Паломничество в подземную обитель

08_gl_xfwjyh44e4Село Шмарное – в 30 километрах от Старого Оскола. Особых достопримечательностей здесь нет. Успенский храм XVIII века разрушен по идеологическим соображениям в 60-м году прошлого столетия. Зато в трех километрах от села находятся загадочные пещеры. Они давно привлекают краеведов, спелеологов, любителей путешествий и почитателей православных святынь. В этот раз исследовать подземные галереи отправились прихожане Ильинского храма во главе с настоятелем протоиереем Василием Истоминым. К ним присоединились научный сотрудник Александро-Невского собора Светлана Владимировна Шестакова и корреспонденты «Православного Осколья».

Неразгаданная история

О Шмарненских пещерах до сих пор ничего доподлинно неизвестно: ни о времени их появления, ни о причинах, ни об устроителях подземного жилища. Их история словно скрыта в веках. Очевидно только одно – трудились над их созданием люди православные: один из коридоров ведет в пещерную церковь. Поэтому с уверенностью можно сказать, что в стародавние времена люди здесь молились. Возможно, в пещерах существовала монашеская обитель. Безусловно, пещеры служили и хорошим укрытием для жителей во время нападения врагов.
В конце XIX века Шмарненские пещеры исследовались краеведами. В «Календаре и памятной книжке Курской губернии на 1891 год» сохранилось их описание: «…В двух верстах от села Шмарного в Старооскольском уезде в 40 саженях от проселочной дороги в меловой горе пещера с очень неудачным входом. От входа идет спуск до коридора, длиной три аршина, затем коридор делится на три прохода с арками, разделенными колоннами, и высеченными по бокам углублениями разной формы, в которых свободно может поместиться человек. Высечены по стенам кресты и углем написаны разные изречения. В восточной стороне (по проходу) нечто вроде церкви; потолок куполообразный, в центре как бы иконостас с царскими дверями, от которых уцелела правая колонна и нижняя часть левой. Все это высечено из мела. Длина переходов до 15 саженей» (сажень равна 2,16 м, аршин – 71 см – прим. ред.).
В том же «Календаре» приведен рассказ местных крестьян о Шмарненских пещерах, из которого узнаем, что лет 40 назад (середина XIX века) в пещерах жил крестьянин села Долгой Поляны Владимир Васильевич Костелев. Церковь была украшена иконами, и Костелев отправлял в ней службу. Возможно, это была попытка возродить монастырь, но она не удалась.
В 1901 году курские власти в связи с программой сбора сведений о памятниках старины вновь проявили интерес к подземному монастырю. Новых достоверных сведений обнаружено не было, хотя было выдвинуто предположение, что он возник в период монгольского ига.
Активно изучали пещеры и в советское время. Подробно подземными культовыми сооружениями Белгородской области занимался краевед К.Е. Битюгин. По его мнению, распространенность пещер в Белгородской области объясняется условиями как природными – протянувшейся по рекам Донцу и Осколу грядой меловых гор (представляющих собой идеальный материал для устройства подземелий), так и историческими: пещеры были прекрасными укрытиями при нападении врагов. В течение нескольких столетий этот обширный район Древней Руси, называемый «Диким полем», подвергался неоднократным набегам и разорениям со стороны различных кочевых племен, литовцев и поляков. Традиция сооружения культовых пещер жила на Белгородчине вплоть до 20-х годов XX века. К примеру, восстановление древнего пещерного скита святого Игнатия Богоносца в Валуйках проходило с 1897 по 1914 годы.
По мнению старооскольского краеведа А.П. Никулова, предания о Шмарненских пещерах связаны с Товолжанной пустынью, существовавшей в XVIII веке вблизи села Коростово (ныне Приосколье). Монастырь был упразднен по императорскому Указу в 1721-1724 гг. Но ни письменных свидетельств, ни устных преданий, указывающих на их общность, не найдено.
Пещерный монастырь в Шмарном принято сравнивать с подземными обителями в Холках и Валуйках, появившимися в начале XVII века. Однако участники одесской экспедиции, обследовав все три рукотворные пещеры, пришли к выводу, что, несмотря на внешнюю схожесть, Шмарненский монастырь имеет ряд существенных отличий: густая сетка ходов и небольшие размеры; сечение ходов не арочное, а прямоугольное; есть помещение, напоминающее по конфигурации печь. Потолок и стены возле него сильно закопчены. Исследователи предположили, что дымовая вытяжка шла по ходу. Так что есть все основания утверждать, что Шмарненские пещеры возникли в иной исторический период, чем в Холках и Валуйках, и возможно, гораздо раньше, чем указано на табличке, установленной возле входа в подземелье, – “первая четверть XVII века”. Вероятно, появление подземной обители настолько удалено во времени, что письменные источники просто затерялись в веках.

