Парад Победы перенести можно, Пасху – нет
Торжественные мероприятия, посвященные празднованию 75-летия Великой Победы, перенесли на более спокойные времена (правда, когда они наступят, большой вопрос), но Воскресение Христово перенести нельзя. 19 апреля мы встретим воскресшего Христа – дома или в храме, у кого как получится, но главное – в собственном сердце.
Путь к Пасхе оказался труден как никогда. Напряжение нарастало с каждым днем: храмы закрывают, священноначалие не рекомендует, верующие – в списках нарушителей самоизоляции. У людей страх и ужас, они панически реагируют на любой чих, вернувшегося из-за границы готовы закидать камнями, словно коронавирус поражает не легкие, а наши умы и сердца. В эти дни мне особенно часто приходит на память место из Евангелия, когда Господь спокойно спит на возглавии лодки, а кругом бушует море. Волны уже готовы затопить маленький челн, ученики, будущие бесстрашные апостолы, смертельно напуганы, они будят Христа и с упреком говорят: «Учитель! Неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?» (Мк., 4:38). Господь встает, одним мановением руки успокаивает море и ветер и задает Своим спутникам глубинный вопрос: «Что вы так боязливы? Как у вас нет веры?».
Причина нашего страха – в оскудении веры. Сейчас мы ищем виновных в пандемии: китайцев, американцев, мировое правительство – но забыли о предупреждении Самого Господа:
…и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это – начало болезней (Мф., 24:6).
Болезни – от грехов. Вспомним, сколько времени нас призывают священники остановить аборты – узаконенное убийство, сколько предупреждений сказано по поводу «гражданского» брака – узаконенного блуда. Мы погрязли в коррупции, которая словно ржавчина разъедает наше общество. Ее исходные данные – в безмерном сребролюбии. Вспомните, из-за сребролюбия Иуда предал Христа. Вот и сейчас кто-то, стремясь к неправедному богатству, пойдет по трупам людей. Ведь мерилом должны стать не деньги, а совесть.
Коронавирус – как лакмусовая бумажка, он проявит в нас то, чего мы сами от себя не ожидали: тихоня вдруг станет героем, а бьющий себя в грудь – предателем. Мы не знаем до конца, как поступим в экстремальных условиях. Петр тоже уверял, что готов умереть за Христа, а сам отрекся от Него, испугавшись рабы-придверницы. Эта пандемия – как возможность сорвать с наших душ окаменевшую одежду самоуверенности, обнажить ее, показать нам самим, кто мы есть и чего мы стоим на самом деле. Коронавирус всех поставил перед выбором: Президента и Патриарха, бабушку и чиновника, крупного воротилу и предпринимателя средней руки. Уже сейчас хорошо видно, кто душу свою готов положить за других, а кто приготовился торговать чужими душами. Но то ли еще будет.
Господь вывел нас из зоны комфорта, в котором мы засиделись. И вдруг увидели, что наша православная жизнь – лишь лубочная картинка, в ней много правильных слов, но нет христовой правды. И думаю, за это откровение мы должны благодарить Спасителя. На каждой литургии мы слышим молитву священника: «и обнови нас, молящихся Тебе». И когда Господь хочет нас обновить, мы плачем и упираемся. «Смотрите на мир взглядом Христа, – пишет архимандрит Андрей (Конанос). – Тебя вопрошает Христос: «Хочешь видеть мир, как вижу его Я? Внешне ничего не изменится. Ты также можешь заболеть, тебя может коснуться безработица, ты столкнешься со сложностями, устанешь, окажешься в передряге. Так происходит во всем мире. Такова жизнь: трагична и непредсказуема. Но Я тебе помогу, чтобы ты иначе воспринимал страдания. Ты увидишь в них новую возможность. Они станут для тебя школой, в которой ты получишь новые знания. Ты хочешь этого?».
Мне кажется, что сейчас многое зависит от того, как мы ответим на этот вопрос.
Светлана Воронцова