«Подростки не видят смысла жить…»
Жизнь каждого человека – великий дар Божий. Ужасно видеть, как кто-то решает, что он вправе распоряжаться этим даром и уничтожать его. Все мы помним май 2021 года, когда в одной из школ Казани произошла катастрофа: в результате теракта 9 человек погибли и 32 пострадали. 26 сентября 2022 года очередная трагедия случилась в Ижевске – там вооруженный мужчина ворвался в школу и начал беспорядочную стрельбу. Погибли 17 человек, из которых 11 – дети разного возраста, более 20 человек получили ранения.
Невозможно сохранять спокойствие, читая такие новости. Страшно представить, что пережили учителя, дети и их родители. После каждого подобного случая и у родителей, и у детей, особенно подростков, возникает много страхов и вопросов. Почему жертвами чаще всего становятся школьники? Как оградить ребенка от опасности? Что делать подростку, который чувствует внутреннюю агрессию? На эти и другие вопросы отвечает врач-психиатр и психотерапевт кандидат медицинских наук Надежда Кущева.
– Надежда Сергеевна, многие задаются вопросом: почему человек решается на такие жестокие поступки? Сейчас нередко говорят о психологических травмах детства, которые якобы могут влиять на дальнейшую судьбу человека. Действительно ли детские обиды могут превратить человека в преступника? Или все-таки дело в его психическом нездоровье?
– «Колумбайн» («скулшутинг» – вооруженное нападение на учащихся внутри образовательного заведения) – подпольное движение, которое ранее было известно только в США. К сожалению, оно быстро набрало популярность в России, хотя на территории нашей страны запрещено.
Маргинальные группы появлялись в обществе всегда и по разным причинам. Как правило, их составляли люди, имеющие различные психологические и психиатрические проблемы.
К сожалению, сегодня даже колючая проволока, камеры и вооруженная до зубов охрана Росгвардии не гарантируют нашим детям полную безопасность. Во всех религиях убийство – это страшный грех. Именно понимание добра и зла, ценности человеческой жизни и вообще религиозных ценностей являются основой здорового общества. Но наше общество болеет отсутствием идеологии, духовности и традиционного воспитания. В здоровом обществе появление идеи «колумбайн» было бы невозможно.
Причинами любого преступного поведения действительно могут стать детские травмы: буллинг в школе, негативные переживания, проблемы в отношениях с окружающими.
Почему преступления совершаются в учебных заведениях? Возможно, будучи ребенком и находясь в этом месте, человек получил негативный опыт. Но на тот момент, когда он переживал, у него не было возможности ответить. Большую роль играет современная агрессивная окружающая среда. Взрослые и дети сегодня часто используют лексику агрессии, смотрят фильмы о насилии, играют в жестокие компьютерные игры.
Но в случае ижевской трагедии рассуждать о детских травмах у 34-летнего мужчины не совсем логично. Это психическое расстройство, тяжелое и хроническое. На диспансерном учете у психиатра Казанцев состоял много лет. Здесь много вопросов к нашей психиатрической системе наблюдения, недобровольной госпитализации, а также к родным и близким этого человека. Конечно, не всегда можно предугадать, что человек с психиатрическим диагнозом пойдет на преступление. В таких ситуациях нужно наблюдение – нет ли изменений в поведении, чем занимается, контроль за приемом медикаментов и другое.
– Как родителям предупредить и предотвратить появление такой агрессии у ребенка?
– Порой в погоне за материальными благами родители не знают, как и чем живут их дети. Не знают, о чем они беседуют друг с другом, что читают и читают ли вообще. Детям не хватает заботы ни дома, ни в школе. Так дети теряют цель жизни. Начинают раздражаться, проявлять агрессию. Поэтому прежде всего нужно попробовать понять мотивы ребенка, разобраться в его негативных переживаниях.
Самый простой способ снять напряжение – любая активная деятельность, физические упражнения. В раннем возрасте ребенка можно занять каким-то творчеством, спортом. Агрессия не знает пола, она есть у всех.
У мальчиков ее больше, это биологически заложено. Ее надо не подавлять, а направлять в нужное русло. Если мы не сможем их чем-то заинтересовать, то они найдут уже другие, не самые лучшие интересы на стороне.
Что касается учебных заведений, то там должен работать профессиональный психолог, который поможет детям справиться с тяжелым опытом.
