Патриархи военного времени

01_ygukre43jhkfdh6jtyК урокам столетия

Первая половина XX века по кровавым событиям перехлестнула все времена и эпохи. С 1914 года мир как будто погрузился в вакханалию войн и революций. России же выпала особая судьба: на ней сошлись все линии мировых международных политических разломов, а последствия Первой (1914-1918) и Второй (1939-1945) мировых войн, а тем паче Революции (1917) не изжиты до сих пор.

После кончины в 1925 году святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, последующие за ним два Патриарха вряд ли, как и он, будут причислены к лику святых. Хотя как знать, ни один аналитик не сможет предвидеть действий Божественного Промысла. Патриархи Сергий (Страгородский) и Алексий I (Симанский) часто осуждаются сектантами разных мастей и даже православными «ревнителями» за так называемую ересь «сергианства», а по сути за то, что они как бы пошли на сотрудничество с богоборческой советской властью. Причем, конечно, Святейшего Патриарха Сергия грязью поливают гораздо сильнее, чем Патриарха Алексия. От имени второго Патриарха (после восстановления патриаршества в России в ноябре 1917 г.) даже произведено самочинное название придуманной ереси…
В сентябре 1943 года в Кремле глава Советского Союза И. В. Сталин принял трех архиереев нашей Церкви. Кроме Местоблюстителя патриаршего престола Сергия, были приглашены митрополиты Алексий (Симанский) и Николай (Ярушевич). Эта встреча решила вопрос об избрании нового Патриарха и еще ряд важных проблем. Жар гонений на Русскую Православную Церковь, по крайней мере, был снижен.
Все три митрополита являлись давними сподвижниками. И из них только Николай (Ярушевич), замечательный проповедник и богослов, не был избран Патриархом. Виною тому стали провокации советских спецслужб в хрущевскую «оттепель», когда митрополит Крутицкий и Коломенский был сочтен слишком опасным для атеистической власти и отправлен на покой не по своей воле.
Патриарх Сергий в его бытность еще заместителем Местоблюстителя (1925-1936), а потом и Патриаршим Местоблюстителем (1937-1943) подвергался жесточайшей критике – прежде всего за Послание, или Декларацию «Об отношении Православной Российской Церкви к существующей гражданской власти». Оппоненты митрополита Сергия заявляли о его предательстве интересов Церкви и попрании Православия. Но ведь и Алексий (Симанский) тоже принял участие в написании Декларации. Об этом он сам неоднократно рассказывал. Фактически митрополит Сергий (Страгородский) продолжал дело Патриарха Тихона, стараясь сохранить церковную структуру в условиях, напоминающих гонения в Древней Римской империи, а может быть, и превосходящих их по изуверству и коварству. Гораздо позже уже Патриарх Алексий сообщал: «Когда Преосвященный Сергий принял на себя управление Церковью, он подошел эмпирически к положению Церкви в окружающем мире и исходил тогда из существующей действительности. Все мы, окружавшие его архиереи, были с ним согласны. Мы все Временным Синодом подписали с ним Декларацию 1927 года в полном убеждении, что выполняем свой долг перед Церковью и ее паствой». Эти слова много позже записал А. Л. Казем­-Бек, и они вошли в его рукопись «Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий». Следует обратить внимание, что ликвидировать РПЦ как организацию «большевики» могли несколькими путями: признать «обновленцев» наследниками дореволюционной Церкви (попытки были, но не очень удачные); согласиться на унию с католиками и навязать ее (недаром папский посланник вплоть до 1930 года проводил переговоры с представителями власти); использовать раскольников-григориан. К тому же страна очутилась в страшном экономическом положении. Голодные периоды настигали жизнь советского народа в течение пяти раз с 1925 по 1941 год. Относительно масштабов голода существует официальная оценка, подготовленная Государственной Думой РФ в изданном 2 апреля 2008 года официальном заявлении «Памяти жертв голода 30-х годов на территории СССР». Согласно заключению комиссии при ГД РФ, на территории Поволжья, Центрально-Черноземной области, Северного Кавказа, Урала, Крыма, части Западной Сибири, Казахстана, Украины и Белоруссии «от голода и болезней, связанных с недоеданием», в 1932-1933 годах погибло около семи миллионов человек.
В подобных условиях компромисс с коммунистическим правлением был просто необходим.
Мудрость митрополита Сергия и митрополита Алексия подтвердила Великая Отечественная война. Во всяком случае Русская Православная Церковь не была расколота и сохранила свои кадры.
В 1944 году на патриарший престол взошел Алексий (Симанский), и ему потом пришлось претерпеть мерзкие гонения в годы властвования Н. С. Хрущева. Приходилось лавировать, уступать, иногда и не замечать откровенных богоборческих деяний правительства страны Советов.
Патриарх Алексий I вел свою основную войну с государственным агрессивным атеизмом в мирные, казалось бы, годы. И благодаря тихому подвигу Патриарха Церковь устояла.
Патриархам Сергию и Алексию Первому ныне не поют дифирамбов. А ведь их, а не принципиальных «катакомбников» послал Господь для спасения и возрождения Русской Православной Церкви. И это необходимо помнить…

Александр Веневцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

38 − = 32

АРХИВ ГАЗЕТЫ