Подвиг христианина

Милосердный самарянин. Изображение с сайта pinterest.ru

Когда мы совершаем делание Великого поста, перед нами встает вопрос о том, какие добрые дела и какие благие поступки мы должны совершать. В христианской традиции такие делания именуются ни много ни мало – подвигами. И в этой связи я хочу поразмышлять над тем, что такое подвиг и героизм.

Отмечу, что зачастую мы неправильно трактуем эти понятия, и часто в контексте поста подвиг мыслится нами как некий отказ от чего-либо. А некоторые, развивая это представление, видят подвиг как исключительно отказ от определенной пищи. В этой связи интересно проследить искажение понятия слова «подвиг».

Если мы откроем любой толковый словарь (подойдет даже из Интернета), то увидим, что подвиг означает не только отказ от неких благ. Под подвигом подразумевается какое-либо действие, поступок, который непременно направлен на спасение и помощь кому-то, то есть имеет прямого адресата. И совершается это действие в неких трудных условиях. Героизм по сути синонимичен подвигу.

Вынести человека из огня или спасти кого-то от беды – это примеры классического понимания подвига. Если мы перенесем это понимание на нашу духовную жизнь, то с удивлением обнаружим, что такого рода подвиги в ней фактически отсутствуют. Потому что мы не понимаем, кому должен быть адресован наш подвиг.

Для чего я отказываюсь от скоромного, когда я пощусь? Для того, чтобы высвободить свою энергию для некоего особого действа. Я жду, что в результате моей аскезы освободится место для чего-то иного, не бытового. Но для чего и ради кого именно?

Говоря о подвиге, необходимо помнить, что положительная его составляющая не утрачивает и не должна утрачивать своей актуальности. Если мы обратимся к истории подвижничества, то заметим удивительные для себя вещи. Так, в «Древнем патерике» рассказывается о жизни и трудах преподобного Антония Великого. В этой книге можно найти очень любопытный пример его подвижнического делания. Однажды святой молился о том, чтобы Господь показал ему, как достичь духовного совершенства. И Бог открыл ему свою волю, сказав: «Иди в Александрию, Я покажу тебе человека, меры которого ты еще не достиг». Антоний отправляется немедленно в Александрию и оказывается в доме обычного сапожника, который чинит обувь, вполне доволен своей скромной долей и никого не осуждает ни при каких обстоятельствах. Он тихо делает свое нужное дело, не рассуждая о степени его доброделания, но он действительно берет на себя подвиг, отказывая себе в осуждении других.

У входа в приют по адресу ул. Лурмель, 77. Вторая справа — мать Мария Скобцова. Фото с сайта righteous.yadvashem.org

Если мы с вами попробуем воплотить в жизнь этот подвиг, то для многих из нас он окажется неподъемным и невыполнимым.  Жить всю жизнь, не осуждая никого, наверное, самое сложное, что сегодня человек может сделать. Мы, переполненные информацией из разных источников, не сможем вытерпеть и часа.  

А ведь святость, стремление к такому подвигу свойственна была не только древним мужам и женам. Обратясь к примерам современной святости, мы можем увидеть поразительные образцы христианского подвижничества. Мне на память сразу же приходит преподобная Мария Скобцова. Она приняла монашество во Франции в годы Второй мировой войны и главным ее монашеским деланием стала помощь обездоленным и брошенным людям, таким же эмигрантам, как и она сама. Представьте, каждое утро она идет на рынок, чтобы купить побольше еды на свои скудные средства, чтобы накормить людей. Она собирает по всему Парижу тех, кто бежал из России, спасаясь от ужасов гражданской войны и революции. Она объединяет их, дает им кров и пищу и в этом находит свое предназначение. И это предназначение доходит до финальной точки в концентрационном лагере, когда мать Мария за несколько месяцев до освобождения лагеря меняется местами с человеком, которого должны были казнить. Она идет на смерть вместо этого человека. Понимая, что Победа близка и что скоро всех узников освободят, она предпочитает смерть, чтобы другой человек жил.  

Такого рода подвижничество ведет к святости, к единению с Богом. В русской эмиграции подобных примеров было много.

Митрополит Вениамин (Федченков) после богослужения. Изображение с сайта pravoslavie.ru

Так, митрополит Антоний Сурожский, будучи еще молодым человеком, вспоминал, как однажды вечером он пришел в гости к митрополиту Вениамину (Федченкову) и увидел, что владыка, завернувшийся в монашескую мантию, лежит в коридоре и не заходит к себе в келью. Юноша (будущий митрополит Антоний) спросил Вениамина: «Почему вы не у себя в келье?» На что владыка ответил: «У меня в келье – рай». В этот момент дверь приоткрылась, и молодой человек увидел, что в келье владыки Вениамина спит очень много людей – бездомных и нищих.

Удивительно, что чаще всего именно те, кто сам пережил какие-то тяжелые жизненные обстоятельства, находил в себе силы и возможности для того, чтобы отказаться от чего-то ради Христа. Такие люди отдавали свои материальные блага, время и внимание другим.  Это ровно то измерение подвига, о котором нам нужно помнить всегда.

Плодом каждого подвижнического действия христианина должна быть в первую очередь любовь. Любовь, радость, мир, долготерпение, кротость, милосердие, вера – вот те составляющие, которые вполне могут стать плодами нашего поста, а не только отказ от скоромного. Отказ от гнева и стремление пребывать в радости Господней тоже могут стать плодами нашего поста.

Изменение собственной повседневной жизни, самой что ни на есть мирской и обыденной, тоже может стать добрым плодом Четыредесятницы.  Ведь мы часто делим жизнь на серые будни и яркие праздники, но жизнь каждого из нас состоит сплошь из будней. И только способность переживать нашу повседневность в свете Христова Евангелия, в свете покаяния, может преобразить нас. Когда мы сможем ежедневно преодолевать свою унылую повседневность, вставая с дивана ради помощи другим, можно считать, что мы одержали победу. Давайте совершать такие подвиги, и поможет нам в этом Господь!

Протоиерей Максим Горожанкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 10 = 20

АРХИВ ГАЗЕТЫ