Покров Божией Матери над душой русской истории
Осень приходит в Россию. Реки из золотых листьев струятся по земле. В небе начинают застывать холодные облака. И именно в эту пору приходит на Русь праздник Покрова Пресвятой Богородицы, весьма чтимый православными христианами.
Предыстория праздника спаяна с Византией или, иначе, Ромейской империей – православным государством Средневековья. Видение блаженного Андрея Цареградского, Христа ради юродивого во время службы во Влахернском храме столичного Константинополя (в X веке) является основой для рождения торжества.
«Житие Андрея Юродивого» (под различными названиями) широко распространилось по Руси в XI-XII вв. Более 200 списков жития сохранилось к нашему времени. Правда, часть из них признается апокрифическими. Но все равно, если учитывать, что сбережению рукописей мешали и сами годы, и условия хранения, и войны, и пожары, то цифра кажется удивительной и свидетельствует об особой популярности этой православной книги.
Итак, в одном из списков жития говорится: «…В четвертом часу ночи блаженный Андрей увидел наяву святую Богородицу, вошедшую через Императорские врата – очень высокую, в сопровождении грозных слуг, среди которых были честной Предтеча и Сын Грома [апостол Иоанн Богослов], поддерживавшие ее с обеих сторон.
И множество других святых в белых ризах шли перед нею и за ней с духовными песнями. И когда она приблизилась к амвону, святой подошел к Епифанию и спросил: «Видишь Владычицу и Царицу мира?»
Тот ответил: «Вижу, отец мой».
И на их глазах она преклонила колени и долго молилась, орошая слезами богоподобное свое лицо. Окончив молитву, она подошла к алтарю и молилась за стоящих там людей.
И помолившись, она сняла с себя сияющий, словно молния, мафорий, который покрывал ее пречистую голову и плечи, и, взяв в свои пречистые руки, – был он велик и страшен – распростерла над стоящими там людьми. Долгое время видели его святые распростертым над людьми и излучающим, словно электр, славу Божью. И пока святая Богородица находилась там, они видели и покров, а когда она удалилась, они его больше не видели, ибо она взяла его, очевидно, с собой, а благодать оставила тем, кто был там».
Это событие тесно привязано к осаде Константинополя варварами. Богородица взяла под защиту и молящихся во храме, и сам город. Враг отступил, не смея перечить Приснодеве.
Празднование во Владимиро-Суздальской земле было учреждено попечением святого благоверного князя Андрея Боголюбского еще в XII веке, коего в летописях иногда называют первым «самодержцем» на Руси.
Важно сказать, что на самом деле смысл Покрова Пресвятой Богородицы гораздо шире, чем это признается людьми, далекими от Православия.
Протоиерей Сергий Булгаков некогда писал: «…Не только 1000 лет назад молилась слезно Богородица, но молится ныне и здесь, и всегда, и всюду, и до скончания века. И не только над присутствующими тогда простерся ее покров, но и над всем родом человеков, и над всем миром и над нами, грешными, сияет осеняющий и спасающий покров Богоматери, хотя и не имеем очей, достойных это увидеть. Божья Матерь посредствует между землей и небом. Она есть любовь и милосердование, милость и жалость, прощение и заступление. Она не судит, но всех жалеет. Она – не правда суда и не суд правды, но материнское предстательство. И на страшном суде Сына своего Она молит праведного судию о прощении».
Покров Пресвятой Богородицы в какой-то степени определяет саму русскую историю – и всемирную историю тоже.
Когда ученые мужи разбирают какие-либо события или явления, соединенные с историческим процессом, то они, сосредотачивая внимание на экономических причинах или политических факторах, совершенно не учитывают влияние Бога на историю. Материализм слишком уж овладел наукой. Причем материализм грубый, сводящий все многообразие жизни к экономике и прагматическому действию. Но ведь нередко происходит такое, что объяснить, исходя только из законов общественного развития, нельзя.
