Ответы на вопросы

На вопросы отвечает клирик Александро-Невского кафедрального собора протодиакон Сергий Епифанцев.

– Я люблю угождать людям. Мне приятно помогать, решать проблемы друзей и знакомых или просто что-то делать по чьей-то просьбе. Но многие святые говорили, а вслед за ними и современные священнослужители говорят, что нужно угождать прежде всего Богу, а не людям. Разве не угождаем мы Богу, если помогаем людям?

– А как, по-вашему, нам следует угождать Богу? Иоанн Богослов в первом соборном послании пишет: «Кто говорит: ”я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4:20-21). Все Евангелие, притчи Христовы, Его рассказ о Страшном суде говорят о заповедях любви к Богу и ближнему, которые реализуются через служение. О нем нам заповедует апостол Павел: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2).

Когда мы говорим о том, что угождение Богу должно быть прежде угождения людям, в этом – предостережение от греха человекоугодия, а вовсе не рекомендация не помогать ближним. Человекоугодие – это грех, который мы совершаем, соглашаясь со злом, неправдой, несправедливостью. Это малодушие и трусость, то самое молчание, которым предается Бог.

Когда вы из угождения людям готовы совершить грех, то это как раз оно и есть. Нужно расставить приоритеты. Но помощь ближнему, милостыня и дела милосердия – это прямое исполнение евангельских заповедей. Хочу только вас предостеречь от тонкой формы гордыни, которая может прорастать в душе человека, творящего добро. Всегда помните слова Христовы: «…когда исполните все повеленное вам, говорите: “мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать”» (Лк. 17:10). Совершенное вами доброе дело – это не «заслуга», за которую вас наградят. Само по себе оно и есть награда, честь, оказанная вам Богом, дарованная Им возможность быть Его руками в жизни другого человека.

 – Что значат слова «вечная память» при совершении заупокойного богослужения и молитв? Кто должен помнить вечно усопших? Ведь все родные и друзья покойного тоже рано или поздно умрут. 

– Среди церковных людей есть справедливое наблюдение – если ты молишься за своих усопших, потом будет, кому помолиться о тебе. Церковная община и православная семья часто хранят память о тех, кого не знали лично, о предках и родственниках, о строителях храмов, священниках церковных старостах и прихожанах. Родные и друзья покойного передадут молитвенную память о нем своим детям, которых они воспитают в вере Христовой.

Другое дело если люди, не будучи участниками церковной общины, просто по традиции «заказали отпевание». Скорее всего они не молятся дома и поминают своих усопших в лучшем случае два-три раза в году. Это их выбор. Для них молитвенная память станет «вечной памятью» если они обратятся и начнут вести молитвенную жизнь в Боге.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

75 − = 73

АРХИВ ГАЗЕТЫ