Первая ступень: от детского сада — к храму

Духовное образование в Русской Православной Церкви на сегодняшний день включает в себя несколько ступеней и успешно адаптировано под государственные стандарты. По сути, оно копирует светскую систему, включая детские сады, школы, высшие учебные заведения, даже внеурочную деятельность и дополнительное образование (к последним можно смело отнести воскресные группы, евангельские курсы и даже подготовку церковных специалистов). Причем первая ступень – православные дошкольные учебные заведения появились в нашей стране относительно недавно, но набирают все большую популярность.

В Белгородской области таких детских садов всего семь. И с каждым годом все больше родителей желают, чтобы их дети обучались именно в них. Причин тому много, одна из них – качество воспитания и образования. Поэтому сотрудники православных садов постоянно повышают свой уровень, обмениваются опытом. Так, в конце сентября в Старом Осколе прошла встреча методического объединения педагогических и руководящих работников православных дошкольных образовательных учреждений Белгородской и Старооскольской епархии. С коллегами из региона поделились своими наработками сотрудники детских садов «Троицкий» и «Введенский».

Как отметила руководитель методического объединения Эмилия Демченко, на педагогов таких специализированных садов возложена особая миссия – воспитать ребенка не просто в любви и комфорте, а в системе нравственных координат. Чтобы вместе со знаниями о мире, с физическим и интеллектуальным развитием он гармонично впитывал духовные и общечеловеческие основы жизни, в любой ситуации умел разграничивать добро и зло. 

– Востребованность православных детских садов сильно возросла, – рассказала Эмилия Николаевна. – Если отследить количество заявок на порталах муниципальных услуг, то цифры впечатляют: спрос порой превышает в два-три раза возможности. К сожалению, наши организации рассчитаны на малые мощности – помещения не позволяют, не хватает персонала. Например, у нас в Белгороде в первую группу мы можем набрать 25 деток, а желающих – 45. Причем в православных гимназиях области та же проблема: много желающих поступить, но количество мест ограничено. Даже не все выпускники православных садов потом могут попасть в православные же гимназии. И ведь мы не делаем никакой особой рекламы. Это все сарафанное радио – родители делятся друг с другом своими наблюдениями, видят в новостях, каких успехов достигают наши дети. Часто слышу, как мамы и папы, отвечая на вопрос «Почему хотите к нам?» говорят: «А тут с детьми батюшки общаются, объясняют про любовь, про Бога, про жизнь. И даже простые учителя совсем по-другому общаются с детьми, приучая спокойно реагировать на разные ситуации, прививают целомудрие, скромность». Родители видят в наших учебных заведениях некий оплот традиций и нравственности, и это их притягивает в нашем неспокойном современном мире.

Свое знакомство с опытом старооскольских коллег педагоги начали в детском саду «Троицкий». Как отметили участники встречи, это уникальное учебное заведение: оно муниципальное, бюджетное, и при этом в учебной программе использует принципы православной культуры. И это не ограничивается единичными занятиями. Воспитанники сада постоянно участвуют в богослужениях, их приобщают к основам православия и русской культуре в ненавязчивой форме познавательных бесед, игр, прогулок. Конечно же, любимые всеми утренники посвящены православным темам. Один из таких утренников смогли посетить участники методического объединения православных садов. Воспитатели и малыши представили красочную постановку, посвященную святому благоверному князю Александру Невскому. Детвора не только подготовила стихи, песни и танцы, но и выучила боевое обмундирование богатырей, познакомилась с подвигами князя, а самое главное узнала, почему же он святой. Оценить свои знания воспитанники смогли в веселой викторине. И вжиться в образы богатырей им помогли спортивные состязания.

Своими педагогическими находками гостей из области удивили и сотрудники православного детского сада «Введенский». Этому заведению всего два года, но оно уже успело завоевать любовь и доверие старооскольских мам и пап. Как и в «Троицком», воспитанники этого сада регулярно участвуют в Божественной литургии. А все занятия и бытовые дела педагоги и дети начинают с молитвы – как в православных гимназиях. Воспитатели дошкольного учреждения рассказали, что используют игровые методы воспитания и образования. Даже о жизни святых подвижников малыши узнают благодаря динамичным играм, викторинам и творческим занятиям. Так белгородских гостей заинтересовала квест-игра, также посвященная святому Александру Невскому. Решая задачи квеста, ребята попробовали себя в роли русских воинов и даже узнали о быте монгольских ханов. А еще преодоление сложностей помогло им сплотиться и выработать командный дух. Оценили педагоги и творческое занятие «Чудо колокольного звона», посвященное церковному перезвону.

– В Старом Осколе работа ведется на высоком уровне, – отметила руководитель методического объединения Эмилия Демченко. – Замечательно, что можно приехать и увидеть, как работают коллеги, какие методики используют. Понимаете, цель наших встреч – в том числе оценить уровень именно педагогов, а не детей. И с уверенностью могу сказать, что здесь трудятся высококвалифицированные педагоги. Скажу даже, что старооскольцы и белгородцы задают в России планку качества, профмастерства. Почему это происходит? Потому что в нашу сферу сегодня приходят те, кто готов учиться – не только основным педагогическим дисциплинам, но и вере. Ведь ни в одном законе не прописано, что воспитатель православной образовательной организации должен иметь дополнительное образование, кроме основного педагогического. Но мы сами понимаем, что без дополнительной квалификации, без знаний православия нельзя. И мы учимся. Для этого есть много возможностей. В Белгороде есть образовательно-методический центр «Преображение», который ежегодно организует курсы повышения квалификаций для всех педагогов, которые ведут и основы православной культуры в школе, и занимаются православным компонентом в детских садах. Есть много интернет-платформ всероссийского уровня, например, «Клевер-лаборатория», «Азбука веры», которые позволяют углубить знания педагогов именно в православии. Мы растем, и это отражается на качестве образования.

Сопровождающий делегацию педагогов протоиерей Максим Горожанкин, духовник детского сада «Троицкий» высоко оценил прошедшую встречу и пожелал ее участникам духовного и профессионального роста.

– Я сам человек максимально интегрированный в образовательную среду, – сказал батюшка. – Сам преподаю в семинарии, а моя жена – воспитатель в детском саду. Хорошо знаю, как сложна эта работа. У нас есть два момента, на которые всегда надо обращать внимание. Первый – это понимать, что дети воспринимают нас иначе, чем мы думаем. Они не всегда способны оценить наше упорство в преподавании каких-то фактов, но тонко улавливают проявление эмоций, чувств. Они ценят прежде всего нашу человечность, доброту – христианские качества. Второе как раз вытекает из первого и учитывает специфику православных учебных заведений. Нам надо постоянно совершенствовать свои знания о вере и заниматься миссией. Нередко родители ваших воспитанников о православной вере могут знать гораздо больше, чем знаете вы сами. Поэтому надо понимать, мамы и папы ждут определенного поведения и образа жизни от педагогов таких особенных садов.  И этому образу – образу христианина – надо стараться соответствовать. Для этого надо учиться, воцерковляться. Надо, чтобы дети, которым преподают основы веры, не отвернулись от них через десять-двадцать лет. Чтобы они, уже будучи взрослыми, вспомнили ваше тепло, ваше внимание и вашу веру и сказали: «Эта воспитательница меня научила верить, и я остаюсь верным Богу по сей день».

Следующая встреча методического объединения педагогов православных детских садов состоится в столице региона: сотрудники дошкольных учебных заведений познакомятся с опытом работы белгородцев.

Юлия Зиновьева

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 3 = 6

АРХИВ ГАЗЕТЫ