По святым местам русского Севера
В конце июля старооскольские паломники побывали на легендарных Соловках. По благословению протоиерея Алексия Зорина паломническую поездку организовал Александр Иванович Щербаков, много лет совершающий на своей «Газели» вместе с единомышленниками-староокольцами ближние и дальние поездки по святым местам.
Прежде чем добраться до этого знаменитого святого места, а до него более трех тысяч километров по суше, а затем более трех часов по морю, мы побывали во многих святых местах, своими глазами увидели чудеса, многое узнали об истории нашей родины.
После молебна в храме преподобного Сергия Радонежского мы отправились в дорогу. На следующее утро мы остановились на острове Валдай, где расположен Иверский Свято-Озерский Богородицкий мужской монастырь, который в 1653 году основал Патриарх Никон, взяв за основу Афонский Иверский монастырь. Он нарек Валдайское озеро Святым, освятив его и погрузив в воду Евангелие и крест.
Так как прибыли мы рано, первым делом искупались в озере, а затем отстояли в монастыре молебен перед Иверской иконой Божией Матери и приложились к святым мощам праведного Иакова Боровичского.
К обеду мы прибыли в Новгород, где участвовали в экскурсии «История Новгорода и Новгородской земли в истории Российского государства».
К вечернему молебну мы попали в обитель прп. Варлаама Хутынского. Первое летописное упоминание о монастыре относится к концу XII века, оно было связано с постройкой Свято-Преображенского собора. Мощи прп. Варлаама Хутынского по сей день находятся в соборе, к ним с благоговейным трепетом приложились паломники, а затем пошли на Святую горку преподобного и там читали акафист. По преданию, эту горку преподобный насыпал, нося землю в плошке, и теперь люди, приходящие к часовенке на Святой горке, становятся на колени или ложатся на горку, прося преподобного Варлаама о даровании здоровья.
После ночлега в Свято-Преображенском Варлаамо-Хутынском женском монастыре мы отправились на север. По обе стороны дороги к небу тянулись ели и смешанный лес. Солнце только всходило, на душе было светло и радостно, как будто и не было долгой дороги. В Тихвинский Богородичный Свято-Успенский мужской монастырь мы прибыли к началу Божественной литургии. После Богослужения, помолившись у чудотворной иконы Тихвинской Божией Матери и испросив у Нее заступничества, мы отправились на экскурсию по монастырю – знакомиться с чудесами, исходящими от чудотворной иконы. Предание гласит, что икона была написана евангелистом Лукой при жизни Пречистой Девы Марии, которая благословила образ словами: «Моя благодать будет с ним».
За 70 лет до падения Византии чудный образ в 1383 году явился над Ладожским озером, остановившись на горе над рекой Тихвинкой. По преданию, когда на месте обретения иконы возводился храм, сама Богородица со святителем Николаем Чудотворцем явилась «благоговейному мужу» по имени Юрыш и повелела устами святителя над Успенской церковью водрузить деревянный крест, а не железный, потому что именно на деревянном кресте был распят Иисус. Юрышу не поверили и попытались водрузить железный крест, как вдруг поднявшаяся буря снесла строителя и крест на землю, не причинив ему вреда. И до сих пор над куполом храма воздвигнут деревянный крест.
Дважды спасала Богородица в осажденном шведами монастыре его насельников и посадских людей после того, как ее икону обносили по крепостной стене монастыря. К чудотворной иконе с молитвенной помощью обращался Василий III о даровании престолонаследника. Позже Иван IV (Грозный) неусыпно заботился о нуждах монастыря. На протяжении пяти веков Тихвинский образ Богородицы находился в монастыре, но в годы Великой Отечественной войны был вывезен за границу – сначала в Латвию, потом Польшу, Германию и наконец в США. В 2004 году икона вернулась в свой дом. По завещанию архиепископа Чикагского и Миннеаполисского Иоанна (Гарклавса), вывезшего в 1944 году святыню из России для ее спасения, икону привез в обитель приемный сын владыки Иоанна священник Сергий Гарклавс.