И родителям не нужно бояться самостоятельно обращаться к специалистам. Если отправили к психологу, врачу – не надо впадать в панику, просто сходите. К сожалению, многие родители просто списывают все на «подростковый возраст» и не решают проблему.
– Многие сейчас говорят, что именно гаджеты плохо влияют на детей. От чего действительно стоит ограждать юное поколение?
– В XXI веке запретить детям пользоваться телефоном или компьютером вряд ли получится. Они необходимы для учебы, работы, социального взаимодействия.
Конечно, компьютерные игры захватывают внимание детей. Есть исследования, которые говорят о том, что некоторые из них улучшают концентрацию внимания. Но у всего есть обратная сторона. Разумеется, видеоигры с агрессивным посылом опасны для лабильной психики ребенка. Чтобы гаджет не стал триггером подростковой агрессии, родителям необходимо знать, во что играет ребенок и сколько по времени. Если ребенок продолжает ходить в школу, общаться с друзьями, у него есть хобби и поведение не меняется, то игра – это лишь один из способов развлечения. Можно дозированно разрешать игры развивающего характера. Но если у ребенка кроме игр нет интереса ни к чему другому, то это тревожный сигнал.
– Многие мальчики в детстве играли в «стрелялки», мастерили пистолеты из палок. Такие игры тоже могут плохо сказываться на психике?
– Игры «в войнушку», с игрушечным оружием – это то, что помогает детям чувствовать себя сильным и ловким. Исследования не подтверждают прямую связь между «стрелялками» с игрушечным оружием в детстве и агрессией во взрослом возрасте. На самом деле в таких играх речь идет о победе и поражении, учении ставить цели и самовыражении. Маленький ребенок не чувствует себя сильным, а с оружием (пусть и игрушечным) – герой! Игры с детским оружием (а им может быть палка, карандаш и палец), особенно в компании друзей, помогают им учиться вести себя в конфликтных ситуациях, искать различные подходы, сценарии поведения, выражать эмоции и как раз-таки сбрасывать раздражение. Поэтому совсем отказываться от таких игр, наверное, не стоит.
Главное, наблюдать за ребенком в процессе. Если в любой игре проявляется агрессия – останавливайте. Даже если это маленькие девочки, которые играют в «дочки-матери». Повторюсь, причины появления насилия и агрессии – во влиянии окружающей среды. Здесь игрушки ни при чем. «Войнушки» с деревянным пистолетом становятся жестокими под влиянием просмотра кровавых фильмов ужасов. Красочные компьютерные игры с реалистичными сценами убийств повышают агрессию подростка из-за излишней вовлеченности и нездоровой фантазии.
Сегодня мы наблюдаем значительный рост депрессивных состояний у молодежи. Подростки не видят смысла жизни, «потому что мы все умрем», «незачем жить», не испытывают никаких желаний, будущее рисуют только в черных тонах. Если вы услышите такие фразы от своего ребенка, проявите бдительность: так ребенок может готовиться к преступлению в реальной жизни.
– Вопросы психологического здоровья беспокоят не только взрослых, но и детей, особенно подростков. Что вы посоветуете ребятам, которые чувствуют, что у них начинает «закипать внутри»? Как справиться с переживаниями, к кому обратиться?
– Не забывайте, что ваши переживания важны. Конечно, может казаться несправедливым, когда вас не понимают: дома ругают родители, в школе отчитывают учителя или обижают друзья. Мы можем переживать обиду, горе, чего-то бояться, с чем-то не соглашаться, и в итоге – раздражаться.
Агрессия – это наша эмоция. Надо постараться понять истинную причину негативных эмоций. Можно найти в своем окружении доверенное лицо и поговорить с ним. Это поможет снять раздражение, разложить переживания «по полочкам». Таким лицом может стать папа или мама, сосед, друг, священник, учитель – тот человек, который может слушать, которому доверяем.
Надо найти способы снятия напряжения. Самое главное – умение вовремя «распознать» вспышку и постараться переключиться на что-то другое. Например, можно побить подушку, боксерскую грушу, покричать, попеть песни, порвать ненужные бумажки, просто пробежаться вокруг дома, отжаться от пола. Найдите отдушину – дело, которое вам нравится. И никогда не бойтесь обращаться за квалифицированной помощью к психологам.
Беседовала Анастасия Грищук