Почему люди пьют? О причинах пьянства – в День трезвости
День трезвости отмечают в праздник Усекновения главы святого пророка Иоанна Предтечи. Почему усекновение, убийство и вдруг – праздник? Потому что правда Божия восторжествовала. Потому что великий аскет и пустынник не только жизнью, но и смертью обличил своего убийцу – Ирода. Мы легко можем представить себе библейского тирана зажравшимся, развратным и мерзким персонажем, с которым у нас нет ничего общего. Но не спешите: в каждом городе, на каждой улице есть свои «ироды». Они обыкновенные люди, не гротескные злодеи и разбойники. Просто они не любят, когда указывают на их грехи, а когда выпьют, могут «сболтнуть лишнего» или пообещать что-нибудь невыполнимое. Ну мало ли, с кем не бывает…
Антипримеры
Антипримеры нужны нам, чтобы не стать такими, как они. Чтобы остерегаться греха и предвидеть его последствия.
«… Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла. Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его. Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, – дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя.
Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей.
И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей» (Мк. 6:17–28).
Итак, Ирод Антипа – реальный правитель Галилеи и Переи, сын Ирода Великого и самарянки Малтаки. После смерти отца Антипа и его братья, Филипп и Архелай, разделили между собой правление Иудеи. Разрешение на правление им выдал римский император Август. Архелаю он предоставил более престижный титул этнарха и обещал возвести в царское достоинство, если он проявит себя. А Антипа получил более низкий титул тетрарха. Эти подробности известны из трудов древнееврейского историка Иосифа Флавия. Он же сообщает имя дочери Иродиады – Саломея.
Из Евангелий мы узнаем, что Антипа незаконно сожительствовал с женой своего брата Филиппа – Иродиадой. Иоанн Креститель публично порицал правителя за этот грех. Ирод посадил пророка в темницу.
По Марку, Антипа был против казни Иоанна, «зная, что он муж праведный и святой» (Мк. 6:20), и согласился на нее лишь потому, что пообещал дочери Иродиады выполнить любое ее желание.
По Матфею, Антипа и сам «хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка» (Мф. 14:5).
Это вовсе не противоречие: человеческая натура непостоянна, мотивы и намерения меняются в его рассудке, как узоры в калейдоскопе. Так или иначе, смертный приговор величайшему из пророков Ирод вынес не в зале заседаний, а на хмельной пирушке. Характерно, что пьяный правитель обещает дать танцовщице все, что она попросит, даже до половины царства. С таким же успехом тетрарх, ставленник Рима, мог бы пообещать ей половину Луны. Если разобрать эту трагическую историю на детали, каждая из них – вполне бытовая. Праздничный банкет на день рождения; блудная страсть выпившего начальника, который увидел танец молодой девицы; глупое, пьяное обещание; еще более глупое желание «отвечать за слова»; трагическое убийство.
Мог бы Антипа не убивать Предтечу? Конечно, мог. Но, простите, перед собутыльниками неудобно. Как там в тексте: «…ради клятвы и возлежавших с ним…» Почему для пьяного начальника жизнь пророка оказалась менее ценной, чем глупое застольное обещание? Почему люди делают глупости, убивают себя и других? Давайте поразмышляем.
Пить нельзя
Скажите честно, вы слышали, что пить алкоголь вредно? Что пьянство – большой грех и причина несметного количества убийств, семейных драм, разрушенных жизней и погибели душ? Наверняка слышали. А знаете хоть одного человека, который не слышал об этом ни разу в жизни? Ну вот так, чтобы пил, пил, а потом к нему подошли и говорят: «Не пей, пожалуйста, это вредно!» А он такой: «Ой, и правда вредно! Не буду больше». И перестал пить. Я ни одного не знаю. В Новом Завете есть отрывок, поразмыслив над которым, можно понять, почему людям нравится вредить себе – убивать свои тела, храмы своих душ, пьянс-твом, чревоугодием, блудом, курением, наркотиками и прочими гадостями.
«…Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием, но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим. 7:15–23).
В нашем теле есть какой-то «иной закон», который заставляет нас делать всякое непотребство и разрушать свою жизнь. Он называется «грех», и он всегда паразитирует на естественных нуждах человека. У каждого греха есть какие-то приманки, на которые он ловит человека, обещая ему удовольствие.
В конце концов человек получает разочарование и ад. Исключение, наверное, только зависть – там ад начинается сразу, никакого тебе удовольствия! В случае же с пьяницами все начинается очень весело и задорно, например, с веселого и шумного застолья. Или «задушевных разговоров по душам».
Люди всегда желают себе добра. Умственно здоровый человек не будет вредить себе: если кто-то отпиливает себе ногу, то мы сейчас не о нем – это к психиатрам. Есть какие-то причины, по которым человек чувствует, что в состоянии опьянения ему лучше. Есть какие-то точки, в которых человек решает – алкоголь будет частью его жизни.
Культурное питие
Малышами мы видели, как взрослые сидят за праздничным столом. Ребенок выучивал стратегию: пьют взрослые, им от этого весело, спиртное – это праздник. «Мам, можно попробовать?» – «Ты еще маленький, тебе нельзя! Вырастешь – попробуешь». А что ребенок хочет больше всего? Правильно, стать взрослым любыми способами. Есть, конечно, и более печальные сценарии.
Например, ребенок живет с пьющими родителями и для него спиртное – это беда. Это пьяный папа, который бьет маму, и прочие ужасы бытового пьянства. Но, увы, и в этом случае он привыкает к тому, что это норма.
Так или иначе, человек входит во взрослую жизнь и встает перед ложным выбором: быть умеренно пьющим человеком или пьяницей. Ложный этот выбор потому, что есть еще один вариант, который от нас скрыли: АЛКОГОЛЬ МОЖНО НЕ ПИТЬ ВООБЩЕ.
Не бывает так, чтобы человек выбирал: стану-ка я пьяницей. Или алкоголиком. Большинство из нас решают быть культурно, умеренно пьющими людьми. И я сам, и, возможно, вы, дорогой читатель, и многие, многие наши соотечественники – жертвы этого ложного выбора, навязанного нам «культурой пития». День трезвости – повод вспомнить об этом.
Протодиакон Сергий Епифанцев