Победившие императора. Когда вера оказалась сильнее меча и дороже денег

Мученичество святого Маврикия. Художник Эль Греко, 1581 год

На рубеже III-IV веков от Рождества Христова Римская империя начала постепенно приходить в упадок. Хотя римские легионы были еще достаточно сильны и наводили страх на соседей, сам Древний Рим постепенно превратился в скопище людей, которые позабыли свою национальную принадлежность и беспечно прожигали жизнь. Когда император Диоклетиан пришел к власти, он осознал необходимость что-то менять в управлении империей. При нем была создана уникальная система власти – тетрархия. Территория империи была разделена между двумя равноправными императорами-августами, которые избрали себе заместителей – цезарей. Однако это привело к тому, что Рим потерял значение главного административного центра империи: каждый из тетрархов избрал себе свою собственную столицу.

Одним из кесарей Диоклетиан избрал полководца Галерия Гая Валерия Максимиана, который позже стал и императором-августом восточной части державы.

Современники по-разному оценивали этого человека, происходившего из крестьянской семьи из Дакии. В детские годы он сам пас скот. А потом, не захотев судьбы предков, просто сбежал наемником. По сути он был типичным солдафоном, который жил под девизом «Приказы решают все».

Считается, что именно Галерий явился инициатором гонений на христиан при Диоклетиане. В целом равнодушный ко всем богам и демонам, он полагал, что христианство подрывает государственную религию – язычество – и этим ослабляет управленческую систему.

К началу IV века христианская проповедь серьезно потрясла языческие устои. Среди христиан находились и весьма образованные люди, и политики, и риторы, и военные. Так как большинство императоров этого периода времени часто напрямую зависело от армии, то и ее верность почиталась важным достижением. Христиане, никогда не предававшие своих полководцев, в отличие от воинов-язычников, готовых перебежать к более богатому хозяину при условии увеличения платы, часто пользовались расположением военачальников.

Однако Галерия это не смутило. Он искренне хотел укрепить империю, а потому, как носорог, сносил любые препятствия, которые этому, как ему казалось, противостояли.

Прибыв в Апамею Сирийскую (территория современной Сирии), город, претендовавший на величие одновременно с Антиохией и имевший население под 400 тысяч человек, Максимиан получил донос от языческих жрецов, что в местном войске стремительно распространяется христианство, а виною тому – командир Маврикий (предположительно, один из центурионов, точнее неизвестно) и его 70 воинов.

Император решил устроить публичное судилище, полагая, что уж воинов он сумеет уговорить подчиниться. Галерий пытался устыдить Маврикия и его соратников тем, что они не ценят милости власти и поклоняются Распятому Богу, который неприемлем для империи.

Святой Маврикий наотрез отказался поклониться идолам и принести жертвы языческим божествам. Так же поступили и его сын Фотин, и воины Феодор и Филипп. Другие тоже последовали за ними.

Тогда разъяренный Максимиан велел сорвать с них пояса, то есть по воинским понятиям той эпохи, лишить чести.

Из жития известно, что в ответ на это Маврикий и все святые сказали: «Ты, сняв с нас одежды и пояса, лишил нас чина воинского, но есть Бог на небесах, Которого мы почитаем: Он облечет нас в одежды и пояса нетления и сподобит вечной своей славы, которой ты совершенно не достоин видеть, так как в тебе говорит и действует отец твой сатана…

Царь, быть воином у тебя – дело суетное и преходящее, честь же твоя – бесчестие, ибо ты забыл Бога, давшего тебе власть царскую, и в своем безумии почитаешь богами суетных и бездушных идолов, хотя они не приносят тебе никакой пользы и не разумеют, почитает ли их кто или бесчестит».

Однако расправы сразу же не последовало. Святых воинов заключили в темницу на три дня. Император думал, что обязательно найдется хотя бы один отступник от Христа.

Но этого не произошло. Воины молились, и их вера только крепла. Они были готовы страдать за Истину.

Когда их вновь привели к императору, святые единодушно изрекли: «Мы, царь, обдумали все как следует: послушай же нас внимательно и не заставляй нас более приносить жертв богам вашим; ибо мы твердо решились: возненавидеть временную жизнь и предпочесть предстоящую нам смерть из-за любви ко Христу, от Которого мы надеемся получить жизнь вечную. Посему поступай с нами, как тебе угодно: мы не отступим от Бога нашего и никогда не станем поклоняться твоим бесам; будучи осуждены на временную смерть, мы тем избавляемся от вечного осуждения».

Тогда Максимиан приговорил их к пыткам. Но ни жесточайшее бичевание, ни раскаленная печь, ни вырывание кусков плоти «железными когтями» не заставили святых отречься от Христа.

Галерий попытался уговорить самого молодого христианина – Фотина – поклониться идолам, но тот мужественно отказался подчиниться. Тогда ему мечом отсекли голову. Остальных воинов император по совету доносчиков велел привязать к деревьям в местности, населенной кровососущими насекомыми. Перед ногами же обездвиженного веревками Маврикия Максимиан повелел бросить тело сына − Фотина.

Через десять дней все святые мученики ушли ко Господу нашему Христу, сохранив веру свою неповрежденной.

У человека XXI столетия может возникнуть вопрос: «Почему же отважные и наверняка умелые воины не попытались напасть на слуг императора и его самого во время судилища и, так сказать, дорого продать свои жизни, устрашив язычников?» Ответ давно известен. Присягу ранние христиане не нарушали никогда, ибо давали ее перед лицом Божиим…

Видимо, к концу жизни Галерий Максимиан что-то понял. Через шесть лет, в апреле 311 года, он издал эдикт о веротерпимости, разрешив христианам свободное исповедание веры, лишь с одним условием: «…Мы надеемся, что наша снисходительность побудит христиан возносить к Богу, которому они поклоняются, молитвы о нашей безопасности и о нашем благополучии, а также о их собственном благоденствии и благоденствии государства».

Так святые мученики-воины из Апамеи Сирийской победили императора.

Александр Гончаров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 4 = 6

АРХИВ ГАЗЕТЫ