Поговорим о «Душе»

Недавно в интернет-сети появился полнометражный анимационный фильм студии Pixar Animation «Душа» режиссера Пита Доктера. Он привлек внимание как детской, так и взрослой аудитории. В то же время фильм вызвал и серьезные разногласия по поводу его мировоззренческой концепции. Религиовед, кинорежиссер и продюсер Ирина Дядченко в своей рецензии на мультипликационную работу дает оценку фильму в свете православного учения о душе и традиций Православия.

Исследование души в силу ее метафизической природы и ограниченности ее познания – самая сложная методологическая задача. Тем не менее тема существования души издавна привлекала не только богословов, но и людей творческих: поэтов, писателей, живописцев, а сегодня – и кинематографистов.

Сюжет фильма не отличается новизной: музыкант Джо Гарднер мечтает о большой сцене, но всю жизнь проработал учителем музыки в школе – удача обходит его стороной.  И вот внезапно он получает приглашение аккомпанировать известной джазовой певице. Джо идет по улице, от радости не глядя под ноги, и проваливается в люк, и пока он в коме лежит в больнице, его душа оказывается в некоем месте, в христианской традиции именуемом «тот свет», где ему предлагают выбор: или умереть окончательно, или стать наставником одной из душ пока еще не рожденных детей. Джо выбирает второй вариант и становится наставником, «коучем» – по-современному, у души под номером 22, обладающей довольно неприятным характером, которую не смогли перевоспитать ни мать Тереза, ни Коперник, ни Карл Юнг, ни другие великие души великих людей. Душа номер 22 явно страдает депрессией и не видит смысла в своем нахождении на Земле, ведь, по ее мнению, там нет ничего интересного. Впрочем, ее жизнь в «Великом До» тоже не отличается содержательностью, ей скучно и здесь. И дальше, как вы уже можете догадаться, на протяжении фильма Джо помогает номеру 22 найти смысл в земной жизни и в результате сам выходит из комы и получает второй шанс осуществить свою мечту.

Фильм получил повсеместную похвалу критиков и зрителей, а после выхода в прокат имеет широкий кассовый успех в мире и в России. И многие православные родители говорят о правильных посылах фильма. Пришлась по душе картина жизни после жизни и жизни до жизни и главная идея фильма – поиск своего предназначения в жизни. Авторы создали такой чудный «тот свет» в розово-голубых тонах, довольно привлекательный как минимум тем, что в пространстве этого фильма не существует ада. Все ровно и гладко, такой  клуб по интересам. Возникает соблазн использовать фильм как пособие в миссионерской деятельности, особенно у тех миссионеров, которые боятся отпугнуть своих слушателей чрезмерно суровой правдой о посмертной участи души.  

Для начала попробуем ответить на вопрос: религиозен ли этот мультфильм?  В одном из интервью режиссер картины Пит Доктер, рассуждая о философско-теологической составляющей «Души», сказал: «Мы провели тонну исследований, чтобы понять, как разные религии отвечают на эти вопросы [о том, что есть после смерти, а также природе души]. Наш мультфильм больше философский, чем теологический. Он пытается ответить на вопрос: зачем мы живем? И что в нашей жизни является действительно важным?» Таким образом, сами авторы предостерегают нас от того, чтобы мы рассматривали этот фильм как богословски выверенный труд, соответствующий канонам какой-нибудь религии. И все же отсылки к религиозным учениям в фильме есть, они видны невооруженным глазом. Это идеи существования некоего «Великого До», в котором обитают души пока еще не рожденных детей. Это упрощенная трактовка неоплатонизма и его концепций предсуществования души до рождения тела. Это иерархия душ.  Это идеи о переселении душ, взятые из индуизма и брахманизма. Идея о бессмертии души и существовании загробной жизни после смерти заимствована у авраамических религий. То есть авторы пошли по пути, именуемому в народе «и вашим и нашим» – взяли ото всех понемногу и создали такой религиозный «микс», который не отдает предпочтение ни одной из религий и не затрагивает ничьих религиозных чувств, потому что он слишком легкомысленный для того, чтобы воспринимать его всерьез с богословской точки зрения. В то же время он играет на идеях, которыми одержимо современное светское общество: поиск себя, своего предназначения, смысла жизни.

Пытаясь рассказать о душе религиозными терминами и понятиями, авторы фильма полностью исключили из своего рассказа Бога. Впрочем, как и диавола. Их нет. В принципе. Нет борьбы, нет выбора, нет понятия греха, нет разделения на добро и зло – есть только сплошное блаженство для всех без исключения в обществе спокойно-равнодушных наставников. 

В фильме души предстают как имеющие некую материальность существа, при этом их внешний вид меняется в зависимости от положения, занимаемого конкретной душой: души еще не рожденных детей похожи на шкодливых младенцев; души, окончившие свой земной путь, похожи на взрослых и имеют черты, придающие им сходство с теми людьми, в телах которых они находились до их кончины; есть еще и наставники, которых всех до единого зовут Джерри и которые имеют вид странных квантовых сущностей, изображаемых авторами в духе Пикассо. Впрочем, нет достаточной уверенности в том, что это именно человеческие души – авторы умалчивают об их происхождении. 

Однако святыми отцами человеческая душа рассматривалась как бестелесная, по сравнению с грубой материальностью человеческого тела. Они признавали наличие у души некоей тонкой телесности. Следуя святым отцам, тварное, а значит, и обладающее определенной мерой вещественности и телесности естество человеческой души отлично от совершенно невещественного и бестелесного естества Бога: «Бестелесной же и невещественной она называется по сравнению с нами, – говорит св. Иоанн Дамаскин, – ибо все, сопоставляемое с Богом, Который один только несравним [ни с чем], оказывается и грубым и вещественным, потому что одно только Божество поистине – невещественно и бестелесно».

В фильме «Душа» есть представление о том, что после смерти человек может возвратиться на Землю в другом теле. Согласно многим опросам, идею реинкарнации разделяет большая часть населения планеты, и надо особо отметить, что эта теория получила распространение и среди заметной части населения стран христианской традиции. В какой-то момент сюжета душа Джо оказывается в теле упитанного полосатого кота, а душа номер 22 – в теле Джо. Идея переселения душ, сама возможность свободного перемещения души от тела к телу чужеродна для православного учения о душе. Она взята из других религий и к христианству отношения не имеет. 

Мультфильм «Душа» многие предлагают рассматривать как красивую и в чем-то даже поучительную сказку, например, о важности самореализации, поиске своего места и своего дела в этой жизни. Но за «спиной» добрых дел очень часто скрывается зло. «Образ будущего» как позитивную модель ожидаемого будущего одним из первых стал использовать в качестве самостоятельной категории нидерландский социолог Фред Полак в своей работе «The Image of the Future» (1961 г.). Им было задано направление исследований, предполагающее, что наши субъективные образы будущего во многом определяют реальный ход событий. В случае с детьми и фильмом «Душа» – этот «образ будущего» закладывается ребенку в подсознание и в дальнейшем будет влиять на его образ мыслей и поступков. Благодаря методам образного воздействия создатели новой идеологии проникают в разум и душу детей и формируют нужную им систему ценностей. В мире разворачивается долгосрочная и продуманная кампания по вытеснению из общественной жизни христианского мировоззрения. А что же в России? Одно из двух: либо гибельный европуть, либо воспитание наших детей в духе и традициях Православия.

Ирина Дядченко
Изображения с сайта kinopoisk.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 10 = 13

АРХИВ ГАЗЕТЫ