Пятое Евангелие

01_gl_gfjkdsj8925jwow
Монастырь преподобного Саввы Освященного в Иудейской пустыне

Бог открывает Себя не только через слово-проповедь, но и в определенных местах Своего творения. Та земля, где Господь Наш Иисус Христос явил Себя миру, несмотря на отдаленность событий, всегда остается неисчерпаемым настоящим. Это Пятое Евангелие, которое можно не только увидеть, но и услышать, почувствовать на вкус, пройти, обувшись в сандалии апостолов.

Изначально паломник – это тот, кто побывал на Святой Земле и привез пальмовую ветвь. Количество верующих, приезжавших из России в библейские места до революции, было внушительно. Паломничество растягивалось на два-три месяца, а то и полгода. Пароходы, приходившие из Одессы в Яффу Великим постом, были переполнены людьми всех сословий и возрастов. Крестьяне, ремесленники, торговцы, купцы, дворяне, монахи, странники, священники – все стремились припасть к дорогим для каждого православного сердца святыням. Повторяя путь Иисуса Христа из Галилеи в Иерусалим, караван паломников шел несколько дней под палящим солнцем, по пустынным каменистым дорогам при постоянной угрозе нападения разбойников-бедуинов. Из еды – сухари, заготовленные еще дома, и вода, которую черпали из редких колодцев, где пили и люди, и скот. Главная цель – встреча Пасхи у Гроба Господня. В ожидания нисхождения Благодатного огня в Великую Субботу люди заполняли храм Воскресения Христова уже в пятницу после обеда и проводили возле кувуклии почти сутки. После Пасхи Палестина пустела.
Сегодня посетить Святую Землю благодаря многочисленным паломническим службам можно в любое время года и на любой срок. Нашу интернациональную группу паломников из городов России и Германии окормлял белгородский священник – клирик Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора города Валуйки иеромонах Андрей (Сумин).
Израильская земля встретила нас дождем. Местные жители радовались, небесная влага – такая редкость. Дождевую воду собирают в монастырях в специальные емкости, а потом пользуются ею весь засушливый период. В монастыре преподобного Саввы Освященного, расположенном в Иудейской пустыне, паломникам предлагали горячий гранатовый напиток. Кто-то попросил просто воды. Монах сказал, что вода только дождевая. Он вынес ее как большую ценность. Она оказалась мягкой и сладковатой на вкус.
Уже в первый момент пребывания на Святой Земле открывается новое понимание хорошо известного Евангельского текста и рушатся стереотипы.

«Не плотников ли Он сын?» (Матф. 13:55)

Мы привыкли считать Иосифа Обручника, мужа Пресвятой Девы, плотником. Именно так переводится греческое слово tekton в русском варианте Нового Завета. Но в греческом языке это слово также обозначает ремесленника или каменщика. Последнее выглядит гораздо предпочтительнее, если посмотреть на окружающую местность. Большую часть территории Израиля и Палестины занимают горные массивы и пустыни. Лесные участки встречаются в Галилее, Самарии, на Иудейских холмах и на горной гряде Кармель. Основный материал для строительства зданий и изготовления предметов быта – камень. 05_rw8904u5iljrtrwetИз него же изготавливались сосуды для хранения запасов муки, масла. «Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или три меры» (Ин., 2, 6-7). По религиозным представлениям евреев камень не пропускал нечистоту. А нечистым евреи считали многое: определенные виды животных и рыб, женщин в период очищения, больных проказой и мертвых людей. Из камня вытесывались огромные жернова для размельчения олив и получения масла, для помола зерен, каменным был водопровод и даже кормовые ясли для животных. Возможно, плотником Иосиф Обручник стал при переводе Евангелия на другие языки: это ремесло было более понятным тем народам, которые имели дело с деревом.

«Лазарь! Иди вон»

04_rieu8945ujkjtklrtМне всегда казалось, что гробница Лазаря – большая пещера, в которую человек свободно может войти и выйти обратно. Воображение опиралось на иконографию и картины художников. Но в реальности место захоронения брата Марии и Марфы –довольно тесный склеп в подземелье. Вход – узкое круглое отверстие. Протиснуться в гробницу через него можно, если присядешь на корточки и хорошенько сгруппируешься. Как сказал нам гид, во времена Лазаря вход был еще меньше. Поэтому выйти на призыв Господа обвитому в погребальные пелены воскресшему Лазарю было крайне сложно. Похоже, что он не выходил, а выползал из гроба.
Почему Господь воскресил Лазаря на четвертый день, а не сделал это раньше? По еврейским погребальным традициям на третий день родственники умершего приходят к гробнице и проверяют почившего: действительно ли наступила смерть, или человек впал в расслабление и беспамятство? Марфа была у гроба брата в третий день и видела тление, она точно знает: «уже смердит». Теперь нет никаких сомнений, что Лазарь умер, а не заснул летаргическим сном. Этот факт особенно важен: величайшие пророки Израиля воскрешали мертвых, но никогда они не воскрешали тех, чьих тел коснулось тление.
В гробнице Лазаря, кроме углубления, где лежало тело усопшего, есть еще и глубокая яма. В нее складывали кости умерших родственников после истления мягких тканей. Поэтому выражение «приложился к праотцам» для евреев имеет буквальный смысл: останки покойного присоединяли к мощам предков.
03_i28u5rtjew32erДля евреев смерть никогда не была последней инстанцией. Трансформацию погребальной традиции израильского народа мы увидели в Кедронской долине у подножия Елеонской горы. Здесь находятся усыпальницы ветхозаветных пророков и самое престижное еврейское кладбище. Первые захоронения относят к эпохе храма Соломона (950-586 до Р.Х.). Некоторые древние усыпальницы выглядят как особняки. В просторную погребальную пещеру в Гефсиманию апостолы отнесли Богоприемное тело Пречистой Девы Марии после Ее успения. Елеонская гора весьма важна для понимания Божественных откровений: здесь Иисус Христос поведал ученикам о кончине мира, в Гефсиманском саду Спаситель молился пред началом Своего крестного пути, отсюда Он вознесся к Своему Небесному Отцу. По пророчеству пророка Захарии в конце света Мессия вновь взойдет на Масленичную гору, и с этого места начнется воскресение мертвых.

«Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда» (Ин. 5:2)

02_djksa83j42lrew
Вифезда

Эту глубокую купель можно увидеть и сегодня, хотя за последующие века она подвергалась существенным перестройкам: христиане возводили на этом месте храмы, мусульмане их рушили, крестоносцы восстанавливали. Сейчас на этом месте находится археологический заповедник, где воедино слиты разные эпохи. Как предполагают исследователи, два больших бассейна были построены для омовения жертвенных животных в VIII веке до Р.Х. вблизи храма Соломона. Но во времена Второго Иерусалимского храма (516 до Р.Х. – 70 год I века) купель уже использовалась как Дом милосердия, где в крытых ходах «лежало множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды». Крипта-купальня, сохранившаяся со времен крестоносцев, помогает представить те отдаленные события. Наша группа спустилась по каменным ступеням, мы увидели арки древних сводов. Наверху шел сильный дождь, и водоем вдруг зашумел: дождевая вода, просачиваясь сквозь слои земли, забарабанила по поверхности купели. Так мы услышали Пятое Евангелие.

«И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане»
(Мк. 1:9)

08_jgfsh874ghjerw23
Галилейское море

Иордан не производит впечатления мощной водной артерии. Его уникальность – в сопричастности к событию: почти две тысячи лет назад здесь стояли люди и со смешанными чувствами слушали призыв Крестителя Иоанна: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2). Какое царство провозглашает пророк? И кто правитель в нем? В этот момент в воду вошел Иисус Христос, небеса отверзлись, и люди услышали ответ с небес: «сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17). Прошли века, и мы теперь стоим на этом же месте, и точно так же должны услышать призыв Величайшего из пророков и последовать за Христом.

«Окропиши мя иссопом, и очищуся» (50 псалом)

06_kjfeuy487hreter
Рыба Петра

Иссоп – это пахучая трава, которая напоминает мяту. Греческое духовенство использует ее как кропило. Пучком иссопа они окропляют верующих во время празднеств.
Кстати, иссоп постоянно присутствует в трапезе и греков, и евреев. Его заваривают в чай или добавляют в блюда в качестве приправы в сухом виде. Когда в ресторанчике на Галилейском море нас потчевали рыбкой святого Петра – тиляпией, на столе среди угощений присутствовала и тарелочка с мелко высушенным иссопом. Так мы попробовали Евангелие на вкус.
В своей статье я затронула лишь сотую долю того, с чем посчастливилось соприкоснуться на Святой Земле. Иногда казалось, что время здесь остановилось, что «тысяча лет, как день вчерашний». Вот мальчики из бедуинской общины стерегут на горе стадо овечек – именно так пасли скот пастушки вблизи Вифлеема, когда внезапно им явился сонм Ангелов, возвестивший о рождении Спасителя в городе Давидовом. На закате солнца рыбаки не спеша ставят на Галилейском море сети, их мелкая лодочка едва заметно скользит по гладкой поверхности воды. И ты уже отчетливо представляешь, как рыбаки Симон и Андрей, Иоанн и Иаков выходят в море, чтобы закинуть сети. Каков будет их улов, они еще не знают, но Господь уже предначертал им стать «ловцами человеков» (Мф. 4:19). 07_iru893u6jilejkl34Пятое Евангелие на Святой Земле говорит через каменные плиты и шум струящейся воды, красоту полевых лилий и горные массивы. Здесь невозможно с холодным сердцем идти по Виа Долороза – Дороге Скорби. Этот путь пролегает между многочисленными лавками торговцев. Две тысячи лет назад большинство людей лишь с любопытством и равнодушием смотрели на проходящего изможденного Человека, несущего с усилием тяжелый крест. Кто тогда знал, что этот Крест уничтожит власть диавола, а людям дарует спасение? Кто тогда знал, что Голгофа завершится не смертью, а Воскресением? Теперь мы это знаем – «блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29).

Светлана Воронцова

One thought on “Пятое Евангелие

  • 30.05.2015 в 23:08
    Permalink

    Светлана огромное тебе спасибо за такую замечательную статью , как буд то бы вновь вместе с группой нашей я опять там на Святой Земле !

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

16 − = 9

АРХИВ ГАЗЕТЫ