Пятикнижие: жизнь до Христа

Моисей, получающий десять заповедей от Бога. Гравер Ю.Ш. фон Карольсфельд. 1852 год.

Первые пять книг Библии, или попросту Пятикнижие, неслучайно объединены в один свод, который нередко также называют «Законом Моисеевым», так как автором Пятикнижия признается Моисей (хотя ряд исследователей подвергает сомнениям его полное авторство). Этот свод включает в себя законоположительные книги: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. То есть в них заключаются основные законы нравственной и религиозной жизни ветхозаветного Израиля. Каждая из частей Пятикнижия сложна по своему сюжету и структуре, поэтому все книги свода (в частности, Книга Бытия) вызывают разногласия среди верующих, и являются объектом споров среди ученых.

Весь реальный объем Пятикнижия невозможно полноценно осветить и проанализировать в формате одной газетной статьи. В учебниках по толкованию Священного Писания (например, в книге священника Геннадия Егорова) рассказ о книгах Моисея занимает сотни страниц. Я не буду брать на себя роль толкователей Священного Писания, а также не стану доказывать достоверность определенных фактов и вступать в споры о сотворении мира. Я ограничусь простой, но крайне необходимой читателю информацией для понимания великой книги – Библии.

Три взгляда на Писание

Нередко при изучении текстов Священного Писания читателя (особенно если он впервые открыл Библию) охватывают чувства сомнения и противоречия. Некоторые же, наоборот, легко принимают на веру все написанное. Почему так происходит?  Все зависит от нашего личного восприятия мира и параллельных знаний о нем.

Профессор, доктор филологических наук, российский библеист А. С. Десницкий описывает три варианта того, как современный человек может воспринимать Священное Писание: «Говоря очень огрублено, можно выделить три подхода к их (книгам Библии) истолкованию. Первый, докритический, или традиционный, безусловно и безоговорочно воспринимает библейский текст как откровение свыше, которое, конечно же, нуждается в истолковании применительно к ситуации, в которой находятся верующие, но вопрос о его достоверности не стоит. Второй, критический или модернистский, возникший в новое время, напротив, осознает библейский текст как некий документ, со значительными искажениями повествующий о некоторых исторических фактах. Сам документ важен и интересен только в той мере, в которой он позволяет судить о фактах. Наконец, третий, посткритический или постмодернистский, не ставит вопрос о реконструкции фактов, а исследует текст в том виде, в каком он нам доступен, не задаваясь при этом вопросом о его статусе или происхождении. Ориентацией на текст как таковой он напоминает докритический подход, но речь уже не идет о безусловном и непреложном откровении. Важно лишь то, что нам хотел поведать в этом тексте автор, а как к нему относиться – личное дело каждого читателя».

Примечателен факт, что один и тот же человек может использовать в разное время все три варианта подхода. На восприятие текста влияют не только цели исследования, но также банальные житейские ситуации, бытовое окружение, эмоциональное состояние, в котором находится человек в момент чтения, и т. п.  

Обетование Аврааму о рождении сына Гравер Ю.Ш. фон Карольсфельд. 1852 год.

Начало начал

Важно подчеркнуть, что Библия (а в нашем конкретном случае – Священное Писание Ветхого Завета) не может стать источником ответов на многие наши вопросы. Точнее сказать, она и не обязана вовсе! Библия – это не энциклопедический материал и не научный труд. Более того, она не является догматическим трактатом, а характеризуется в первую очередь как Священная История, которую можно воспринимать или не воспринимать – о чем мы говорили выше.

При этом чтение Пятикнижия для современных христиан по сей день актуально.  И на это есть веские причины, и дело не только в Богодухновенности. Используя материал Закона Моисеева, читатель сталкивается с тем, что произошло впервые. Мы глазами составителя видим первые вехи в истории мира: первых людей, первый грех, первое рождение человека человеком, первую смерть, первое устроение социума, первые войны, города и т. д. Привычные вещи для современного человека предстают на страницах Библии в их первоначальном виде и показывают первоначальную идею Творца о каждой из них.

Сыны Божии и дочери человеческие. Гравер Ю.Ш. фон Карольсфельд. 1852 год.

С Богом, но без Христа

Конечно же, особое место занимают взаимоотношения Бога с человеком – как до грехопадения, так и после. Именно они чаще всего вызывают у современного читателя определенное недоумение и смущение. Тут необходимо понять, что наше восприятие мира значительно отличается от мировоззрения людей Ветхого Завета – тех же Авраама, Исаака, Иакова и их современников. И причина этого – не только во временном отрыве, но и в тайне Боговоплощения. В Пятикнижии содержится немалое количество прообразов и пророческих откровений о предстоящем приходе Некоего Мессии, который разделит мир   на «до» и «после». Герои Ветхого Завета это понимают и чувствуют, но по-своему. До прихода Христа должно пройти не одно тысячелетие, и все это время человечество учится жить на земле без Него.

Заметьте, несмотря на грехопадение, Бог не уменьшает свою любовь к человеческому роду и заключает заветы с избранным народом, а также дает заповеди, которые вопреки заблуждениям не ограничивают возможности человека, а наоборот, расширяют его потенциал.

Человеческий род (как в лице избранных старцев и пророков – Моисея или Иосифа, Ноя, Мелхиседека, так и в лице простых евреев) не упускает еще один важный момент, момент общения с Богом. Народ учится молитве и верности истинному Богу, что не единожды спасет от очередного падения не только отдельного индивидуума, но и целую общину. Главный вывод из этого – вера всегда являлась и является по сей день делом спасения души. Отличаются лишь пути его достижения в силу их актуальности и необходимости в определенное время.

Со многими вещами и ситуациями людям того времени приходилось сталкиваться впервые, по этой причине, как я упоминал выше, Господь заключал с человеком различные соглашения и давал своего рода «советы» для благополучного урегулирования вопросов. Конечно, не все шло так гладко, и почти все ошибки, нарушения законов (хотя бы того же морального кодекса) люди совершали уже с самого начала, о чем говорится в первых книгах Ветхого Завета – книгах Бытия и Исхода.

Переселение Авраама в землю обетованную. Гравер Ю. Ш. фон Карольсфельд.1852 год.

Прошлое – ключ к настоящему

Если посмотреть на Пятикнижие глазами скептика или просто неверующего человека, отбросив Божие присутствие, мы все равно увидим в этом своде необыкновенно подробный и точный труд по истории мира и общества. Ведь в нем детально описано, как созидалось общество, как развивалась его структура (от простого к сложному), какими законами руководствовался социум, какой была роль религии в обществе тех поколений и т. п. Что же касается людей верующих (в особенности тех, кто пропускает через себя Священное Писание путем докритическим), то им стоит вспомнить слова из Евангелия: «И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12:48). Ведь они обладают гораздо более широкими возможностями и могут почерпнуть гораздо больше из этих книг.

На сегодняшний день имеется несчетное количество христианской литературы, которая не только помогает найти правильную трактовку библейских событий, но и учит жить в духе христианства. Все ветхозаветные праведники желали встретить Мессию и многие века с нетерпением ожидали этого заветного часа. Так вот, он уже пробил для нас. Он, Мессия, пришел и ожидает определенных действий от нас, верных чад Христовых.

 

Священник Андрей Коровин

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

18 + = 20

АРХИВ ГАЗЕТЫ