Христофор Антонович Миних, немец на русской службе, генерал-фельдмаршал, ловкий и умный политик и недурственный полководец, еще в XVIII веке изрек: «Русское государство обладает тем преимуществом перед другими, что оно управляется непосредственно самим Богом, иначе невозможно понять, как оно существует».
Можно, безусловно, все списать на недалекость иностранца. Привести массу объективных данных об особенностях становления государственного строя России и расширении территорий, но попасть впросак, если забыть, что наша страна находится под покровительством Матери Господа нашего Иисуса Христа.
Сколько раз казалось, что русская история заканчивается. С начала празднования Покрова Пресвятой Богородицы в XII веке стократно страна наша оказывалась на краю пропасти, когда распад и вражеские воинства, казалось бы, должны были добить обессилевшую и обезумевшую Русь.
XIII век – установилось татаро-монгольское иго, а на западные рубежи надвинулись католические воинские ордена и шведы с немцами.
XIV век – усобицы среди князей и нашествие Мамая, закончившееся великой победой Димитрия Донского на Куликовом поле.
По подсчетам историков за 1228–1462 гг. российский народ вынес не менее 160 войн с внешним врагом, причем часто приходилось воевать с союзами чужеземных государств и правителей. Внутренние конфликты и бунты тоже не стоит забывать…
В последующие столетия происходят постоянные брани с поляками, крымцами, турками и т.д. Причем та же Ржечь Посполита обладала более мощными ресурсами, чем Московская держава. В конце концов, в семнадцатом столетии Польша просто рассчитывала раздавить Россию за счет своей мощи, помощи союзников и предательства внутри московского боярства. Но ведь не случилось…
И потом были страшные войны, особенно жестокие и кровопролитные в XIX-XX веках. Покров Божией Матери над Россией – залог самого существования нашего народа и государства.
Впрочем, наши предки неизменно считали, что наступление иноплеменников есть наказание за собственные грехи. Как не вспомнить слова святителя Димитрия Ростовского: «Мы погибли бы уже за свои беззакония, если бы за нас не предстательствовала премилостивая Владычица…
Мы же, грешные, согласно рассуждению Златоуста, по своему бесчеловечию – скоты и звери: мы угождаем чреву, как медведи, утолщаем плоть, как лошаки, злопамятны, как верблюды, занимаемся хищением, как волки, гневаемся как змии, жалим как скорпионы, коварны как лисица, носим в себе яд злобы, как ехидна…
Но мы имеем дерзновение, мы имеем мысленное облако, покрывающее нас, – Пречистую Деву Марию. На Нее мы уповаем, к Ней прибегаем; под Ее покровом и влас главы нашей не погибнет…»
Покров Пресвятой Богородицы – это радостный праздник, праздник надежды.
Священномученик митрополит Серафим (Чичагов) учит нас: «…Мы празднуем сегодня не только событие, бывшее в Константинополе, но и воспоминание о любвеобильном Покрове Божией Матери над всеми христианами, прибегающими к Ее предстательству и заступлению от бед и напастей. Мы празднуем этот день в честь испытанного каждым из нас в жизни милосердия Богородицы!..
Радуйтесь, хранящие девство и целомудрие! В миру ли вы или в монастырях, но о вас особенно печется Матерь Божия как о самых близких сердцу детях своих…
Радуйтесь, подвизающиеся в вере, желающие спасения! Матерь Божия, конечно, с вами, искренними учениками Сына и Бога Своего, ибо в лице святого апостола Иоанна Сам Христос усыновил вас Богоматери…
Радуйтесь, что имеете такую любвеобильную Матерь, но поболейте сердцем, посетуйте, что столько раз Ее оскорбляли своими грехами. Покайтесь и присоединитесь к тем, с которыми Матерь Божия пребывает во все дни. Аминь».
Осень пришла к нам в гости. Листопад. И холодает нежданно-негаданно. Но в храмах и душах православных тепло… Покров Пресвятой Богородицы…
Александр Гончаров,
кандидат филологических наук