Также в монастыре хранятся мощи преподобного Антония Дымского, который на озере Дымском в XIV веке построил Свято-Троицкий Антониево-Дымский скит. Молился он, как и прп. Серафим Саровский, на огромном камне. Камень-валун тот лежит в озере, там преподобный и возносил свои молитвы ко Господу. Много паломников приезжает к озеру, люди купаются у валуна, на котором стоит поклонный крест. По преданию, Антоний Дымский помогает своими молитвами в излечении особо тяжких заболеваний. Купались там и мы, помолившись предварительно в часовне.
Дорога вела нас еще дальше на север. День становился все длиннее, а ночи совсем светлые. Наконец мы в городе Кемь. Оттуда три часа катером до Соловецкого архипелага. Подплываем к берегу, и перед нами во всем величии встает монастырь-крепость – Соловецкий Зосимо-Савватиевский Спасо-Преображенский мужской монастырь. Ни время, ни люди не смогли разрушить святыню. Не взяли его шведы, не смогли в 1854 году взять и англичане.
Первыми на острове поселились преподобные Савватий и Герман, а с приходом прп. Зосимы началось сооружение храма, остров стал заселяться иноками. Многое пережил монастырь: и взлеты, и падения, и восстание монахов за старую веру. Но Соловки остались незыблемым центром распространения православия на севере России. Здесь на острове Большой Заяцкий по повелению Петра I построена была церковь во имя Андрея Первозванного и поставлен большой поклонный крест. Раньше таких крестов на острове было много, потому что все, кто спасался от сурового моря в шторм в бухте острова, обязательно ставили крест. Во времена советской власти эти кресты были снесены. В настоящее время этот остров является заповедником, там находятся выложенные из валунов древнейшие лабиринты.
Неизгладимое впечатление произвела экскурсия на остров Анзер. Там в 1620 году святым Елеазаром был основан Свято-Троицкий Анзерский скит, там покоятся мощи святого Елеазара.
А в 1714 году прп. Иовом Анзерским по явлению ему Божией Матери и святого Елеазара был основан на куполообразной горе Голгофо-Распятский скит.
С 1920 по 1936 годы на Соловецком архипелаге был лагерь особого назначения (СЛОН). Здесь десятки тысяч людей легли в холодную землю: политических, уголовных заключенных и духовенства. Никто не ставил на их могилах крестов, но Господь явил чудо, и рядом с храмом Распятия Господня выросла береза. Живым крестом расставила она свои ветви, и шелестят ее листочки, как бы перечисляя имена невинно убиенных на этой земле.
На Соловках много холмов с крутыми склонами. На одном из них на Секирной горе (высота 74 м) был основан Вознесенский скит с церковью, на куполе храма был устроен маяк, самый высокий на Белом море. Во времена Соловецкого лагеря здесь был штрафной изолятор, а на склонах проводились массовые расстрелы. Секирная гора стала символом страдания заключенных. В 1992 году Патриарх Алексий II установил поклонный крест в память всех погибших в Соловецком лагере.
Несмотря на суровый климат, репрессии, заключенные смогли сохранить и преумножить на территории Соловков заповедник. Его организовали еще в XIX веке в Макарьевской пустыни, а сегодня, когда мы приехали туда, только и слышались восхищенные «ахи» и «охи». Там цвела сирень – в нашей области она цвела в мае; цвела спирея, бадан, хоста, Курильский чай, рябина – и в то же время рядом зреет черника, шикша, брусника. Соловецкий музей-заповедник в 1981 году был включен в реестр ботанических садов России.
Четыре дня мы пробыли на Соловках. Все, конечно, посмотреть не успели, но запомнили тихие вечерние молебны, Божественные литургии и благодать, благодать во всем: в душе, в природе… Не из легких была поездка, но честно скажу – хочется вернуться туда вновь.
Валентина Мозговая