»
– Как же тут не смущаться? – удивился я. – Пост, а ты кефиром меня угощаешь. Сам нарушаешь, еще и меня соблазнить решил. Не стыдно, брат Геронтий? А еще имя у тебя старческое, сам хвалился.
– Обличил? Ну теперь слушай! Во-первых, отказываться от угощения – неуважение к хозяину. Сам Господь никогда не отказывался и нам заповедал соблюдать сие. Во-вторых, на праздники всегда по уставу полагается послабление поста. Обычно этим послаблением является вино. Но! Видишь ли, в чем загвоздка, мой друг: в сознании как верующего, так и невоцерковленного, но все же воспитанного нравственно человека пост – это отказ от пьянства, сквернословия, курения и прочих пороков. И у мирян вызывает большое удивление тот факт, что в пост можно хоть и немного, но побаловать себя даже алкоголем.
– Интересно ты мысли излагаешь, брат Геронтий. Значит, ты решил вместо вина побаловать себя кефиром?
– Абсолютно верно. Кефир и дешевле (а мы, монахи, – люди небогатые), и полезнее для желудка. Да и соблазна людям меньше. Пусть увидят монаха, пьющего кефир, чем пьющего вино. «Прекрасный дар – вода. Она не нарушает ясность мысли. Вина ж бокал испитый замутняет ум», – так писал в своих двустишиях Григорий Богослов. Соглашаясь с ним, скажу тоже: «Прекрасный дар – кефир!»
– А как же тогда Святое Причастие? – спросил я.
– Смотрю, кефир-то ты выпил, а он хорош. И про Причастие расскажу тебе тоже.
Я посмотрел на чашку и, к своему удивлению, заметил, что незаметно для меня самого она оказалась пуста.
– Что ж, брат Геронтий, наливай еще. Действительно хорош твой постный кефир.
– Постным должен быть не кефир, а душевный настрой. Что толку от всех этих новомодных якобы молочных напитков из сои, овса и прочего, если в твоей душе нет молитвы и покаянных помыслов? Что толку от сухарей и иван-чая, если ты зол на весь мир и осуждаешь каждого встречного? Что толку от праздника, если ты пьешь вино, заедая освященными яблоками, и смотришь телевизор, потому что работать – грех в этот день, тем самым превращая праздник в день празднословия и лени?
Я призадумался. Действительно, в словах брата Геронтия ощущалась та самая реальность духовных заблуждений, которые я сам часто принимал за истину.
– А все же, почему причащают вином, если оно такой соблазнительный напиток?
– Видишь ли, мой друг, Христос пришел в этот мир в той стране и в ту эпоху, где вино и белый хлеб были ежедневными продуктами для всего населения. Вполне возможно, что если бы Он родился где-нибудь в России в XV веке, то вместо белого хлеба и вина Он преломил бы хлеб черный и дал ученикам пить квас вместо вина. Но все случилось так, как Господь задумал. Долгое время учение Христово распространялось по Римской империи, где вино было ежедневным напитком, где рыба считалась пищей бедных, а мясо – пищей богатых. Оттого и в церковных уставах в пост разрешается есть рыбу, а мясо – вне поста. Сейчас-то все наоборот: цены на рыбу повыше, чем на мясо.
– Как же поститься, брат Геронтий? Дай совет. Ведь ты правильно подметил: рыба сейчас дороже мяса, фрукты дороже рыбы, а цена на мед – и вовсе улет.
– Все должно быть по совести, мой друг. Пища должна быть простой, молитва искренней, помыслы чистыми, ну а кефир холодным.
– Кефир? Ну ты шутник!
– Да, мой друг, без шуток нельзя. Они помогают избавиться от уныния, а оно – страшный и смертный грех. Так что? Ты все еще обвиняешь меня в распитии кефира в постный день?
– Как же я могу тебя обвинять, брат Геронтий?! Теперь-то я точно буду знать, какие гостинцы тебе в пост привозить!
Монах Илия Каунников