Пассия – богослужение Великого поста
В храмах Старого Оскола по воскресеньям
за вечерним богослужением совершается Пассия
Слово «пассия» происходит от латинского «passio», что значит — «страдание» (по-церковнославянски – «страсть»). Так называются особые службы, совершаемые Великим постом. Их чин составлен из чтения евангельских повествований о Страстях Христовых, песнопений Страстной седмицы – «Тебе, одеющагося светом, яко ризою», «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго».
Современный чин Пассии формировался на протяжении более чем трех столетий. С середины XIX века к последованию Пассии добавляется чтение акафиста Божественным Страстям Христовым.
Последование Пассии бывает четыре раза в год (по числу евангелистов). За каждой Пассией прочитываются евангельские повествования о страданиях Христа: на первой – 26 и 27 главы от Матфея, на второй – 14 и 15 от Марка, на третьей – 22 и 23 от Луки, на четвертой – 18 и 19 от Иоанна.
На прошедшей 8 марта в Александро-Невском кафедральном соборе Пассии протоиерей Алексий Зорин произнес вдохновенную проповедь, сравнив служение апостолов Петра и Иуды, о которых повествует евангелист Матфей:
– Апостол Петр всем сердцем любил Христа, и даже так оступившись – проявив малодушие и отрекшись от Него, он не потерял надежды. Его любовь давала надежду на то, что Господь его простит, и он не ушел от учеников – он был с ними, когда, «страха ради иудейска», они затворились, ожидая, что же будет дальше… Петр хотел разделить с ними участь до конца, зная, что нелегкие времена для них настают. В сердце Иуды не было любви ко Христу, и это послужило тому, что он не надеялся получить прощение от Христа. Вот два человека, которые рядом со Христом: сердце одного исполнено к Богу, и это сердце верит, что любящий Бог, Который пришел спасти весь род человеческий, не оставит его. Нет любви в сердце Иуды, и за все время, которое он был рядом со Христом, он не научился тому, как Христос любит людей, как Он готовится принести Себя в жертву за этих людей – не за один грех предательства, а за все грехи, которые люди совершили от Адама и будут совершать до последнего мгновения истории человеческой. Иуда не находит, не ощущает в себе той любви, которую ощущал апостол Петр.
Отец Алексий призвал прихожан вжиться в евангельские события, быть не просто посторонними свидетелями или наблюдателями – очень важно стать их участниками:
– Припадем к стопам Христа и вместе с апостолом Петром будем не внешние слезы, но слезы сердца своего проливать, осознавая, что и мы тоже ежедневно, ежечасно предаем Христа, своими грехами распинаем Его. Постараемся едиными устами взывать ко Господу – это будет лучшим свидетельством того, что мы не просто стоим и слушаем, но мы участвуем в покаянии, подобно апостолу Петру.
Константин Алексеев