«…Покрой нас от всякого зла честным Твоим омофором»
Если вы зайдете в интернет искать информацию о празднике Покрова Пресвятой Богородицы, то узнаете, что, по преданию, Пресвятая Дева явилась во Влахернском храме в Константинополе в 910 году во время нашествия варваров и защитила жителей города, распростерши над ними Свой омофор – верхний платок. Предание, из которого мы узнаем о чудесном событии – это житие Андрея Юродивого. Если мы откроем «Православную энциклопедию», то узнаем, что жил этот святой в пятом веке, а не в десятом. Ну а если наше благочестие столь велико, что мы прочтем житие, – то увидим, что там нет ни слова о нападении врагов. Но так ли это важно? За что мы любим праздник Покрова? О чем он говорит нам?
Кто такой Андрей Юродивый и когда он жил?
Прежде чем обратиться к сути самого праздника, сконцентрируем свое внимание на человеке, благодаря которому мы отмечаем это торжество.
Из жития святого мы узнаем, что жил подвижник во времена «христолюбивого царя Льва Великого» (V век). Из-за анахронизмов в тексте и сходства с житиями других юродивых католический ученый К. Яннинг, первый издатель жития, предположил, что Андрей жил на пять веков позднее – во времена Льва VI. Архиепископ Сергий Спасский говорит, что в греческих синаксарях имя Андрея Юродивого появляется только в XII веке. Однако церковный историк Антон Карташов приводит текст патриарха Фотия, из которого следует, что события могли иметь место в 866 году.
Житие представляет собой сборник рассказов о жизни святого Андрея и его ученика Епифания. Есть в книге и раздел «Епифаниевы вопросы и ответы блаженного Андрея» о вере и об устройстве мира. Это житие было очень распространено на Руси и повлияло на распространение самой идеи юродства Христа ради.
Андрей был рабом богатого горожанина Феогноста. Юный раб был скифом, не умел говорить по-гречески, и его отправили учиться «святым книгам». Он часто бывал в церкви, читал жития святых. В один момент он увидел видение, после которого решил притвориться сумасшедшим, чтобы уйти от господина и нести подвиг юродства. После этого он ходил по улицам, обличал горожан и нес бессвязные речи, притворяясь безумцем.
Полный текст жития Андрея Юродивого можно найти в приходской библиотеке или интернете. А мы прочтем лишь один фрагмент, который послужил к установлению праздника Покрова Пресвятой Богородицы.
Покров во Влахернском храме (Отрывок из жития)
«Когда совершалось всенощное бдение в святой гробнице, находящейся во Влахернах, отправился туда и блаженный Андрей, творя то, что было у него в обычае. Был там также Епифаний и один из его слуг вместе с ним. А поскольку он обычно стоял, сколько его рвение давало сил, иногда до полуночи, иногда до утра, уже в четвертом часу ночи увидел блаженный Андрей воочию святую Богородицу, очень высокую, появившуюся со стороны царских ворот с грозной свитой. В ее числе были и досточтимый Предтеча, и сын грома, держащие Богородицу под руки с обеих сторон, и многие другие святые, облаченные в белое, шествовали пред нею, а иные следовали за ней с гимнами и песнопениями духовными. И вот, когда они приблизились к амвону, подошел блаженный к Епифанию и говорит: «Видишь ли ты Госпожу и Владычицу мира?» Он же ответил: «Да, отец мой духовный». И пока они смотрели, Богородица, преклонив свои колени, долго молилась, орошая слезами богоподобный и пречистый лик свой. А после молитвы она подошла к алтарю, прося за стоящих вокруг людей. И вот когда она окончила молитву, с прекрасным достоинством сняла с себя мафорий, который носила на своей беспорочной голове и который видом был как молния, и, взяв его своими пречистыми руками, – а был он велик и грозен, – распростерла над всеми стоящими там людьми. И его в течение долгого времени видели дивные сии мужи распростертым над народом и излучающим славу Божию, словно янтарь. И до тех пор, пока была там Святая Богородица, был виден и он, а после того, как она удалилась, его больше не было видно, ибо она, конечно, взяла его с собой, а благодать оставила находящимся там. Епифаний увидел это через посредничество богоносного отца: ведь сам он, имея возможность видеть все это, передал ему свое видение как посредник. Опекая его во всем, он наделял его великолепной славой».
А были ли враги?
В житии Андрея Юродивого, как видим, их не было. В позднейших преданиях – были. И мы знаем благочестивые сказания о благодатной защите цареградцев от варваров. Но так ли важно, от кого именно защищала Пресвятая Дева прихожан Влахернского храма, если мир наполнен сотнями свидетельств о Ее защите и покрове над родом человеческим?