Путешествие по пещерному монастырю

Уже несколько дней октябрь радовал теплыми солнечными деньками. Накатанная проселочная дорога была сухой, и по ней без труда двигалась вереница машин паломников в поисках заветного места. Меловые горы покрылись деревьями и кустарниками. Где же спрятался от посторонних глаз вход в монашескую обитель? Оказалось, что найти его несложно. Проторенная тропинка в гору подтверждала – свято место пусто не бывает, она быстро привела к цели. Рядом с входом – площадка для отдыха: стол, скамеечки. Перед тем как войти в подземелье, Светлана Владимировна Шестакова предлагает экскурс в историю Шмарненских пещер.
Вход в пещеру – это узкий низкий лаз, почти врата смирения, которые преодолеваются с трудом. Изначально пещера имела три входа, но два из них засыпаны. Через пару метров входной рукав расширяется, можно встать в полный рост и свободно двигаться по коридорам. В стенах небольшие углубления, наверное, в них ставили свечи для освещения. Вдоль стен наталкиваешься на проемы – это сохранившиеся помещения. Одни напоминают кельи монахов, но в них не увидишь места для отдыха – лежанки; другие – хозяйственные комнаты, смежные друг с другом. В них много различных проемов, углублений.
Старожилы села утверждают, что в пещерах был подземный колодец, но где он мог располагаться, трудно предположить.
Длинный коридор выводит в просторное помещение. Это и есть храм. Потолок – в виде купола, меловые колонны, одна из которых хорошо сохранилась, отделяют алтарь от трапезной части. В нем хорошо угадываются очертания жертвенника и горнего места. Прямоугольное углубление справа явно предназначено для иконы.
Само место призывает на молитву. Протоиерей Василий Истомин облачается в белую ризу и начинает служить панихиду. Верующие выключают фонарики и зажигают свечи. И начинается молитва о создателях подземной обители, о подвижниках, ушедших из мира. Разве они не любили солнечный свет, прозрачную синеву небес, нежную зелень мая или аромат полевых цветов? Все это было дорого их сердцу. Но Господа они любили больше созданного Им прекрасного мира.
– Здесь трудились люди, и что люди здесь искали? Золото или бриллианты? – спрашивает отец Василий. – Зачем в меловой породе было столько вырыто? Мы знаем, что в меловой породе очень трудно проделать такие ходы. И люди, прилагая физические силы, искали здесь самое главное – Царство Небесное.
Паломники вновь проходят по коридорам, стараясь заглянуть во все уголки и при этом не напугать местных обитателей – летучих мышей, забившихся в щелях. Мы с благоговением прикасаемся к почерневшим стенам. К сожалению, они все исписаны любителями автографов. Но среди тех, кто приезжает в пещеры, есть и другая категория людей. Они убирают накопившийся мусор, очищают стены от копоти и надписей. Почти все стены подземного храма и кельи сейчас очищены, они светятся в лучах фонариков первозданной белизной. Среди энтузиастов, радеющих о древней святыне – местные священники Василий Химин и Максим Пастухов. Вместе с прихожанами они частенько наведывались сюда, чтобы помолиться и навести чистоту и порядок.
На прихожан Ильинского храма подземная обитель произвела сильное впечатление. Их поразило ощущение первозданности, соприкосновение с древней историей христианской Руси. Поэтому они сразу стали строить планы на следующую поездку – приехать и потрудиться для восстановления благолепия древней обители. Как сказал один из паломников Василий Курилов, здесь мы видим и труды первых создателей монастыря – монахов и крестьян, и забвение обители – закопченные и исписанные стены, и вновь ее возрождение. Люди приезжают, чтобы очистить стены от грязи. Жизнь восстанавливается и приходит в правильное русло.
Идея восстановить Шмарненские пещеры по подобию Холковского Свято-Троицкого монастыря существует уже давно. Но каждый раз возникают те или иные препятствия: отсутствие средств, асфальтированной дороги и, прямо скажем, подвижников этого дела. А пока управление культуры признало Шмарненские пещеры памятником истории и архитектуры, который находится под охраной государства, и установило у входа соответствующую табличку. Что ж, возможно, это первый шаг к более активному освоению исторического наследия Старооскольского края.

Светлана Воронцова

Исторические материалы предоставлены С.В. Шестаковой



   Паломничество в подземную обитель (с.Шмарное)

      г. Старый Оскол
      30.10.2014


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 21 = 28