Очень опасно здесь попасться на уловку языческого мышления: «чьи боги круче – те и победят». Очень характерно об этом написано в житии святителя Стефана Пермского. Языческий зырянский жрец говорит святителю: «Наши боги, поругаемые тобой, не погубили тебя только по своему милосердию. Иначе они давно бы тебя сокрушили или скорчили. А что наша вера лучше вашей христианской, это я докажу тебе ясно: у вас один Бог, а у нас – многие боги, споспешники и защитники. Наша вера гораздо лучше вашей и вот еще почему. У нас один человек или двое идут на борьбу с медведем и убивают его с помощью богов, которым они обещают за это кожу. А у вас на одного медведя выходят до ста или до двухсот и более человек, и столь многие едва могут одолеть одного зверя, а иногда и не могут, и, будучи сами истерзаны им, возвращаются ни с чем с охоты».
Нужно помнить, что мы верим в Распятого Бога, Который отдал за нас Свою Жизнь на кресте. И в момент мучительной смерти Он усыновил Своей Матери весь человеческий род словами «Жено! Се, сын Твой». Мы наделены даром, который каждому из нас предстоит осознать и пережить: материнской любовью Пресвятой Девы.
Победа Распятого
Нам страшно признавать себя одинокими в холодном и безразличном мире. Мы очень не хотим страдать. Но если есть перспектива умереть – то уже хотим страдать, только бы жить. Страх сопровождает нас с пеленок до гробовой доски. Мы боимся подлинных опасностей, но не меньше боимся и вымышленных. А еще боимся всего непонятного и пытаемся это как-то себе объяснить. Господь не обещает нам освобождения от страданий: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33).
Замечательно пишет об этом протопресвитер Александр Шмеман: «…почитать Крест… – не значит ли это, прежде всего, – верить в Распятого, верить, что крестный знак – это знак одного потрясающего, единственного по своему смыслу поражения, которое – только в силу того, что оно поражение, только в меру приятия его как поражения – и становится победой и торжеством. Нет, не для внешней победы пришел в мир Христос: Ему предложено было Царство, и Он отверг его… Ведь только тут вся тайна христианства, и потому победа его – в радостной вере, что в этом отверженном, распятом и осужденном воссияла в мир любовь Божия, открылось Царство, над которым никто не имеет никакой власти».
Предстательство непостыдное
Увидеть победу Божию среди страданий и треволнений – непросто. Это почти то же самое, что и увидеть Бога. А для видения Бога, как мы знаем из Нагорной проповеди, нужно очистить сердце. И вот мы этой победы не видим, и нам страшно. И мы просим Покрова у Матери Господа – Пресвятой Девы Марии.
Рассуждая о святых, мы любим говорить о том, что нужно учиться подражать им, научаться добродетелям, в которых они преуспели. Когда же мы говорим о Честнейшей херувим и Славнейшей без сравнения серафим – не дерзаем. И напрасно.
Царица Небесная когда-то была скромной четырнадцатилетней девушкой, к которой пришел ангел с непонятным известием: Она останется девушкой, но родит ребенка. И в сердце Марии было достаточно детской веры, чтобы просто ответить: «Се, раба Господня». И весь Ее земной путь – это чистота, вера и любовь. Ее крест – это оружие, которое прошло Ее душу, как и обещал Ей Богоприимец: «Тебе оружие пройдет сердце, дабы открылись помышления многих сердец…»
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы – не только о Ее явлении во Влахернской церкви. Он – о восприятии Марии как Матери, Которой было усыновлено все человечество. Он – о том, как она принимает в Свое сердце всю нашу боль и страдания. Когда Она стояла перед крестом Божественного Сына, Она приняла всю страшную боль сострадания и Сама стала даром для нас: даром материнской любви и материнского сострадания.
Замечательно говорит об этом богослов ХХ века протоиерей Сергий Булгаков: «… Не только 1000 лет назад молилась слезно Богородица, но молится ныне и здесь, и всегда, и всюду, и до скончания века. И не только над присутствующими тогда… простерся ее покров, но и над всем родом человеков, и над всем миром, и над нами, грешными, сияет осеняющий и спасающий покров Богоматери, хотя и не имеем очей, достойных это увидеть.
Божия Матерь посредствует между землей и небом. Она есть ходатаица мира, возносящего молитвы к Престолу Славы Божией. Она есть любовь и милосердование, милость и жалость, прощение и заступление. Она не судит, но всех жалеет. Она – не правда суда и не суд правды, но материнское предстательство. И на Страшном суде Сына своего Она молит праведного судию о прощении. Грех мира и скорби мира ранят сердце вселюбящее, на злобу и грех она ответствует любовью и слезами, оружие и ныне проходит сквозь сердце ее. Богоматерь плачет о мире. Что это за тайна? Сам мир плачет о себе Ее слезами. Его страдания и скорбь суть и Ее печали, его рыдания суть и Ее слезы… Она – матерь! Она – сердце. Она – земля неоранная…
Если бы очи людские зрели свет Богоматерний в мире, они знали бы таинственно совершающееся мира преображение. Если бы видели ее слезы, дрогнули бы и растопились жестокие сердца. Ибо не может быть такого окамененного сердца, которое не растопилось бы пред этой любовью, о нем милосердующей. На злобу – любовь, на грех – слезы, на хулу – прощение, на вражду – благословение».
Радуйся, Радосте наша! Покрой нас от всякого зла честным Твоим омофором!
Протодиакон Сергий Епифанцев